Interested Article - Кестельская культура
- 2021-03-04
- 2
Кестельская культура (также, кестхейская культура или кестхельская культура ; венг. Keszthely-kultúra ) — позднеантичная -раннесредневековая культура смешанного романо-славяно-аварского происхождения на среднем Дунае, в бассейне озера Балатон (современная Венгрия ). Стала известна благодаря находкам ремесленной керамики и различным (преимущественно женским) украшениям (в основном из золота). Сложилась на основе романской культуры бывшей римской провинции Паннония в 500—700 годы н. э. На протяжении всего периода культура претерпевала существенные этноязыковые трансформации, хотя, по-видимому, романоязычное ядро культуры с центром в современном городе Кестхей (из лат. castellum — « замок », «крепость») сохранялось до начала IX века. В районе озера Балатон, где существовала культура, до сих пор сохраняется романская топонимика .
История
После распада Римской империи остатки немногочисленного романоязычного населения Паннонии покорили кочевые авары (по-видимому, имевшие тюркское происхождение) и гепиды ( германское племя ), образовавшие аморфные государственные образования. Романское население сохранилось местами, поскольку как авары, так и гепиды были заинтересованы в сохранении группы оседлых ремесленников, которые к тому же служили торговым звеном для связи с романоязычным Средиземноморьем (в первую очередь с Италией).
В отличие от восточно-романских сообществ ( валахи ), не номадизировалось, сохранив оседлый образ жизни с ярко выраженной ремесленнической ориентацией. Но, учитывая их небольшую изначальную численность (около 100 000 человек), оседлый образ жизни делал сохранение кестельской культуры непростой задачей в условияx Великого переселения народов .
Археологические раскопки указывают [ источник не указан 1497 дней ] на постепенное сокращение панноно-романской культуры на протяжении периода её существования. Если в начале VI века она предположительно охватывала всю Паннонию с центрами в городах Печ и Кестхей , то к началу VIII века её следы обнаруживаются лишь у юго-западной оконечности озера Балатон (оценка численности населения около 50 000 человек). Долгое сохранение культуры у Балатона неслучайно, так как климат именно этого региона Среднедунайской равнины близок средиземноморскому. К этому времени на Средний Дунай проникают первые славянские поселенцы. Кестельская культура всё больше принимает славяно-аварский характер. С запада усиливается влияние немецких колонистов, заселявших Каринтию .
Остатки культуры славянизировались и были инкорпорированы в славянское Блатенское княжество (839—876) и Великоморавскую державу (876—901), а после 901 года вошли в состав венгерских земель .
Предметы
- Массивные золотые женские украшения с характерными подвесками, вотивные предметы раннехристианских культов .
- В районе Блатнограда (Мосбурга) в деревне Залавар сохранились остатки древней романской базилики (раннехристианской церкви ).
Галерея
-
Золотая брошь с лат. гравировкой BONOSA и серьги в ранневизантийском стиле
-
Женские украшения из захоронения в Паннонии
-
Снимок с воздуха: Горсиум — Геркулия (совр. , Венгрия ) — главный городской центр Кестельской культуры
-
Реконструкция облика девочки из римской Паннонии VI в.
Литература
- Вакуленко Л. В., Приходнюк О. М. Этнокультурные процессы в Карпатском бассейне и Подунавьи в период раннего средневековья (V— VII вв.) // / Редкол.: П. П. Толочко (отв. ред.) и др. — К. : Наук. думка, 1990. — С. 79—99. — ISBN 5-12-001526-3 .
- Эрдели И. Археология Венгрии VI—XI вв. // Археология Венгрии: Конец II тысячелетия до н. э. - I тысячелетие н. э. / Отв. ред. В. С. Титов , И. Эрдели . — М. : Наука, 1986. — С. 310—346.
Примечания
- Максим Иванович Жих. // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. — 2019. — № 2 (15) . — С. 65 . — doi : .
- К вопросу о времени заселения славянами Карпатского бассейна // Исследования по истории славянских и балканских народов. М., 1972. С. 68—77.
- Любомир Гавлик, Моравская народность в эпоху раннего феодализма // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. Методология и историография, Отв. ред. В. Д. Королюк . — Москва: Наука, 1976 г. — 262 стр, с. 156—186
- Назин С. В. Происхождение славян: реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций. — М. : Грифон, 2017. — С. 147—156. — 279 с. — ISBN 978-5-98862-328-1 .
Ссылки
- 2021-03-04
- 2