Садлер, Рейнгольд
- 1 year ago
- 0
- 0
Йоганн Рейнгольд А́спелин или Йоханнес Рейнхольд Аспелин ( фин. Johannes Reinhold Aspelin ; 1 августа 1842 , — 29 мая 1915 , Гельсингфорс ) — первый финский археолог , основатель Национального музея Финляндии и музея Хельсинкского университета , организатор археологических исследований в Финляндии .
Родился в семье пастора Хенрика Рейнхольда Аспелина, детство и юность провел в Эстерботтене . В 1862 сдав экзамены на аттестат зрелости , Аспелин поступил в университет , где увлекся теориями ранней истории своего народа. После сдачи кандидатского экзамена ( 1866 ) получил степень бакалавра искусств, написал труд на финском языке ( 1869 ), в котором он представил историю Северной Финляндии средневекового периода и попытался рассмотреть вопрос о населении этой области в доисторические времена. Высказал мнение, что квены являются карелами и были предками северо-восточного аборигенного населения.
Получил степень магистра в 1869 году, лиценциат в 1876 году и докторскую степень в 1877 году. Аспелин также учился в Московском университете и совершил несколько экспедиций в местам обитания финно-угорских народов России. С ознакомительной целью побывал в странах Северной Европы, Германии, Франции, Польши и Балтии.
В своей докторской диссертации «Основы финно-угорской культуры» ( 1875 ) Аспелин выводил исторические корни финно-угров из региона Горного Алтая и долины Енисея, откуда в эпоху бронзы они постепенно мигрировали на запад до Урала. На своей прародине они, по Аспелину, использовали бронзовые предметы производства, но перейдя в новые области, такие как Карелия , ввиду нехватки металла, они вновь перешли к производству каменных орудий. Эта теория была опровергнута А. М. Тальгреном уже в начале 1900-х годов.
Аспелин служил хранителем исторического и этнологического музея Хельсинкского университета в 1875—1878, преподавал в Хельсинкском университете в качестве экстраординарного профессора в 1878—1885, работал директором Археологического комитета в 1885—1915. Он был секретарем финской археологической комиссии в 1870—1871 и 1874—1885, а также председателем с 1885 по 1915 год. Аспелин был также председателем финской туристической ассоциации с 1892 по 1907 год.
Выпустил большой археологический атлас с 2200 рисунками древних предметов со всей финно-угорской области, от Северного моря до Средней Волги и от Балтийского моря до Монголии на двух языках в пяти выпусках под названием «Antiquites du Nord Finno-ougrien» («Древности финно-угорского Севера») в период с 1877 по 1884 г.
В первой поездке летом 1887 г, кроме Аспелина, участвовал его ученик — археолог Аппельгрен , который ещё студентом принимал участие в путешествиях 1880 и 1881 гг. по Прибалтике и исполнил большинство рисунков в пятом издании указанного выше атласа. Экспедиция, начавшаяся в июне 1887 г., копировала обнаруженные ранее рунические надписи , а также вела поиск новых, выявляя их связи с захоронениями. Базой для проведения исследований стал богатый археологическими находками Минусинский музей . В поездку 1888 г. Аспелин и студент-художник Вуори дважды пересекали Западный Саян и сплавились на плоту по Енисею, возвращаясь в Минусинск . Изучались древние памятники на Чулышмане , в Урянхайской земли и Минусинском округе . Были открыты и скопированы 32 надписи. Предварительные результаты проделанной работы опубликованы И. Р. Аспелиным совместно с Отто Доннером . Однако материалы Н. М. Ядринцев , полученные во время его экспедиции в Монголию на реку Орхон опровергли излюбленную теорию Аспелина о древнефинском характере письма. В сообщениях, посланных в 1889 г. в Берлин для Антропологического общества, Аспелин предположил, что более молодые енисейские надписи могли быть сделаны « киргизскими хакасами », которые после эпохи бронзы жили на Верхнем Енисее, и о которых знали китайцы . Другое сочинение «Степные могильники в округе Минусинска на Енисее. Исследование камней с надписями» было написано Аспелиным за 3 года до смерти и опубликовано в юбилейном сборнике финно-угорского общества в честь Томсена .
Библиография работ составлена Альфредом Хакманом (Alfred Hackman) и опубликована в 1916 г. В ней более 150 различных публикаций, по археологии и этнографии — 46 (на русском языке — 2), по истории и культуре — 19.