Interested Article - Дудук
- 2020-03-19
- 1
Дуду́к (от тур. düdük — флейта ) или циранапох ( арм. ծիրանափող ) — музыкальный духовой язычковой инструмент древнеармянского происхождения , обладающий мягким певучим звучанием . Дудук представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа , Ближнего Востока , Центральной Азии и Балканского полуострова . Сегодня дудук используется в саундтреках популярных фильмов.
Этимология
Название дудука-флейты происходит от слова тур. duduk , düdük , которое в свою очередь произошло от перс. тутак .
Армянская народная этимология связывает «дудук» с имитацией слогов, произносимых во время игры на инструменте при атаке: ду, фу, туй . Отсюда же произошло и более раннее название армянского дудука туйтуй .
История
Дудук под названием «циранапох» («абрикосовая труба») упоминал ещё армянский историк V века Мовсес Хоренаци .
Инструмент дудук и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа . На протяжении многих веков она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы , свадебные и похоронные церемонии и другое .
Согласно этномузыковеду Джонатану Макколаму (Dr. Jonathan McCollum), дудук изображен на многочисленных армянских рукописях Средневековья , символизируя армянскую национальную идентичность. Как отмечает Макколам, наиболее важным качеством дудука является его способность выражать диалектику и настроение армянского языка [ неавторитетный источник ] .
В 2005 году армянскому дудуку и исполняемой на нём музыке ЮНЕСКО присвоила статус шедевра устного и нематериального культурного наследия человечества . В 2008 году они включены в соответствующий репрезентативный список .
Общее описание
Большая российская энциклопедия и оксфордский Музыкальный словарь Гроува называют дудук армянским инструментом .
Дудук имеет 8 игровых отверстий одинакового диаметра на верхней стороне трубки и 1 игровое отверстие снизу, закрываемое большим пальцем. Дополнительно на нижней стороне может быть десятое отверстие, предназначенное для настройки инструмента. Длина трубки дудука и трости зависит от тональности (строя) инструмента, в среднем она составляет около 32 см, трости — 12 см . Рабочая часть вставляемой в трубку трости состоит из двух сомкнутых лепестков, слегка приоткрытых в игровом состоянии. Подстройка высоты звучания и величина просвета между лепестками регулируется одетым на язычок хомутиком. Хранится язычок с надетым на концы лепестков прижимным колпачком. Трость имеет определённую тональность, соответствующую тональности дудука.
Армянский дудук изготавливается в основном из абрикосового дерева . По этой причине вторым его названием является циранапох ( арм. ծիրանափող ), переводимое как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева». Язычок делается из тростника .
B 1920—1930-x годах армянский дудук был усовершенствован B. Г. Буни , который, сохранив основные черты народного инструмента, создал три разновидности дудука разных регистров. Самый низкий из них, баритоновый, получил название по имени конструктора — «бунифон» .
Строй, нотация, аппликатура
6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 |
f м |
g м |
a м |
h м |
c 1 |
d 1 |
e 1 |
f 1 |
g 1 |
a 1 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
g 1 |
— |
a 3 |
c 4 |
— |
d 6 |
e 7 |
g 9 |
— | — |
Строй дудука, в отличие от общепринятого обозначения для других духовых инструментов, определяется самой высокой нотой, извлекаемой со всеми открытыми игровыми отверстиями, или нотой октавой ниже, извлекаемой с двумя открытыми отверстиями (дальними от игрока). Между этими нотами образуется звукоряд мажорной гаммы. От нижней первой ступени мажора вниз идут ещё две его ступени (7 и 6). От этой 6 ступени (при всех закрытых отверстиях) начинается параллельная минорная гамма. Итого, для дудука в строе До это будут До мажор и Ля минор. Для дудука в строе Ля — Ля мажор и Фа-диез минор и т. д. Понижая седьмую ступень (на 1 и 9 отверстии), от второй ступени получается ещё одна гамма Ре минор (для дудука Ля — Си минор). Недостающий верхний тон Ре извлекается увеличением давления губ на трость. Альтерация ступеней основного звукоряда (повышение или понижение на полтона) достигается неполным закрытием отверстия (начиная с верхнего дальнего: 1, 3, 4, 6, 7, и заканчивая нижним 9).
Дудук транспонирующий инструмент, то есть ноты для него записываются не так, как они звучат на самом деле. Исключение составляет только дудук в строе До, нотация которого взята за основу для дудуков со всеми другими строями (Соль, Ля, Си бемоль, Си, Ре). Таким образом, нотация начинается от Ля малой октавы и заканчивается До второй октавы, с возможным повышением ещё на один тон.
Исполнение
Типичный репертуар составляют лирические песни с богатой орнаментикой , исполняемые под бурдонный аккомпанемент второго дудука . Также характерны произведения в жанре мугам . В танцевальных мелодиях дудук сопровождает барабан дхол или бубен даф . Для игры применяется техника непрерывного дыхания : одновременно с подачей воздуха на трость музыкант дышит носом, язык при этом выполняет роль «шлюза», порциями передавая воздух из гортани в ротовую полость.
Одним из самых известных исполнителей музыки на дудуке являлся музыкант и композитор Дживан Гаспарян , прозванный мастером дудука , автор саундтреков многих голливудских фильмов, таких как, например, « Последнее искушение Христа » (1988) и « Гладиатор » (2000) (за которую получил премию «Золотой глобус» ) . Он работал со многими известными музыкантами, среди которых Андреас Фолленвайдер , Лайонел Ричи , Стинг , Питер Гэбриел , Ханс Циммер , Брайан Мэй , Роман Мирошниченко , Борис Гребенщиков , Ирина Аллегрова , Владимир Пресняков , Игорь Крутой , Майкл Брук и Дерек Шериньян .
В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются , Дживан Гаспарян-младший (внук Дживана Гаспаряна), , , , , . Следует назвать и выдающегося дудукиста Ованеса Касьяна (Հովհաննես Կասյան), который сыграл важную роль в развитии этого искусства в Грузии .
Родственные инструменты
Двухязычковые инструменты семейства дудука имеют древнеармянское происхождение и распространены в странах Кавказа, Ближнего Востока и Центральной Азии . Близкие по конструкции и звучанию народные музыкальные инструменты:
- Балабан , ясти́ балабан, баламан — музыкальный инструмент, распространенный в Азербайджане , Дагестане , Иране .
- Мей — турецкий .
- Дудуки — грузинский .
- Гуань — китайский [ источник не указан 319 дней ] .
- Хитирики — японский [ источник не указан 319 дней ] .
См. также
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 14 августа 2009. 25 сентября 2009 года.
- ↑ // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Черных П. Я. Дудка // Историко-этимологический словарь современного русского языка. Том 1. — М. : Русский язык, 1999. — С. 273. — 624 с.
- ↑ (англ.) // The Oxford Companion to Music / Alison Latham. — Oxford University Press, 2011-01-01. — ISBN 978-0-19-957903-7 . — doi : .
- ↑ , с. 12.
- ↑ .
- ↑ Дудук (свистковая флейта и язычковый духовой инструмент) // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М. : Дека-ВС, 2008. — С. 207—209. — 786 с.
- Рачия Ачарян. Թուրքերէնէ փոխառեալ բառերը Պօլսի հայ ժողովրդական լեզուին մէջ համեմատութեամբ Վանի, Ղարաբաղի եւ Նոր-Նախիջեւանի բարբառներուն (The Loan Words from Turkish in the Colloquial Armenian Language of Constantinople as Compared to the Dialects of Van, Gharabagh, and Nor-Nakhichevan). — Moscow-Vagharshapat, 1902. — С. 340.
- . Дата обращения: 1 апреля 2012. Архивировано из 21 января 2011 года.
- ↑ от 21 ноября 2019 на Wayback Machine (англ.) // UNESCO
- Turpin, Andy. . The Armenian Weekly (12 февраля 2010). Дата обращения: 22 февраля 2010. 22 февраля 2012 года.
- (PDF). unesco.ru (2005). Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано из 24 октября 2018 года.
- ↑ At’Ayan, R., & McCollum, J. (англ.) . The Grove Dictionary of Musical Instruments . Oxford University Press (2014). Дата обращения: 19 марта 2023.
- Дата обращения: 29 сентября 2017. 10 марта 2016 года.
- ↑ .
- ↑ . Дата обращения: 22 января 2012. 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано из 25 мая 2012 года.
- Дата обращения: 2 июня 2012. 13 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 28 октября 2012. 20 августа 2013 года.
- . Дата обращения: 2 июня 2012. 28 октября 2010 года.
- . Дата обращения: 22 января 2012. 13 декабря 2011 года.
- (недоступная ссылка)
- .
- // Encyclopædia Iranica. — 1988.
Литература
- // Большая российская энциклопедия (электронная версия). — М. , 2016.
- // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Стб. 327—328. — 960 стб.
- Минасян Г. В. Пособие по игре на дудуке. — Ер. : Луйс, 1988. — 183 с.
- Дудук армянский (с. 88). Дудуки грузинский (с. 93). Баламан азербайджанский (с. 81—82). Ясти балабан дагестанский (с. 106—107) // . — М. : МузГИз, 1963. от 5 октября 2021 на Wayback Machine
- Черных А. В. Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М. : Советский композитор, 1989. — С. 51—52. — 320 с.
- // Музыкальная энциклопедия. Том 1. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Стб. 283—284.
- Максим Азаров. // collab.am.
- 2020-03-19
- 1