Гори, гори ясно
- 1 year ago
- 0
- 0
Армяне в Гори — национальное армянское меньшинство, проживающее в грузинском городе Гори .
Гори впервые упоминается в летописях с VII века н. э., хотя некоторые источники связывают основание города с царствованием Давида IV Строителя в начале XII века. Как отмечает армянский хронист Смбат Спарапет :
Царь Давид был человеком воинственным… Вокруг него собрались все остальные войска армян. Он построил армянский город в Грузии, утвердил много церквей и монастырей и назвал этот город Гура (Гори). Он имел от армянки сына, по имени Димитре, который был очень высокого роста.
13 июля 1858 года в городе было открыто , которое содержалось за счёт трёх армянских церквей. По состоянию на 1881 год в нём училось 47 армян, на которых приходилось 2 преподавателя . Кроме этого, в городе была Армянская начальная школа для девочек, которая также содержалась за счёт армянской церкви. В школе по состоянию на 1881 год было 29 учениц, на которых приходилась одна учительница . Кроме этого, армянки обучались в Анастасиинской прогимназии, в которой в 1881 году насчитывалось 34 армянских девочки .
В 1873 году в городе проживало 6000 человек: 3495 армян, 2250 грузин и 254 русских. При этом, по наблюдениям А. Джавахова, армяне Гори почти не говорили по-армянски, а переписку вели на грузинском языке . В 1893 году в городе насчитывалось 7243 жителя, среди них грузин - 3807 человек (52,6 %) и армян - 2894 человека (40,0 %) . В советский период наблюдался процесс гомогенизации населения, что привело к резкому изменению национального состава. Резко сократилась доля армян и осетин в окрестностях Гори .
На 1881 год в городе имелось 14 церквей: 7 армянских, 6 православных (одна из которых русская) и 1 католическая . Наиболее знаменитой из армянских церквей города была церковь св. Стефана , имевшая высокую готическую каменную пирамидальную крышу, покрытую разноцветными изразцами, и башенкой над входом. В последней помещались колокола разных размеров. Сама церковь состояла из трёх отдельных этажей: два верхних могли считаться отдельными церквами, а нижний являлся гробницей для трёх неизвестных святых .
Духовных лиц в городе насчитывалось 12 человек: 6 армянских священников, 5 православных и 1 католический. Влияние православных священников на свою паству было незначительным, в отличие от армянских духовных лиц, чьё влияние на своих прихожан было несколько больше, чем у православных .
В городе имелось армянское церковно-приходское училище