Interested Article - Проданный аппетит
- 2020-12-14
- 1
«
Про́данный аппети́т
» (
другое название
— «
Филантро́п
») —
советский
немой художественный фильм
Николая Охлопкова
, снятый по мотивам одноимённого памфлета
Поля Лафарга
на
Первой кинофабрике ВУФКУ
в 1928 году. Эксцентрика, выбранная авторами в качестве основы киноязыка, по-новому разоблачает чудовищные контрасты буржуазного общества
.
Первый показ состоялся в Киеве 5 марта 1928 года. Фильм не сохранился.
Сюжет
Шофёр Эмиль остался без работы. Нечего было есть, муки голода обессиливали тело. В то время у банкира де Раппе, одного из самых богатых капиталистов Европы, сильно заболел желудок. Он имел аллигаторский аппетит, но его желудок мог принимать порцию не больше завтрака какой-нибудь птицы. Лучшие врачи Европы были в его распоряжении и ломали голову, как помочь банкиру. И вот однажды один из профессоров изобрёл чрезвычайный способ спасти больного богача: операцией отделить процесс еды от функций переваривания. Профессор Фукс смело предложил своему пациенту: «Если вы найдёте человека, который продаст вам свой желудок, я смогу заставить переваривать то, что вы будете есть».
И Эмиль согласился продать свой желудок. Профессор Фукс сделал операцию, желудок Эмиля перешёл в распоряжение богача. Отныне Эмиль был рабом, отныне он получил страшные муки из-за того, что начал есть обрадованный Раппе. Его аллигаторский аппетит вышел наконец на широкое поле. Много вкусных блюд исчезало в его прожорливой пасти. Эмиль устал. Не было сил жить. Он только искал возможность лишить себя жизни. А владелец проданного аппетита — банкир — не давал ему ни минуты покоя. Погиб капиталист со своим аппетитом в аварии автобуса, которым управлял Эмиль. — приводится по изданию «Фильмы производства фабрик Украинфильма», Харьков, 1934
В аннотации не упоминается о любовной линии — невесте Эмиля Жанне, которая после сделки с банкиром становится его женой. Их свадебное путешествие омрачает внезапное открытие Жанны: острая, физическая боль искажает лицо Эмиля всякий раз, как Раппе принимается есть. Случайно обнаружив контракт, Жанна узнаёт причину страданий супруга и решается ему помочь.
Эмиль снова за рулём, но именно в этот момент банкир без конца пьет разные вина, от чего хмелеет Эмиль, автобус перестаёт слушаться водителя, из него на ходу выскакивают испуганные пассажиры. Банкир глух к мольбам ворвавшейся к нему Жанны, в отчаянии она подсыпает в его бокал яд. Но опомнившись, соображает, что от яда погибнет её муж. Автобус с разгону налетает на дом и разбивается в щепки, Эмиль мёртв
.
В ролях
- Амвросий Бучма — Эмиль, безработный
- Марк Цибульский — банкир де Раппе
- Анисим Суслов — Бидатр, ресторатор
- А. Гвоздева — жена ресторатора
- Мария Дюсиметьер — Жанна, дочь ресторатора
- Иван Маликов-Эльворти — Жиго, фининспектор
- Владимир Лисовский — профессор Фукс
- В. Комар — секретарь
- Проняев — тренер
- А. Белов — 1-й обжора
- Анастасий Симонов — 2-й обжора
- Борис Шелестов-Заузе — лакей
- Татьяна Тарновская — проститутка
- Анна Кожевникова — буфетчица
- Георгий Ортоболевский — церемониймейстер
- Т. Кочкина — посетительница
- Борис Тамарин — эпизод
- исполнители даются по Аннотированному каталогу «Советские художественные фильмы» т. 1 (1961) , а также данным из русскоязычных порталов о кино
История создания
…Охлопков почувствовал в работе над памфлетом Лафарга возможность продолжить свои поиски новой формы современной трагикомедии — памфлет nредоставлял для этого все возможности.
Постановка по мотивам памфлета П. Лафарга стала второй работой в кино Н. Охлопкова и, по мнению бывшего с ним в переписке С. Юткевича , ещё более смелым экспериментом, чем его дебют — «Митя» (1927) . Оригинальный сценарий Н. Эрдмана и А. Мариенгофа был утверждён Высшей репертуарной комиссией ВУФКУ в мае 1927 года и уже в июле киногруппа приступила к съёмкам. Часть из них прошла в Киеве , исполнитель Эмиля А. Бучма сам выполнял многочисленные трюковые сцены без участия каскадёров . Монтажными средствами действие в фильме выстраивалось бурно, в нарастающем темпе .
По первоначальному замыслу фильм должен был ставиться в полном отрешении от натуралистической обстановки, для чего основным фоном стал бы чёрный бархат, что «помогло бы заняться вплотную изучением кино-игры, света и линии» . Но за отсутствием необходимого количества материала (бархата и прочего) режиссёр пошёл на компромисс, предприняв только «вылазки в сторону кино-экспериментальной обработки снимаемого» .
Вопросы формы занимали в работе режиссуры едва ли не первое место. Но было бы ошибкой считать, что у режиссуры «форма — самоцель», что режиссура узко-формально подходила к вещи… Нет. Вопросы формы, вся сложность и простота их вырастали в прямой зависимости от необычайности фабулы, сюжета и социальной остроты основной темы.
— Николай Охлопков , режиссёр о работе над фильмом «Проданный аппетит»
Охлопков на сей раз сознательно отказался от длинных кусков, понимая, что изображение физиологических страданий неуместно средствами актёрского подражания, и применил систему хорошо продуманных кинометафор, деталей и чисто динамических средств. Например, большой фрагмент мучений героя он воплотил в целой серии крупных планов и монтажных кусков, снятых с движения на аттракционе — так называемых «американских горах» в саду Ленинградского Народного дома .
— Сергей Юткевич , « Искусство кино » № 6 1980
К началу декабря все съёмки были завершены .
Прокат и дальнейшая судьба
КО ВСЕМ КРАЕВЫМ ОТДЕЛАМ ВУФКУ
ИЗВЕЩАЕМ ЧТО ЛАБОРАТОРИЯ ВУФКУ ЗАГРУЖЕНА МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ЗАКАЗАМИ СО ВСЕГО СОЮЗА И ЗАГРАНИЦЫ НА КАРТИНУ ПРОДАННЫЙ АППЕТИТ ТЧК
В СВЯЗИ С ЭТИМ ВЫСЫЛКУ ВАМ ЭТОЙ КАРТИНЫ ПРИХОДИТСЯ ВРЕМЕННО ЗАДЕРЖАТЬ ТЧК
КАРТИНУ ПРИШЛЕМ ВАШЕМУ ОТДЕЛУ НЕМЕДЛЕННО КАК ВЫПОЛНИМ ВАШ ЗАКАЗ
Премьера картины в Киеве состоялась 5 марта 1928 года , в Москве — 12 июня 1928 года . О коммерческом успехе свидетельствует сохранившаяся в архиве ВУФКУ телеграмма .
Выход на экраны вызвал бурную дискуссию в прессе, причём «критическая разноголосица ни в малой степени не облегчила задачу объективного рассмотрения удач и просчётов бесспорно талантливой работы Охлопкова» . С резкими статьями против картины сразу в двух газетах выступил прежде работавший в ВУФКУ К. И. Фельдман , что оказалось губительным для дальнейшей карьеры Охлопкова-кинорежиссёра в УССР .
В январе 1932 года за подписью заместителя председателя Главреперткома П. А. Бляхина вышла директива: «Картину в представленной редакции запретить» :
Картина выхолащивает социально-политическое содержание социалистического строительства, подменяет классовую борьбу отвлечённой героикой борьбы пролетариата с трудностями. На ряду с полным искажением классово-политической обстановки в городе и в деревне, наряду с отрицанием роли партии и <неразборчиво> картина недопустима для массового зрителя в силу её подчёркнутого формального трюкачества.
— Постановление о запрете, 19 января 1932
Фильм не сохранился , исходники всех фильмов Охлопкова, хранившиеся в фильмотеке Одесской киностудии , погибли под бомбёжкой в первые месяцы Великой Отечественной войны .
Примечания
- К<оломаров>. Б. // Жизнь искусства : журнал. — 1928. — Август ( № 35 ). 9 апреля 2023 года.
- Герман М., Іваницький І. Проданий апетит // Фільми виробництва фабрик Українфільму (укр.) . — Харків: Мистецтво, 1934. — С. 38–39.
- // Проданный аппетит // Производство «ВУФКУ» / Кино-проспект . — М. : Теа-кино-печать, 1928. — 6 с.
- ↑ , с. 287.
- ↑ , с. 102.
- , с. 101.
- Ятко М. // Кіно : журнал. — 1927. — Август ( № 17 ). — С. 4—5 . 9 апреля 2023 года.
- ↑ (укр.) . ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление) . Дата обращения: 9 апреля 2023. 9 апреля 2023 года.
- ↑ Охлопков Н. // Проданный аппетит // Производство «ВУФКУ» / Кино-проспект . — М. : Теа-кино-печать, 1928. — 6 с.
- ↑ (укр.) . ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление) . Дата обращения: 9 апреля 2023. 9 апреля 2023 года.
- , с. 292.
- , с. 104.
- ↑ . ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление) . Дата обращения: 9 апреля 2023. 9 апреля 2023 года.
- , с. 293.
- , с. 90.
Литература
- Дев'ятнин В. (укр.) // Кiно : журнал. — 1928. — № 1 . — С. 8—9 .
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог // Немые фильмы 3000 экз. / сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, П. В. Фионов, Ю. В. Якубович. — М. : Искусство, 1961. — Т. 1: Немые фильмы (1918—1935). — 528 с. —
- Юткевич Сергей. // Искусство кино : журнал. — 1980. — Июнь ( № 6 ). — С. 90—110 .
- История украинского советского кино. В 3 т. / Б. С. Буряк, Г. В. Журов, С. Г. Зинич и др.. — К. : Наукова думка, 1986. — Т. 1 (1917—1930). — 245 с.
- Миславский В. Н. ISBN 978-966-2149-55-5 . . — Харьков: Дім Реклами, 2016. — Т. 1. — 496 с. —
Ссылки
- . KM.RU . Дата обращения: 9 апреля 2023.
- 2020-12-14
- 1