Interested Article - Чёрный верблюд

«Чёрный верблюд» ( англ. The Black Camel ) — детективный фильм с элементами комедии режиссёра , который вышел на экраны в 1931 году . Название фильма происходит от афоризма, который произносит главный герой картины, полицейский детектив из Гонолулу Чарли Чан : «Смерть — это чёрный верблюд, который непрошеным становится на колени у каждых ворот» .

В основу фильма положен одноимённый роман американского детективного писателя Эрла Дерра Биггерса , который был опубликован в 1929 году. Это второй фильм, в котором главную роль детектива Чарли Чана исполняет Уорнер Оулэнд и единственный сохранившейся из первых пяти фильмов о Чане с Оулэндом в главной роли.

Действие картины происходит в Гонолулу, где прибывшую на съёмки кинозвезду Шилу Фэйн ( Дороти Ревьер ) убивают в её гримёрной палатке. Среди подозреваемых оказываются её жених, миллионер и путешественник Алан Джейнс ( ), её бывший муж, актёр Роберт Файф ( Виктор Варкони ), её духовный наставник, мистик и предсказатель Тарневарро ( Бела Лугоши ), компаньонка актрисы Джули О’Нил ( Салли Эйлерс ), потенциальный жених Джули, директор по рекламе Джимми Брэдшоу ( Роберт Янг ), художник и пляжный бродяга Смит ( ), а также двое слуг, Джессап ( Дуайт Фрай ) и Анна ( ). После того, как убивают Смита, Чарли Чан (Уорнер Оулэнд) постепенно разбирается со всеми уликами и разоблачает убийцу, а также раскрывает убийство ещё одного актёра трёхлетней давности.

Фильм получил положительные оценки критики, отметившей актуальную на тот момент тему истории с голливудским убийством, интересные натурные съёмки на Гавайах , а также отличную актёрскую игру, особенно со стороны Оулэнда и Лугоши.

Этот фильм стал дебютным для популярного в будущем актёра Роберта Янга.

Сюжет

Голливудская кинозвезда Шила Фэйн ( Дороти Ревьер ), которая прибыла на съёмки в Гонолулу , советуется со своим духовным наставником, медиумом Тарневерро ( Бела Лугоши ) о том, стоит ли ей выходить замуж за богатого путешественника Алана Джейнса ( ), с которым она познакомилась несколько дней назад на корабле по пути на Гавайи. На сеансе перед хрустальным шаром Шила признается Тарневерро, что три года назад она влюбилась в своего партнёра по фильму Денни Мэйо и что она была в его доме в ту ночь, когда он был убит.

Взволнованная после консультации, Шила сообщает своей компаньонке Джули О’Нил ( Салли Эйлерс ), что не может выйти замуж за Алана. Служанка Шилы по имени Анна ( ), приносит хозяйке украшение из живых орхидей, которое прислал приехавший в город бывший муж Шилы, актёр Роберт Файф ( Виктор Варкони ). Анна видит, как Шила разрывает фотографию Денни Майо и выбрасывает её, что вызывает у служанки резкое отвращение. Анну утешает дворецкий Джессоп ( Дуайт Фрай ), который влюблён в неё и, по его собственным словам, готов сделать для неё всё, что угодно. Тем же вечером проходит званый ужин в честь Шилы, однако её самой нет. Взволнованная Джули вместе со своим женихом, местным директором по рекламе Джимми Брэдшоу ( Роберт Янг ) отправляется на поиски Шилы, обнаруживая её зарезанной в гримёрной палатке. Несмотря на протесты Джимми, Джули снимает изумрудное кольцо с пальца Шилы и забирает его себе.

В ходе расследования инспектор полиции Гонолулу Чарли Чан ( Уорнер Оулэнд ) находит рядом с телом Шилы раздавленное украшение из орхидей, у которого отсутствует заколка. Он также замечает на песке около гримёрки след от дырявого ботинка. Чан собирает гостей вечеринки, и произносит старую поговорку: «Смерть — это чёрный верблюд, который непрошеным становится на колени у каждых ворот». Вскоре помощник Чана Кашимо ( ) находит разорванную фотографию Мэйо, некоторые важные фрагменты которой успевают спрятать Тарневерро и Джули. Затем Кашимо приводит пляжного бродягу, обнищавшего художника по имени Смит ( ), следы от ботинок которого совпадают со следами, найденными возле гримёрки. Когда Смит начинает рассказывать, что он услышал в палатке, его резко перебивает Файф, сознаваясь, что это он убил Шилу. Не в состоянии всё это вынести, Алан хочет немедленно уехать и тем же вечером на корабле отплыть на материк. Чан однако приходит к заключению, что Файф не мог находиться в палатке в момент убийства, так как за десять минут до этого момента его видели в театре. Детектив просит всех собравшихся не покидать остров.

Вечером Смит, который остро нуждается в деньгах, приходит к Файфу, предлагая ему свою картину за 500 долларов. В случае, если Файф откажется, Смит угрожает рассказать всем о том, что он подслушал в гримёрке Шилы. Файф даёт художнику 100 долларов и обещает заплатить ещё 200 долларов через две недели. Когда довольный Смит возвращается домой по пляжу, кто-то невидимый стреляет в него из пистолета. Тем временем Джули под давлением Джимми признается Чану, что взяла кольцо Шилы с изумрудом из-за гравировки, которую на нём сделал Мэйо. По словам Джули, Шила просила подругу сохранить её отношения с Майо в секрете. Отдыхающая в гостинице австралийская пара Макмастерсов ( , ) обеспечивает алиби Тарневерро, сообщая, что он провёл вечер убийства в их компании. Они рассказывают Чану, что много лет знают его по Австралии, где его звали Артур Мэйо, и он был внешне чрезвычайно похож на своего брата Дэнни.

В больнице перед смертью раненый Смит успевает рассказать Чану, что слышал, как Шила сказала Файфу, что призналась Тарневерро в убийстве Мэйо. Файф подтверждает это и говорит, что после того, как Шила узнала, что у Мэйо есть жена в Англии, между ними последовала ссора, в ходе которой она застрелила его. Файф говорит, что признался в её убийстве, потому что любил Шилу и хотел, чтобы о ней сохранилась добрая память. Затем Смит рассказывает, что взял из гримёрки Шилы бриллиантовую заколку, у которой, как замечает Чан, откололся маленький кусочек. На полу под обеденным столом в доме Шилы Чан замечает царапину, которая, по его мнению, была оставлена ботинком, в котором, вероятно, застрял недостающий фрагмент заколки. В этот момент в Чана бросают нож, который вонзается рядом с ним в пол, но детектив считает, что на него покушался не убийца Шилы. Он полагает, что Шилу убил тот, кто сидел на стуле рядом с царапиной на полу.

Тем временем Джули принимает предложение Джимми и соглашается остаться с ним на Гавайях. Чан усаживает каждого на его место за столом, где он сидел прошлым вечером. Тарневерро садится в кресло рядом с царапиной, но при дальнейшем расследовании Чан выясняет, что после ночи убийства в этом кресле сидела горничная Анна. Когда Чан находит кусочек бриллиантовой заколки в каблуке её туфли, она сознаётся, что её настоящее имя — миссис Дэнни Мэйо, после чего сознается в убийстве Шилы. После этого Тарневерро признается, что в своё время прибыл из Англии в Голливуд, чтобы найти убийцу своего брата и передать его правосудию. Однако вчера всё пошло не по плану. Когда Шила призналась ему в убийстве Дэнни, он рассказал об этом Анне, которая не смогла сдержать эмоций и убила Шилу. Тарневерро говорит, что он действовал в этом деле вместе с Анной и просит разрешить ему разделить её судьбу. Когда Чан поручает арестовывать Анну, дворецкий Джессоп неожиданно выхватывает пистолет, но Чану вместе с Тарневерро удаётся обезоружить его. Джессоп признается, что застрелил Смита, потому что тот слишком много знал, и что это он бросил нож в Чана. Как раз в этот момент входит Кушимо с новой уликой, но Чан советует ему приберечь её для следующего дела.

В ролях

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Американский писатель Эрл Дерр Биггерс более всего известен по популярному комедийному криминальному роману « » (1913), а также по шести романам о полицейском детективе из Гонолулу Чарли Чане , которые были опубликованы в 1925—1932 годах. Биггерс умер в 1933 году в возрасте 48 лет .

Режиссёр в период с 1930 по 1945 год поставил 29 фильмов, среди которых « » (1933), « » (1934), « Чарли Чан в Париже » (1935) и « » (1937) . Макфадден, известный также как актёр, сыграл в этом фильме небольшую роль режиссёра, который снимает Шилу Фэйн во вступительной сцене. Позже он появился в качестве подозреваемого в ремейке этой же истории « » (1941) .

Уорнер Оулэнд , начиная с 1915 года и вплоть до этой картины в 1938 году, сыграл в 66 фильмах, среди которых « Дон Жуан » (1926), « » (1926), « » (1927), « Певец джаза » (1927), « » (1927) и « » (1929). В 1931 году Оулэнд впервые исполнил роль Чарли Чана, после его вплоть до 1937 года появился в этой роли ещё в 15 фильмах .

До своей звёздной заглавной роли в фильме « Дракула » (1931), Бела Лугоши успел сняться в 43 картинах, среди которых 28 венгерских и немецких немых фильмов 1917—1923 годов. В дальнейшем Лугоши прославился игрой в фильмах ужасов, таких как « Белый зомби » (1932), « Остров потерянных душ » (1932), « Чёрный кот » (1934), « Сын Франкенштейна » (1939) « Человек-волк » (1941) и « Похититель тел » (1945) .

В этом фильме в роли директора по рекламе Джимми Брэдшоу дебютировал известный в будущем актёр Роберт Янг , а актёр , сыгравший в этом фильме Хантли Ван Хорна (без упоминания в титрах), вплоть до 1940 года снялся ещё в четырёх фильмах о Чарли Чане .

История создания фильма

Роман Эрла Дерра Биггерса «Чёрный верблюд» впервые был опубликован в журнале The Saturday Evening Post как роман с продолжением в период с 18 мая по 22 июня 1929 года . Сценарий фильма по роману Биггерса написали Барри Коннерс и Филип Кляйн .

Пять из шести романов Биггерса о Чане были экранизированы в период с 1926 по 1931 год. В дальнейшем фильмы о Чане снимались по оригинальным сценариям с использованием персонажа, придуманного Биггерсом .

Это второй фильм Уорнера Оулэнда , в котором он сыграл детектива Чарли Чана, и единственный из первых пяти фильмов с участием актёра, который сохранился . Первый фильм « » (1931), а также последующие три — « » (1932), « » (1933) и « » (1934) — погибли в двух пожарах на студии Fox Film Corporation в 1937 году и считаются утраченными . В 1931 году Fox также выпустила испаноязычную версию фильма «Чарли Чан продолжает» под названием « » ( ), которая сохранилась . Следующий из сохранившихся фильмов о Чане — « Чарли Чан в Лондоне » (1934) .

Фильм находился в производстве с середины апреля до начала мая 1931 года и вышел в прокат 21 июня 1931 года .

Большая часть фильма снята на натуре в Гонолулу , в том числе, в отеле . Фильм уникален как единственный из 47 фильмов киносериала о Чарли Чане, снятых на натуре в Гонолулу . Часть музыки также была записана в Гонолулу .

Во время работы над фильмом Биггерс посетил съёмочную площадку в Гонолулу и подарил экземпляр своего романа 1929 года , реальному детективу полиции Гонолулу, который вдохновил писателя на создание образа Чарли Чана .

Оценка фильма критикой

После выхода фильма на экраны рецензент « Нью-Йорк Таймс » отметил, что «по сравнению с предыдущими своими фильмами Чан не сильно изменился, и, судя по всему, у него много поклонников». Автор статьи полагает, что зрителям «понравился этот фильм», хотя весёлого в нём не так много. «Почти все в тот или иной момент замешаны в интригах с убийством. Там присутствуют люди женатые, люди разведенные и с мотивами; и те, кто только надеется на то, что называется любовью, — и с мотивами. Есть даже художник, живущий среди туземцев, как персонаж Сомерсета Моэма , а также слуги, провидец и множество бродяг гавайского побережья». Как пишет рецензент, «любезный Чарли Чан следует за наводками до конца, сохраняет свои вежливые манеры, даже когда гаснет свет и ножи свистят у него над головой, и произносит спокойные афоризмы Эрла Дерра Биггерса». По мнению критика, «Уорнер Оулэнд в роли Чана даёт в картине хорошую и ровную игру» .

Как пишет современный кинокритик Брюс Эдер, это «один из наиболее популярных сегодня детективных фильмов начала 1930-х годов, несмотря на то, что он страдает от многих обычных трудностей, с которыми приходится сталкиваться фильмам этого жанра». Это также «самый ранний из циркулирующих (и, возможно, существующих) фильмов Fox о Чарли Чане», который здесь «доставляет удовольствие своей живsой и скромнsой манерой поведения», а также своими афоризмами. По мнению Эдера, «главная причина сохраняющейся привлекательности фильма сегодня заключается в качестве актёрской игры Оулэнда и Белы Лугоши », за которыми увлекательно наблюдать накануне их подъёма к успеху. Чан в исполнении Оулэнда умело разбирается со списком подозреваемых, руководит своим благонамеренным, но бестолковым подчинённым Кашимо ( ), а также управляется со своей семейной жизнью, сохраняя при этом «хладнокровное и рассудительное поведение на протяжении всего фильма, несмотря на покушения на его собственную жизнь и полный сленга лепет его детей, который детектив едва ли понимает». Эдер также обращает внимание на игру «актёров второго плана, особенно, , Виктора Варкони и Сэлли Эйлерс , которые достаточно живы и интересны, помогая успеху фильма». Кроме того, как отмечает Эдар, по сравнению с обычным фильмом о Чане «этот фильм интересно смотреть по многим причинам», начиная с «тайны, которая уходит корнями в нераскрытое голливудское убийство конца 1920-х годов», что было частью сенсационной на тот момент темы тёмной стороны голливудской жизни, до «обширных натурных съемок на Гавайях». Вместе с тем, по мнению критика, картине свойственны «недостатки многих фильмов, снятых в раннюю звуковую эру, включая относительно неподвижную камеру и сцены, которые затянуты чуть дольше, чем нужно, некоторые реплики, которые проговариваются слишком тщательно, и полное отсутствие музыки на заднем плане, за исключением музыки, исполняемой в кадре (в данном случае, полностью гавайской)» .

В рецензии TV Guide подчёркивается, что съёмки фильма проходили на Гавайях, а одной из самых впечатляющих сцен в картине стала сцена, в которой Чан завтракает со своей женой и десятью детьми . Киновед Дерек Виннерт охарактеризовал картину как «экзотический, с хорошим сюжетом детективный триллер режиссера », который является «самым ранним из сохранившихся фильмов в киноцикле о Чарли Чане от студии Fox ». По мнению критика, «Оулэнд кажется идеальным исполнителем роли знаменитого лукавого восточного детектива». «Приятным бонусом» является также появление Белы Лугоши в роли знаменитого голливудского мистика и духовного консультанта Тарневерро .

Примечания

  1. Bruce Eder. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 2 января 2024.
  2. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 2 января 2024.
  3. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 2 января 2024.
  4. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 2 января 2024.
  5. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 2 января 2024.
  6. Derek Winnert. (англ.) . derekwinnert.com (15 июля 2017). Дата обращения: 2 января 2024.
  7. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 2 января 2024.
  8. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 2 января 2024.
  9. (англ.) . TV Guide. Дата обращения: 2 января 2024.
  10. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 2 января 2024.
  11. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 2 января 2024.
  12. (англ.) . The New York Times (4 июля 1931). Дата обращения: 2 января 2024.

Ссылки

Источник —

Same as Чёрный верблюд