Чан-Чан
- 1 year ago
- 0
- 0
«Чарли Чан в Париже» ( англ. Charlie Chan in Paris ) — детективный фильм режиссёров Льюиса Сейлера и , который вышел на экраны в 1935 году . Макфэдден поставил лишь несколько первых сцен, после чего режиссуру взял на себя Сейлер.
Это седьмой фильм студии Fox Film Corporation с Уорнером Оулендом в роли гавайского полицейского детектива Чарли Чана . В этой картине Чан прибывает из Лондона в Париж , чтобы расследовать крупное мошенничество с поддельными облигациями в банке «Ламартин». По ходу расследования он сталкивается с убийствами, угрозами и шантажом, в итоге раскрывая преступную группу в составе трёх человек, включая художника и двух сотрудников банка, которые изготавливали и продавали поддельные облигации.
Это первый фильм цикла, в котором появляется Кей Люк в роли «сына номер один».
Фильм долгое время считался пропавшим, и был обнаружен лишь в 1970-е годы.
Современные критики единодушно дают фильму высокую оценку за увлекательный остроумный сюжет, саспенс и атмосферу, а также интересную операторскую работу.
Раскрыв крупное дело в Лондоне , детектив из Гонолулу Чарли Чан ( Уоренр Оулэнд ) прилетает в Париж , якобы намереваясь провести там отпуск. После того, как он отправляет свой багаж в отель «Мазарин», бедно одетый мужчина в тёмных очках и на костылях подходит к нему и просит немного мелочи. Чан даёт ему несколько монет, после чего полицейский выводит мужчину. Из здания аэропорта Чан звонит своей помощнице Нарди ( ), танцовщице из клуба Café du Singe Bleu , которая обещает встретиться с ним после своего вечернего выступления, чтобы передать некую важную информацию. В аэропорту Чан садится в такси, куда кто-то бросает записку с угрозой и требованием завтра же покинуть Францию. Чан тем не менее направляется к Виктору Декарту ( ), сыну своего друга, занимающего должность члена совета директоров банка «Ламартин». Виктор очень тепло принимает Чана, обещая помочь ему с открытием счёта. Виктор, который работает менеджером в операционном зале, поясняет, что его отец считает, что он должен начать карьеру с самых низов и постепенно дорасти до руководящих должностей.
В этот момент приходят друзья Виктора — его невеста, дочь президента банка Иветт Ламартин ( Мэри Брайан ), подвыпивший художник Макс Кордэй ( ) и Рене Жаккард ( ). Весёлый выпивший Макс шутит над китайским акцентом Чана, а затем быстро набрасывает его портрет. Выпив по бокалу шампанского, вся группа направляется вместе с Чаном в кафе, где Нарди работает танцовщицей. Когда Макс выходит из такси, он натыкается на недовольного мужчину на костылях и в тёмных очках, который ругает его. Макс даёт ему на выпивку, и тот уходит. В клубе Нарди выступает с зажигательным акробатическим танцем, в конце которого партнёр выбрасывает её через бутафорское окно со сцены. Когда она падает в соседней комнате на подушки, спрятавшийся человек на костылях бросает в неё нож. Раздаётся крик, на который сбегаются гости клуба. Пробившись сквозь толпу, Чан подходит к Нарди, которая успевает перед смертью шепнуть ему, чтобы он поискал что-то в её квартире.
Тайно проникнув в квартиру Нарди, Чан находит в часах с кукушкой записную книжку Нарди, из которой следует, что сотрудник банка «Ламартин» Альберт Дюфрен ( Джон Мильян ) тратит на азартные игры больше, чем зарабатывает в банке. Когда детектив выходит из дома Нарди, человек в очках сбрасывает на него с крыши цементный блок, который едва не убивает Чана. Добравшись до своего гостиничного номера, Чан с удивлением и радостью видит своего сына Ли ( Кей Люк ), который неожиданно приехал после деловой поездки в Рим , чтобы посмотреть Париж вместе с отцом. Чан рассказывает Ли о покушении и о том, что он на самом деле прибыл, чтобы расследовать дело лондонского банковского дома, а затем сообщает, что сегодня вечером была убита его коллега Нарди.
На следующий день Иветт заезжает за деньгами в банк «Ламартин» к своему отцу ( ), который даёт ей 1000 франков. В этот момент в кабинет заходит Дюфрен, помощник мсье Ламартина, которого с Иветт когда-то связывали близкие отношение до того, как она стала встречаться с Виктором. Пригласив Иветт для конфиденциального разговора, Альберт напоминает ей о её любовных письмах к нему, угрожая, что может показать их Виктору. Когда Иветт просит уничтожить их, Альберт заявляет, что готов отдать их ей лично в своей квартире. Тем временем, оставив Ли у дверей банка, Чан проходит в операционный зал, встречая выходящую разозлённую Иветт, которая быстро удаляется. В зале Чан становится свидетелем того, как человек в тёмных очках и на костылях, которого называют мсье Ксавье, устраивает скандал, грубо оскорбляя банковского сотрудника. По указанию офис-менеджера Анри Латуша ( ) охранник выводит скандалиста из здания. Виктор знакомит Чана с Латушем, который извиняется за инцидент с Марселем Ксавье, несчастным калекой, который был контужен на войне. Латуш проводит Чана в кабинет Ламартина, который представляет ему своего помощника Дюфрена. После ухода Латуша Чан говорит своим собеседникам, что его направили британские клиенты банка, чтобы расследовать мошенничество с банковскими облигациями. В качестве подтверждения Чан демонстрирует привезённые с собой образцы фальшивых банковских облигаций. Эта новость пугает Ламартина, так как, если о мошенничестве станет известно, серьёзно пострадает и сам банк, и его клиенты. По этой причине Чан предлагает провести тайное расследование, не вовлекая в это дело даже полицию. Выйдя из банка, Чан поручает Ли проследить за Дюфреном, который куда-то стремительно направился.
Вечером, когда Виктор пытается поговорить с Иветт о предстоящем свадебном путешествии, он замечает, что она его совершенно не слушает, а затем просит отпустить её домой выспаться. Расставшись с Виктором, Иветт немедленно направляется домой к Альберту, который пакует чемоданы. Дюфрену кто-то звонит по телефону, и тот сообщает, что хранит два миллиона франков в своём сейфе в банке, но не может их передать, так как мешает китайский детектив. Тогда собеседник спрашивает, почему Дюфрен неожиданно решил улететь в Швейцарию среди ночи. Тот отвечает, что сейчас надо на время затаиться, однако собеседник ему не верит и бросает трубку. К дому Дюфрена подъезжает Иветт, за которой следит Ли. Пока Дюфрен принимает Иветт, кто-то роется в его чемодане, обнаруживая там спрятанные ценные бумаги. Когда Дюфрен возвращает Иветт её письма, кто-то приоткрывает дверь и убивает Дюфрена из револьвера, что слышит Ли. На крик Иветт сбегаются жильцы дома, которые видят, как Иветт с письмами в руках подбирает револьвер, а затем, угрожая собравшимся, пытается покинуть квартиру. В этот момент сзади подходит жандарм, который выбивает у неё из рук оружие. Ли видит, как перед домом человек на костылях садится в подъехавший автомобиль и уезжает. Ли решает проследить за этой машиной.
Тем временем в ресторане Чан ужинает с инспектором парижской полиции Ренаром ( ), который сообщает, что в последнее время Нарди видели в компании богатейших людей города. Инспектор считает, что убийство Нарди совершила одна из жён или подруг этих богатых людей. Когда Ренару сообщают из участка, что в своём доме только что убит Дюфрен, он сразу же связывает это убийство с убийством Нарди, предполагая, что это дело рук одного человека — Иветт, которая убила обоих из ревности. Чан однако отвечает, что Иветт не могла убить Нарди, так как в этот момент находилась за одним столиком с ним. Сообщив, что Иветт взяли на месте преступления практически с поличным, Ренар приглашает Чана проехать на место преступления, чтобы поговорить с ней. Пока в гостиной Ренар допрашивает Иветт и у неё берут отпечатки пальцев, Чан осматривает спальню, обнаруживая на полу кусочек сломанной банковской сургучной печати. Вскоре к Дюфрену приезжают Макс и Рене, которым Ренар сообщает об убийстве, а затем допрашивает их. Пока Чан остаётся наедине с Иветт, она признаётся, что приехала к Дюфрену за письмами, и незаметно передаёт их Чану. Ренар отпускает Макса и Рене, и в этот момент в квартире появляется Латуш. Подъехав к дому Дюфрена, Ли видит, как Макс и Рене садятся в автомобиль и уезжают, записывая номер их автомобиля. Когда Ренар даёт указание арестовать Иветт, Чан показывает ему на балконе поломанные цветы, заявляя, что смял их тот, кто проник в квартиру через балкон. Спустившись во двор, Чан обнаруживает следы, ведущие от балкона Дюфрена, после чего замечает машину Ли и подходит к нему.
Пока они едут в гостиницу, Ли рассказывает, что сразу после выстрелов видел человека на костылях, который утром был в банке. Ли рассказывает, что этот человек отъехал от дома на такси, но вскоре пересел в лимузин. Ли успел записать номер машины, после чего та прибавила скорость и скрылась. И когда Ли вернулся к дому Дюфрена, то увидел, что перед домом стоит тот же самый лимузин, в который вскоре сели джентльмен с молодой дамой. По их описанию Чан понимает, что это были Макс и Рене. Чан приезжает домой к Максу, заявляя ему, что убийцей Дюфрена является не Иветт, а солдат-инвалид Марсель Ксавье, который уехал от дома Альберта на такси. Затем Ксавье пересел в автомобиль Макса, может быть, чтобы снять с себя маскировку, после чего он вышел из машины в своём обычном облике. Макс напоминает Чану, что он не может быть Ксавье, так как вчера вечером Ксавье наткнулся на него перед входом в кафе.
После ухода Чана Макс складывает облигации в сумку и быстро уходит, не подозревая, что в дверях его поджидают Чан и Ли. Угрожая пистолетом, Чан просит Макса вернуться в квартиру, где изучает облигации, определяя, что найденный им кусочек сургучной печати совпадает с тем, который отломился от запечатанной облигации. Чан заявляет, что Макс убил Дюфрена, однако не он убил Нарди, так как в тот момент он находился рядом с Чаном. Соответственно, предстоит найти ещё и убийцу Нарди. Оставив Ли охранять Макса, Чан приезжает в банк «Ламартин», где просит Латуша дать ему адрес Марселя Ксавье на том основании, что вчера в банке он угрожал человеку, который обнаружен убитым. Когда с выписанным Латушем адресом Чан выходит из банка, его окликает подъехавший Виктор. Он убеждён, что Иветт никого не убивала и умоляет Чана помочь ей. По просьбе Чана Виктор везёт его по домашнему адресу Ксавье. В квартире Макса раздаётся телефонный звонок, и снявшему трубку Ли, полагая, что говорит с Максом, звонящий сообщает, что Чан едет к Ксавье.
В бедном квартале Чан и Виктор спускаются на цокольный этаж к квартире Ксавье, и Чан вскрывает входную дверь. В квартире они обнаруживают потайную дверь, ведущую в подземную канализацию. Тем временем человек на костылях спускается к своей квартире, отставляет костыли и бодро подбегает к двери. Достав револьвер, он входит внутрь помещения. По канализационному туннелю Чан и Виктор доходят до тайной комнаты с печатным и гравировальным оборудованием и большим количеством качественно отпечатанных поддельных облигаций. Чан находит список фальшивых облигаций, на обратной стороне которого он видит рисунок Макса, который тот вчера вечером сделал в клубе. В этот момент они слышат, как кто-то крадётся по туннелю, достают оружие и гасят свет. Входит Ксавье с пистолетом, и увидев, включённый фонарь, начинает стрелять. Когда он включает свет, Виктор подходит к нему сзади и требует бросить оружие. Разоружив Ксавье, Виктор видит, как поднимается Чан, который укрепил свой фонарь на метле, чтобы обмануть Ксавье. Чан надевает на него наручники, после чего появляются Ренар и Ли. Ренар говорит, что сейчас подтянет подкрепление, чтобы схватить Ксавье. Чан однако заявляет, что нет никакого Марселя Ксавье. Он выводит задержанного «Ксавье» из тени, после чего снимает с него перчатки, очки, маску и парик, и оказывается, что это Латуш. Чан объясняет, что план подделки облигаций разработали два очень умных преступника — Макс Кордэй и Латуш. Для маскировки своих действий они создали вымышленного человека — Марселя Ксавье, попеременно приобретая его образ. Когда Кордэй — это Кордэй, то Латуш это Ксавье, когда Латуш — это Латуш, то Кордэй — это Ксавье. Это давало обоим преступникам идеальное алиби. Чан говорит, что нашёл разгадку благодаря почерку Латуша, который написал Чану адрес этого места, и этой же рукой был составлен список номеров облигаций. В кафе Кордэй был с Чаном за одним столом в то время, когда Латуш убил Нарди. На следующий день, зная, что Чан придёт в банк, уже Кордэй предстал там в образе Ксавье, устроив скандал. Дюфрен же был сообщником Латуша и Кордэя, который попытался их обмануть. Сегодня вечером, когда Дюфрен решил сбежать с деньгами, полученными от продажи фальшивых облигаций, Кордэй приехал к нему домой под видом Ксавье и убил его, а затем снял свою маскировку в автомобиле. После того, как Латуша уводят, Чан просит Ренара освободить Иветт, которая, как он говорит, по его заданию пришла добыть важную информацию у Дефрена. Пообещав сделать это, Ренар предлагает обсудить остальные подробности дела за чашечной кофе.
Режиссёр Льюис Сейлер за период с 1924 по 1958 год поставил 67 фильмов, среди которых « » (1939), « Преступление тебе с рук не сойдёт » (1939), « » (1940) и « Крутой парень » (1942), все четыре — с Хамфри Богартом , « » (1942) с Марлен Дитрих и « » (1943) .
Актёр шведского происхождения Уорнер Оулэнд снимался в кино с 1912 по 1937 год. Более всего он известен по роли китайского детектива Чарли Чана , которую он сыграл в 17 фильмах на протяжении 1931—1937 годов. Среди других его заметных фильмов — « Певец джаза » (1927), « Обесчещенная » (1931), « Шанхайский экспресс » (1932) и « Лондонский оборотень » (1935) .
снимался в кино с 1934 по 1939 год, появившись за это время в 28 фильмах, среди которых четыре фильма о Чарли Чане, два фильма о , а также « » (1937) с Ширли Темпл , « » (1937) с Джеймсом Стюартом и « » (1937) с Мэй Уитти .
Мэри Брайан известна по фильмам « » (1929) с Гэри Купером , « Первая полоса » (1931) с Адольфом Менжу , « » (1933) с Джеймсом Кэгни , « » (1935) с У. К. Филдсом и « » (1936) с Кэри Грантом . Всего за период с 1924 по 1947 год она сыграла в 77 фильмах, после чего с 1951 по 1954 год работала на телевидении, где, в частности, сыграла одну из главных ролей в сериале « » (1954, 39 эпизодов) .
Это первый фильм, в котором Кей Люк сыграл роль Ли Чана, «сына номер один» детектива Чарли Чана. Впоследствии он сыграет эту роль ещё в семи фильмах .
Это седьмой фильм производства кинокорпорации Fox Film Corporation с Уорнером Оулэндом в роли Чарли Чана .
По информации Daily Variety , изначальный режиссёр был освобождён от своих обязанностей после недели работы над фильмом. Его имя не указано в титрах фильма, также как и имя Дэна Кларка, который был оператором в начале съёмок .
Фильм находился в производстве с 12 ноября до середины декабря 1934 года и вышел в прокат 25 января 1935 года
Долгое время фильм считался утраченным, пока в 1970-е годы его копию не обнаружили в Чехословакии . После проката в некоторых кинотеатрах США в 1978 году он впервые был показан по телевидению .
Как пишет современный историк кино Деннис Шварц, «история в этой картине разворачивается как обычный детектив цикла о Чарли Чане . Это крепкий остросюжетный фильм с погоней по парижской канализации. Он также показал туристические виды Парижа, которые в действительности были задником в съёмочном павильоне» . По мнению киноведа Дерека Уиннерта, «это занимательная, но очень уж невероятная история, которая так же неправдоподобна, как атмосфера Парижа и американский акцент французских персонажей» . Рецензент журнала TV Guide полагает, что «хорошо выдержанный саспенс и остроумный сюжет картины понравятся поклонникам детективов о Чане» .
Как пишет историк кино Джонатан Льюис, это «в высшей степени смотрибельный и в целом занимательный фильм из серии про Чарли Чана». Критик далее пишет: «Снятый с нескольких уникальных ракурсов в атмосферной обстановке, этот фильм — один из лучших фильмов о Чане». По сравнению с другими фильмами цикла «он немного более тёмный и мрачный, как тематически, так и визуально. В этом фильме у Чана даже есть пистолет, и он не боится направлять его на подозреваемых». Как резюмирует критик, этот фильм «относится к числу лучших криминальных фильмов середины 1930-х годов. Правда, в истории не так уж много глубины, и сюжет действительно становится немного запутанным. Но если вам нравится Чан Оуленда, просто расслабьтесь и принимайте всё таким, какое оно есть» .