Interested Article - Песни Петера Сьлядека

«Песни Петера Сьлядека» — роман в новеллах харьковских писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского , пишущих под псевдонимом Генри Лайон Олди .

В сборнике повествуется о путешествиях барда Петера Сьлядека, родом из Хёнинга [ источник не указан 52 дня ] , что соответствует северной Германии или Голландии — на этом основании «Песни» объединяются (в том числе издателями) с романом Г. Л. Олди «Богадельня» в «Хёнингский цикл». Главный герой Петер Сьлядек присутствует в каждой новелле; отдельные персонажи также мельком упоминаются в нескольких частях, например Белинда ван Дайк («Здесь и сейчас», «Баллада двойников»).

Жанровые особенности и композиция

«Песни Петера Сьлядека» — не просто двенадцать новелл, которые объединяет фигура повествователя, а единый роман, законченный и цельный. Характерны такие особенности, как сквозные герои, единство и стройность композиции , пространственно-временной организации . Каждая новелла в какой-то мере развивает и дополняет затронутую в предыдущей новелле тему, а в последней новелле обыгрываются все темы и все сюжеты, присутствующие в цикле .

Новеллы чередуются с поэтическими произведениями, идейно связанными с ними. Поэтические произведения предваряют каждую новеллу ( эпиграфы ) и следуют после каждой новеллы .

Проблематика

«Песни Петера Сьлядека» богаты в содержательном плане. По сути, весь роман — это философско-психологическое исследование различных поступков и человеческих качеств, проявляющихся в критических обстоятельствах. В этом отношении Олди следуют и традициям русской классической литературы , отличающейся глубоким психологизмом, и — в какой-то мере — традициям западноевропейской литературы (например, в «Песнях…» есть признаки «экспериментального романа» — жанра, созданного Эмилем Золя ). В «Песнях…» присутствуют такие темы, как любовь и ненависть, жизнь и смерть, счастье и горе, богатство и нищета, щедрость и скупость, храбрость и трусость, гений и злодейство .

Художественное время и пространство

Действие книги происходит в средневековье , однако временны́е рамки очень размыты. При всём сходстве истории по Олди с реальной земной историей нередко обнаруживаются умышленные несоответствия: Казанова живёт в условном XV веке, Дюма-отец попадает на пиратский корабль XVI столетия, доктор искусств Влад Цепеш (Дракула) работает преподавателем в университете XVII века, и др. Времена и эпохи в «Песнях…» перекрещиваются и перекликаются. Не менее широко и пространство действия новелл: Западная и Центральная Европа ( Польша , Венгрия , Германия , Голландия ), юг ( Италия , Греция , Алжир ), мусульманские страны ( Албания , Турция ), даже город-центр Слобожанщины ( Харьков ). В качестве места действия фигурирует даже ад — в том его месте, где «перевоспитывают» провинившихся демонов .

Реминисценции и аллюзии

Реминисценциями и аллюзиями «Песни…» очень богаты. Например, в новелле «Бледность не порок, маэстро!» эпизод в заброшенном античном храме очень напоминает сходную сцену из романа Дмитрия Мережковского «Юлиан Отступник» и начало его же романа « Воскресшие боги. Леонардо да Винчи », благодаря чему выстраиваются аналогии и параллели: античность Возрождение — русский Серебряный век . В «Песнях…» присутствуют намёки на «Театр Клары Газуль» Мериме , « Песни западных славян » Пушкина , сказки « Тысячи и одной ночи », « Графа Монте-Кристо » Дюма , « Вечера на хуторе близ Диканьки » и « Вия » Гоголя — каждый читатель может увидеть в «Песнях…» что-то своё, когда-то виденное или слышанное .

Образ Петера Сьлядека

Этот образ сводит все новеллы романа в единое целое, однако при этом Петер Сьлядек не является (за исключением последней новеллы) ни действующим лицом, ни рассказчиком. В каждой новелле образ странствующего лютниста служит обрамлению основного её сюжета: новелла, как правило, начинается с того, что Сьлядек появляется где-либо (в таверне, селении или городе) и исполняет песни, а затем слушает рассказ одного из новых знакомых, что даёт ему сюжет для творчества. В конце новеллы обычно упоминается, что спустя время Петер вновь побывал в том же месте, и рассказывается о дальнейшей судьбе персонажей новеллы .

Литературовед и критик Игорь Чёрный отмечает, что, по-видимому, Петер Сьлядек — это воплощённая душа народа (не какой-то конкретной нации, а народа вообще). Национальная принадлежность Сьлядека неизвестна; упоминается, что он родом из Ополья, но, судя по языку и поведению, его национальная принадлежность меняется: он то голландец , то немец , то венгр или украинец . Биография и судьба Сьлядека складывается постепенно, а в последней новелле она становится конкретнее и Петер сам выступает как герой повествования, играя со смертью, бросив вызов судьбе. И он побеждает, поскольку душа народа, воплощённая в песне, в устном творчестве, бессмертна .

Новеллы, входящие в книгу

В состав книги входят следующие новеллы:

  • «Здесь и сейчас»
  • «Баллада двойников»
  • «Джинн по имени совесть»
  • «Бледность не порок, маэстро!»
  • «Цена денег»
  • «У слепцов хороший слух»
  • «Опустите мне веки, или День всех отверженных»
  • «Жестокий выбор Аники-воина»
  • «Остров, который всегда с тобой»
  • «Рука и зеркало»
  • «Аз воздам»
  • «Петер и Смерть»

Примечания

  1. Чёрный И. В. Олди Генри Лайон // Фантасты современной Украины: Энциклопедический справочник / Под ред. И. В. Чёрного. — Харьков: Издательский дом «Инвестор», 2007. — С. 427—481. — 640 с. — («Звездный мост»). — ISBN 978-966-8371-18-9 .
  2. Чёрный И. Ожидающие на перекрестке (Очерк творчества Генри Лайона Олди) // Олди Г. Л. Песни Петера Сьлядека: Роман. — М. : Изд-во Эксмо, 2004. — 544 с. — ISBN 5-699-04929-0 .

Литература

  • Петухова Е. В. // Наукові записки Харківського національного педагогічного університету ім. Г. С. Сковороди: Серія літературознавство. — Харьків: ППВ «Нове слово», 2009. — Т. 2 , вып. 1 (57) . — С. 164—169 .
Источник —

Same as Песни Петера Сьлядека