Interested Article - Ходдмимир

Ходдмимир (Роща Ходдмимир , др.-исл. Hoddmímisholt "Роща клада Мимира" )  — роща в скандинавской мифологии , в которой во время Рагнарёка спрячутся Лив и Ливтрасир , которые станут прародителями нового поколения людей .

Этимология

Наименование рощи Ходдмимир ( др.-исл. Hoddmímisholt ) имеет значение "Роща клада Мимира " . Схожие переводы встречаются и в других современных языках: англ. Hoard-Mímir's holt , франц. bois de Mímir au Trésor, дат. Skatmimers skov.

Имена двух прародителей человеческого рода, Лив ( др.-исл. Líf ) и Ливтрасир ( др.-исл. Leifþrasir ), которые укроются в этой роще во время Рагнарёка , имеют значение "Жизнь" и "Пышущий жизнью" соответственно . Согласно древнескандинавской мифологии , они переживут Рагнарёк и от них пойдёт великое потомство нового рода людей, которое заселит весь мир .

Упоминания

Роща Ходдмимир упоминается в " Старшей Эдде " и " Младшей Эдде " . В " Старшей Эдде ", " Речи Вафтруднира " (станс 45), ётун Вафтруднир отвечает на вопрос бога Одина о том, кто переживёт Рагнарёк , сообщая, что из всех людей выживут лишь Лив и Ливтрасир , спрятавшись в роще Ходдмимир :

[Вафтруднир] сказал:

«Спрячется Лив

и Ливтрасир с нею

в роще Ходдмимир;

будут питаться

росой по утрам

и людей породят».

Затем роща упоминается в " Младшей Эдде " (" Видение Гюльви ", 53. Кто переживёт Гибель Богов) как место, где Лив и Ливтрасир укроются от Гибели Богов и пламени ётуна Сурта . Утренняя роса будет служить им едою , и от них произойдёт новое поколение людей, которое заселит весь мир .

Больше роща Ходдмимир не упоминается в древнеисландских письменных источниках и обычно встречается в сюжете сказания о Рагнарёке.

Анализ и интерпретации

В древнеисландских источниках роща Ходдмимир упоминается только в сюжете сказания о Рагнарёке как место спасения пары людей - Лив и Ливтрасира, которые станут прародителями нового человеческого рода . Р. Зимек предполагает, что образ Лив и Ливтрасира является случаем удвоения антропогенеза, который исходит из циклической природы эддической эсхатологии . К примеру, после Гибели Богов земля появится вновь, вновь взойдёт солнце, и боги вновь займутся своими делами. Зимек утверждает, что рощу Ходдмимир в мифологическом ключе не следует буквально понимать как лес; он выдвигает теорию, что её наименование могло быть альтернативным именем мирового дерева Иггдрасиль . Таким образом, сотворение человека из дерева ( Аска из ясеня и Эмблы из ивы или ольхи) повторяется и в новой эпохе после Рагнарёка .

Связь между рощей и деревом Иггдрасиль предполагалась многими исследователями . Термины Мимамейд ( др.-исл. Mímameiðr "Дерево Мимира"), возможно, относится непосредственно к мировому дереву, рядом с которым находится и Источник Мимира ( др.-исл. Mímisbrunnr ), образуя группу однокоренных наименований всемирно значимых объектов и понятий древнескандинавской мифологии. Данные наименования интерпретировались либо как обозначения одного и того же объекта . К. Ларрингтон отмечает, что нигде точно не указано, что произойдёт с мировым деревом во время Рагнарёка, предполагая, что Лив и Ливтрасир спрячутся в Иггдрасиля (его корнях или ветвях) .

В древнескандинавской мифологии существуют и другие мифические рощи, к примеру, роща Гласир с золотыми листьями неподалёку от Вальхаллы . Р. Зимек утверждает, что представление происхождения человека из дерева является очень древним, и, возможно, общеиндоевропейским, противопоставляясь, таким образом, сотворению человека из глины и камня в мифологиях Ближнего Востока и Северной Африки . Он указывает на параллель в образе Одда Стрелы , который омолаживается после жизни "человеком-деревом" .

Примечания

  1. Cтурлусон, С., пер. О.А. Смирницкая и М.И. Стеблин-Каменский. Младшая Эдда / Отв. ред. и авт. примеч. М. И. Стеблин-Каменский. — Москва: Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. — 253 с. — ISBN 5-86218-057-5 .
  2. Rudolf Simek, Angela Hall. A dictionary of Northern mythology. — Cambridge Boydell & Brewe, 2000. — ISBN 978-0-85991-513-7 .
  3. Автор неизвестен, пер. А.И. Корсуна. Старшая Эдда / ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. — Санкт-Петербург: Наука, 2015. — 259 с. — ISBN 978-5-02-038253-4 .
  4. / Carolyne Larrington. — Oxford: Oxford University Press, 1999. — 323 с. — (Oxford World's classics). — ISBN 978-0-19-283946-6 .
  5. John Lindow. Norse mythology: a guide to the gods, heroes, rituals, and beliefs. — First issued as an Oxford University Press paperback. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — 365 с. — ISBN 978-0-19-515382-8 .

Источники

  • Cтурлусон, С., пер. О.А. Смирницкая и М.И. Стеблин-Каменский. Младшая Эдда / Отв. ред. и авт. примеч. М. И. Стеблин-Каменский. — Москва: Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. — 253 с. — ISBN 5-86218-057-5 .
  • Автор неизвестен, пер. А.И. Корсуна. Старшая Эдда / ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. — Санкт-Петербург: Наука, 2015. — 259 с. — ISBN 978-5-02-038253-4 .
  • Rudolf Simek, Angela Hall. A dictionary of Northern mythology. — Cambridge Boydell & Brewe, 2000. — ISBN 978-0-85991-513-7 .
  • The Poetic Edda / Carolyne Larrington. — Oxford: Oxford University Press, 1999. — 323 с. — (Oxford World's classics). — ISBN 978-0-19-283946-6 .
  • John Lindow. Norse mythology: a guide to the gods, heroes, rituals, and beliefs. — First issued as an Oxford University Press paperback. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — 365 с. — ISBN 978-0-19-515382-8 .
Источник —

Same as Ходдмимир