Бирн, Джон (художник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Маккерди Дункан ( англ. John McKirdy Duncan , 1866—1945) — шотландский художник- символист . Во многих своих работах обращался к мифологическим темам, прежде всего к сюжетам и образам кельтских преданий и легенд о короле Артуре .
Дункан родился в деревне Хиллтаун близ Данди ( Шотландия ) 19 июля 1866 года. Его отец был скотником и мясником, но Джон не пожелал продолжить семейное дело и решил стать художником. В возрасте 15 лет он уже предоставлял иллюстрации для местного журнала The Wizard of the North («Волшебник Севера»), а позже был принят в газету «Данди Эдвертайзер» на должность помощника в раздел новостей из мира искусства. Одновременно он учился в художественной школе Данди. В 1887—1888 годах Дункан работал в Лондоне как художник-иллюстратор, а затем отправился на континент, где учился в Антверпенской королевской академии изящных искусств под руководством Шарля Верла и в Дюссельдорфской академии художеств .
Посетив Париж, Рим, Флоренцию и Венецию , в 1889 году Дункан вернулся в Данди, где провёл выставку своих работ в новой Галерее искусств королевы Виктории при Художественном музее и галерее Макмануса. В следующем году он стал одним из учредителей Ассоциации изобразительных искусств Данди (ныне Художественное общество Данди). В этот период он писал портреты на заказ, что служило для него основным источником заработка .
В 1892 году Дункан переехал в Эдинбург , где начал тесное и плодотворное сотрудничество с социологом, биологом и градостроителем Патриком Геддесом , с которым познакомился в Данди. Вскоре он получил известность как один из ведущих художников « кельтского возрождения » в Шотландии . В 1890-е годы Дункан создал циклы фресок на мифологические темы, украсивших стены квартиры Геддеса и университетского общежития в эдинбургском квартале . В 1894 году по заказу Геддеса он разработал проект « Ведьмина колодца » — памятника жертвам гонений на ведьм в Эдинбурге . С Геддесом тесно сотрудничали и ученики Дункана — Нелли (Хелен) Бакстер ( Nellie Baxter , художница из Данди), Хелен Хей ( Helen Hay ) и другие молодые художники .
В 1895—1897 годах Дункан был главным художником выпускавшегося Геддесом ежеквартального журнала The Evergreen , в котором также публиковались работы Нелли Бакстер и выдающегося художника-декоратора Роберта Бёрнса . Совместно с Геддесом Дункан основал Университетскую художественную школу ( University Hall School of Art ), позднее переименованную в Художественную школу Старого Эдинбурга ( Old Edinburgh School of Art ), и стал её первым директором ; однако эта школа вскоре закрылась .
В 1897 году, вернувшись в Данди, Дункан провёл несколько выставок своих работ на кельтские темы, в том числе в галерее Ассоциации изобразительных искусств Данди, в Королевской шотландской академии и в Королевском институте изящных искусств Глазго. В этот период он создал картину ( The Glaive of Light ) (ныне в коллекции Университета Данди ). Как преподаватель художественного мастерства и графического дизайна он работал в Университете Данди, в школе искусств при Технологическом институте Данди и в местном отделении Юношеской христианской ассоциации . Учениками Дункана в Данди и Эдинбурге были художники-символисты , , и Джордж Датч Дэвидсон . Также он организовал первый в Данди дизайнерский коллектив, собрав при Ассоциации искусств группу молодых талантливых художников, создававших и выставлявших произведения декоративного искусства; в группу входили Нелл и Роза Бакстер, Элизабет Бёрт и сестра Дункана Джесси Уэстбрук .
В 1900 году благодаря поддержке Патрика Геддеса Дункан получил должность профессора в Чикагском институте, основанном Френсисом Уэйландом Паркером . Здесь в числе его учеников был американский скульптор и художник-акварелист Уильям Зорах . Вернувшись в Шотландию после смерти Паркера в 1902 году, Дункан поселился в Эдинбурге, где и прожил остаток лет .
Последняя значительная работа Дункана, «Королева Мария Шотландская в замке Фотерингей », была создана в 1929 году по заказу Сент-Эндрюсского университета и ныне хранится в его коллекции , а её уменьшенная реплика входит в собрание музея Талли-хаус в Карлайле .
В 1890-е годы Дункан создал в интерьерах эдинбургского квартала Патрика Геддеса и в общем зале университетского общежития (Рэмси-лодж) — два цикла фресок на мифологические темы. Первый был посвящён эволюции духовой музыки , второй — легендарным героям кельтов и историческим деятелям Средневековья и Возрождения , сыгравшим важную роль в интеллектуальной истории Шотландии. "Кельтский" цикл был дополнен в 1926 году символическими портретами пятерых великих людей, живших в Новое время . В этих проектах Дункан во многом следовал принципам движения искусств и ремёсел , направленного, с одной стороны, на эстетизацию бытовой среды, а с другой — на возрождение средневековой эстетики .
— в квартире