Interested Article - Иблис
- 2021-07-06
- 2
Ибли́с ( араб. إبليس ) — название сатаны в исламе — имя джинна , который благодаря своему усердию достиг того, что был приближен Богом и пребывал среди ангелов , но из-за своей гордыни был низвергнут с небес. После своего низвержения Иблис стал врагом людей, сбивая верующих с верного пути.
Иблис имеет много других имён. Его также называют аш-Шайтан ( الشيطان , как главу всех злых духов — шайтанов ), Адувв Аллах ( عدو الله «враг Аллаха») или просто аль-Адувв ( العدو «враг») . Для защиты от него, мусульмане часто произносят молитву — истиазу : «А’уззу би-л-Ляхи минаш-Шайтани р-раджим» («Прибегаю к Аллаху [за помощью] против Шайтана , побиваемого камнями») или последние суры Корана (например, Аль-Фалак , Ан-Нас ) . Постоянный эпитет Иблиса — ар-раджим ( الرجيم — «побиваемый камнями (грешник или отступник)»), который восходит к 34 аяту суры Аль-Хиджр .
История
Согласно Корану, Аллах приказал всем ангелам пасть ниц среди них был Иблис (Джинн), перед сотворённым им первочеловеком Адамом , но Иблис не послушался его . За своё ослушание он был низвергнут с небес и обречён на адские муки, но по просьбе Иблиса, Аллах отсрочил ему наказание до дня Страшного суда . Иблис поклялся совращать и сбивать с прямого пути людей. Хадис: Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Поистине, шайтан сказал: ‹Клянусь могуществом Твоим, Господи, я не перестану сбивать рабов Твоих с пути истинного, пока души их пребывают в их телах!› Господь Бог ответил: ‹Клянусь Моим могуществом и величием, Я не перестану прощать им, пока они просят у Меня прощения!›”».
Иблис совратил первого человека — Адама, уговорив его и его супругу ослушаться Аллаха и вкусить плодов запретного дерева . Ритуал бросания камешков во время хаджа связан с пророком Ибрахимом, который отгонял преследовавшего его Иблиса. Во времена вражды пророка Мухаммада и курайшитов он вдохновлял мекканцев и мединских лицемеров .
Согласно преданию, Иблис живёт на земле и возглавляет злых духов — шайтанов и джиннов . Излюбленным местом его обитания являются руины, кладбища, бани и рынки. Он любит пение, танцы и стихи. Иблис заставляет людей забывать о совершении молитвы, постоянно мешает им совершать богоугодные дела . После Судного дня, Иблис и все, кто послушался его, будут подвергнуты мучениям ада . Те, кто успешно следуют по праведному пути, будут вознаграждены и отправлены в рай .
Этимология имён
Эпитет |
Арабское
написание |
Значение |
---|---|---|
А’вар | اعور |
одноглазый
букв. «одноглазый»
,
возбуждающий низменные страсти, подстрекающий к прелюбодеянию. |
Адувв | عدو | враг, неприятель, недруг |
аль-Аджда | الأجدع | самый последний |
Ашхаб | أشهب | серый, серый лев |
Вальхан | ولهان |
сеющий сомнение
сеющий сомнение при
совершении омовения |
Васвас | وَسْوَاس / وسواس |
нашёптывающий
нашёптывающий,
научающий, искушающий, сплетник |
Дасим | داسم | подстрекающий супругов |
Залянбур/
Залямбур |
زلنبور |
разукрашивающий работу
торговцев на рынке |
Карур | побуждающий к небрежности | |
Кафир | كافر | неверный, неблагодарный |
аль-Мазхаб | المذهب |
переносн. «доктринальная косность»
букв. «способ действия»
|
Мадхур | مدحور | отверженный |
Мазум | مذءوم | опальный, презренный |
Меляун | ملعون |
отверженный
отверженный,
окаянный, проклятый |
Марид | مارد |
бунтовщик
отступник,
бунтовщик, непокорный, мятежный |
Абу-Мирра | أبا مرارة | «отец горечи (желчи)» |
Мудилл | مضل |
обманщик
вводящий в заблуждение,
обманщик, обольститель |
Абу-Мурра | أبو مرة | «отец отрицания» |
Раджим | رجيم |
проклятый
побиваемый камнями,
проклятый |
Сагир (Сейр) | صاغر |
презренный
униженный,
презренный, ничтожный |
аль-Сафиф | السفيف | меч |
Таиф | طائف |
наваждение
|
аль-Фарадж | الفرج / إفرج | отпущенный |
Фатин | فاتن | смутьян, искуситель |
Хазул | خذول | изменник, предатель |
خنزب |
переносн. «мешающий молитве»
букв. «свинья, боров»
|
|
Ханнас | خناس |
скрывающийся
скрывающийся
(при упоминании имени Аллаха) |
Хаффаф | هفاف | нагоняющий страх |
Шихаб | شهاب |
низвергнутый
падающая звезда
(низвергнутый Иблис), метеор, факел, головешка |
Иблис ( араб. إبليس , мн. ч. ابالسة ) может быть производным от арабского произношения корня баласа ( بَلَسَ ), означающего «он безнадёжный»; поэтому лингвистическим значением слова Иблис может быть «тот, кто причиняет безысходность/отчаяние» . Другие источники утверждают, что слово происходит от др.-греч. διαβολος — «лукавый», «клеветник» .
Иблис чаще упоминается в Коране как « шайтан » — общий термин, который используется и по отношению ко всем духовным силам, связанным с Иблисом. Слово «шайтан» ( араб. شيطان šayṭān — «заблуждение», «отдаление», мн. ч. شياطين šayāṭīn «шайатин») произошло от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение» (ср. ивр. שָׂטָן śāṭān, арам. שִׂטְנָא sāṭānā, геэз śayṭān — «сатан(а)») .
Иблис упомянут в Коране по имени 11 раз , тогда как Шайтан упомянут 88 раз .
У Иблиса есть и другие имена-эпитеты . Одно из имен Иблиса — Азазил ( араб. عزازل , Азазел عَزَازِيل ) не встречается в Коране и основных сборниках хадисов, но его можно встретить в некоторых исламских источниках. В них высказывается предположение о том, что Азазил — это первое имя Иблиса. Происхождение этой версии связывают с израильскими преданиями ( исраилият ) . В некоторых преданиях говорится о том, что Иблис был также известен под именами аль-Харис ( الحارث ),, Абу-Кардус ( أبو كردوس ), Абу-Лабини ( أبو لبينى ), Абу-Катра ( أبو قترة ), Абу-аль-Карубиин ( أبو الكروبيين ) и другими.
Падение
Когда Бог приказал всем ангелам, среди которых находился и Иблис, пасть ниц перед Адамом, Иблис, исполненный гордости, ревниво отказался повиноваться приказу Бога, ввиду того, что считал Адама низшим созданием, ведь тот был сотворенным из звонкой глины, а Иблис же — из палящего бездымного пламени . Иблис попросил Всевышнего Аллаха, чтобы Он позволил ему жить свободно до дня Суда. Всевышний Бог принял просьбу Иблиса и гарантировал наказание Иблису и его последователям в виде адского огня. Бог, чтобы испытать человечество и джиннов, позволил Иблису бродить по земле и пытаться совращать других .
Происхождение
Образ Иблиса был известен в среде язычников, иудеев и христиан доисламской Аравии . Оттуда и пришли его имена Иблис и Шайтан. История Иблиса считается одним из объяснений причин наличия зла в мире и неверия людей .
В исламе Иблис является джинном , созданным из бездымного огня. Он имеет свободную волю, как и люди. Будучи когда-то набожным и скромным джинном, он был вознесён до уровня ангелов и имел высокое положение перед Аллахом .
Согласно апокрифу Книга Еноха , Азазель — демон пустыни, предводитель допотопных гигантов , восставших против Бога.
Изображение
Коран не изображает Иблиса как врага Бога, поскольку Бог является высшим над всеми своими созданиями, а Иблис — лишь одно из них. Однако, подобно христианству , и в исламе широко распространена вера, что зло в жизни людей в итоге вызвано проделками дьявола .
История с Иблисом породила несколько богословских проблем, связанных с концепциями предопределения и всемогущества Аллаха. Мусульманские богословы объявили его орудием, которым Аллах испытывает людей. Одним из объяснений отказа Иблиса поклониться (совершить суджуд ) Адаму было то, что Иблис счёл это поклонение нарушением истинного единобожия . Данной точки зрения придерживался аль-Халладж и некоторые суфии. По мнению Ибн Араби , в конце концов Иблис будет прощён Аллахом.
Примечания
- .
- ↑ , с. 81.
- аль-Фаляк , ан-Нас , аль-Бакара
- аль-Хиджр
- аль-А‘раф
- аль-Бакара , аль-А‘раф , Та Ха
- ↑ , с. 82.
- аш-Шу‘ара
- В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов, один из пяти сыновей Иблиса, четверо других: Дасим (семейный раздор), Залямбур (возглавляющий торговые пути), Сут (ложь) и Тир (катастрофа) (см. Hughes T. P. // A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 135. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8 , ISBN 978-81-206-0672-2 . ; Turner P., Coulter Ch. R. // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge , 2013. — P. 84. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5 , ISBN 978-1-13-596397-2 . )
- Turner P., Coulter Ch. R. // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge , 2013. — P. 84. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5 , ISBN 978-1-13-596397-2 .
- ↑ В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов
- аль-А‘раф
- В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов, один из пяти сыновей Иблиса, четверо других: А’вар (поощряющий разврат), Залямбур (возглавляющий торговые пути), Сут (ложь) и Тир (катастрофа) (см. Hughes T. P. // A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 135. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8 , ISBN 978-81-206-0672-2 . ; Turner P., Coulter Ch. R. // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge , 2013. — P. 144. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5 , ISBN 978-1-13-596397-2 . )
- В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов, один из пяти сыновей Иблиса, четверо других: А’вар (поощряющий разврат), Дасим (семейный раздор), Сут (ложь) и Тир (катастрофа) (см. Hughes T. P. // A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 135. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8 , ISBN 978-81-206-0672-2 . ; Turner P., Coulter Ch. R. // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge , 2013. — P. 520. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5 , ISBN 978-1-13-596397-2 . )
- ↑ аль-А‘раф
- аль-А‘раф
- Hefner Alan G. // The Oxford Dictionary of World Religions / Edit. John Bowker. — New York: Oxford University Press , 1997. — P. 273. — ISBN 0-19-213965-7 .
- (англ.) . The Century Dictionary . Online Etymology Dictionary (www.etymonline.com) (14 октября 2004). — «Klein thinks this may be Greek diablos, passed through Syriac where the first syllable was mistaken for the Syriac genitive particle di and dropped». Дата обращения: 1 августа 2015. 30 июня 2015 года.
- (англ.) ( śṭn Northwest Semitic, to be(come) hostile, accuse. a. Satan, from Hebrew śāṭān , adversary, Satan, from śāṭan , to accuse, act as adversary;; b. shaitan, from Arabic šayṭān , Satan, from Ethiopic śayṭān , from Aramaic sāṭānā , from Hebrew śāṭān (see above).). The Free Dictionary by Farlex . Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company (17 января 2004). Дата обращения: 29 июня 2022. 21 апреля 2022 года.
- (англ.) . Quran Dictionary . The Quranic Arabic Corpus (19 мая 2012). — «The proper noun ib'līs (إِبْلِيس) occurs 11 times in the Quran. The translations below are brief glosses intended as a guide to meaning. An Arabic word may have a range of meanings depending on context.» Дата обращения: 1 августа 2015. 17 апреля 2015 года.
- (англ.) . Quran Dictionary . The Quranic Arabic Corpus (22 февраля 2012). — «The triliteral root shīn ṭā nūn (ش ط ن) occurs 88 times in the Quran as the nominal shayṭān (شَيْطَٰن). The translations below are brief glosses intended as a guide to meaning. An Arabic word may have a range of meanings depending on context.» Дата обращения: 1 августа 2015. 8 декабря 2014 года.
- . Священный Коран. Кулиев (рус). Поиск по Корану . СКМ: Сайт Крымской Молодежи (2003—2012). Дата обращения: 1 августа 2015. 5 марта 2016 года.
- , с. 847—848.
- , Азазил.
- Ас-Сейед К. // Коранические истории / Пер. с англ. А. А. Ежовой и С. А. Петрова. — М. : ООО «Садра»; Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — С. 7. — 320 с. — ISBN 978-5-906016-24-9 , ISBN 978-5-906014-09-2 .
- . Дата обращения: 1 апреля 2020. 26 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 1 апреля 2020. 19 сентября 2020 года.
- Hefner Alan G. (англ.) . Encyclopedia Mythica™ . www.pantheon.org (2 ноября 1997). Дата обращения: 1 августа 2015. 10 мая 2015 года.
Литература
- на русском языке
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 847—848. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7 .
- Пиотровский М.Б. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 81-82. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- / Пиотровский, М. Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 636.
- / Рощин М. Ю. // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 602. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5 .
- Доктор Умар Сулейман аль-Ашкар. . — Казань, 2008. — (Исламское воззрение в свете Корана и Сунны). (недоступная ссылка)
- на других языках
- / Wensinck A.J., Gardet L. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
См. также
- 2021-07-06
- 2