Interested Article - Страшная месть
- 2020-03-10
- 2
«Стра́шная месть» — повесть Николая Васильевича Гоголя , входящая в сборник « Вечера на хуторе близ Диканьки ». Приблизительно датируется летом — началом осени 1831 года. В первом издании «Вечеров» «Страшная месть» дополнена подзаголовком, убранным в последующих переизданиях: «Старинная быль» .
Стилистические особенности «Страшной мести» носят следы влияния фольклора , в особенности, восточно-славянского . Помимо думы, сочинённой Гоголем, о причитаниях, о песнях, написанных в подражание украинским народным песням, в повести много фольклорных образов, сравнений, эпитетов , в том числе известное описание Днепра: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои… Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный!»
Сюжет
Во время свадьбы сына старый есаул Горобець выносит иконы, чтобы благословить ими молодых. Один из гостей казаков вдруг превращается в уродливого старика, отчего есаул догадывается, что перед ними колдун. С помощью икон нечестивца изгоняют.
Названным братом есаула был Данило Бурульбаш. К его жене Катерине неожиданно приезжает отец, которого она с детства не видела. Отец Катерины отказывается от обычной пищи и пьёт какую-то чёрную жидкость из своей бутылки. Позже Катерине снится, что колдун со свадьбы и есть её отец. Появляются зловещие предвестия: на старом заброшенном кладбище поднимаются мертвецы, своими мучительными воплями пугая живых людей.
За хутором стоит старый замок, пользующийся дурной славой. Заметив свет в его окне, Данило из любопытства вместе с казаком Стецьком забирается на высокий дуб и видит своего тестя за тёмным обрядом: он вызвал душу своей дочери. Данило понял, что сны его жены — правда. Вернувшись домой, Данило находит способ изловить колдуна, которого сажают в темницу. Уговорами колдуну удаётся убедить дочь выпустить его, после чего он исчезает.
Вскоре на хутор нападают ляхи . В бою Данило примечает своего тестя-колдуна, который метким выстрелом смертельно ранит Данилу. Катерине во сне является отец и требует выйти за него замуж. За отказ он убивает её сына. От пережитого потрясения Катерина сходит с ума. Накинувшись с ножом на пришлого в хутор, узнав в нём своего отца-колдуна, женщина сама становится его жертвой.
Под Киевом появилось чудное явление: стали видны Карпатские горы , а на одной из них всадник с закрытыми глазами. По дороге мчался на лошади колдун, пытаясь уйти от всадника. Явился он к схимнику в пещеру, чтобы тот отмолил грехи, но схимник, понимая, что эти грехи велики, отказывается, и колдун его убивает. Убегал колдун, но какую дорогу ни выбирал, приводила его к Карпатам и страшному всаднику, который схватил колдуна за шею и убил.
В конце повести становится известно от бандуриста , что конец истории про Данилу, Катерину и её отца-колдуна был предрешён. Давным-давно жили два брата-казака Иван и Петро. Король Степан предложил большую награду за поимку турецкого паши , который сам с десятью янычарами мог порубить целый полк. Более удачливый Иван получает награду и великодушно разделяет её с Петром. Петро же из зависти затаил на него злобу. Поехали Иван и Петро на жалованные королём земли и, проезжая по горной тропе в Карпатах, столкнул Петро Ивана вместе с лошадью в пропасть. Иван же зацепился за сук и сумел удержать сына-младенца, которого вёз с собой. И стал Иван просить спасти хотя бы сына, но Петро скинул пикой в пропасть обоих.
После смерти Петра на Божьем суде Иван попросил, чтобы тому избрали казнь: последним в роду Петра должен оказаться злодей, каких не бывало прежде, чтобы за его прегрешения страдали и все предки его. А Иван, сидя на коне на самой высокой горе, повеселился бы, глядя на муки брата. Та мука для Петра будет самая страшная: ибо для человека нет большей муки, как хотеть, но не мочь отомстить. Так всё и свершилось, но и сам Иван должен теперь сидеть вечно на своём коне, глядя на муки брата, и пока он сидит на коне, не будет ему Царствия Небесного.
Исторический контекст
Под именем короля Степана в повести выведена реальная историческая личность — Стефан Баторий , король польский и великий князь литовский. Именно Стефан Баторий дал запорожским казакам правильную организацию, позволил им выбирать гетмана и прочее начальство. В повести Иван получает в награду, кроме всего прочего, земли во владение, что подтверждается исторически: Стефан Баторий начал наделять казаков за службу землями; также как указано в повести Стефан Баторий вёл войну с Турцией .
Время действия истории Ивана и Петра (как предыстория к основному рассказу и объяснение основы всех событий) — это период правления Стефана Батория, а время основного действия повести (история пана Данилы, его жены Катерины и её отца-колдуна) относится ко временам после гетмана Сагайдачного .
Экранизации
- 1912 Российская империя — « Страшная месть » — утраченный немой художественный фильм в жанре драмы, поставленный Владиславом Старевичем .
- 1988 СССР — мультфильм «Страшная месть» режиссёра Михаила Титова .
- 2018 Россия — « Гоголь. Страшная месть » режиссёра Егора Баранова .
Примечания
- . ФЭБ. Дата обращения: 26 марта 2018. 9 апреля 2009 года.
- ↑ .
- Ukranima. (7 ноября 2012). Дата обращения: 26 марта 2018. 18 февраля 2022 года.
- (недоступная ссылка — ) . Дата обращения: 26 марта 2018.
- . Дата обращения: 26 марта 2018. 18 февраля 2022 года.
Литература
- Фомичёв С. А. Литературный источник песни бандуриста в повести Гоголя «Страшная месть» // Русская речь. — М., 1957. — № 6. — С. 9—10.
- Чумак Т. М. Исторические реалии в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» // Вопросы русской литературы. — Львов, 1983. — Вып. 2. — С. 79—86.
- Чумак Т. М. Мотив побратимства в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» // Вопр. рус. лит. — Львов, 1987. — Вып. 2(50). — С. 54—59.
- Арват Н. Н. Описание как компонент структуры текста (повесть Н. В. Гоголя «Страшная месть») // Наследие Гоголя и современность. — Нежин, 1988. — Ч. 2. — С. 62—63.
- Арват Н. Н. Художественное пространство в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» // Творчество Н. В. Гоголя и современность. — Нежин, 1989. — Ч. 2. — С. 101—103.
- Чумак Т. М. Идея возмездия в повести Н.Гоголя «Страшная месть» // Творчество Н. В. Гоголя и современность. — Нежин, 1989. — Ч. 1. — С. 38—39.
- Арват Н. Н. Художественное время в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» // Література та культура Полісся. — Ніжин, 1990. — Вип. 1. — С. 122—123.
- Лапшина О. М., Синицкий В. В. Художественное своеобразие повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» // Тезисы докладов III Гоголевских чтений. — Полтава, 1990. — С. 87—88.
- Мусиенко В. П. Нарушение меры — важнейший прием образного решения идеи в повести «Страшная месть» Н. В. Гоголя // Тезисы докладов III Гоголевских чтений. — Полтава, 1990. — С. 105—107.
- Чумак Т. М. Фольклорные истоки повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» // Література та культура Полісся. — Ніжин, 1990. — Вип. І. — С. 120—122.
- Фомичев С. А. Повесть «Страшная месть» в контексте творческой эволюции Гоголя // Традиции в контексте русской культуры: Сборник статей и материалов. — Череповец, 1993. — Ч. 1. — С. 88—92.
- Читая «Страшную месть» // Другие берега. — М., 1993. — № 2. — С. 16—21, 30—34, 43—45, 56—60.
- Шама И. Н. Символика «Страшной мести» Н. В. Гоголя в межнациональном культурном контексте (на материале переводов повести на украинский и английский языки) // Вопросы русской литературы. — 1993. — Вып. 1(58). — С. 13—20.
- Фомичев С. А. Литературный источник песни бандуриста в повести Гоголя «Страшная месть» // Русская речь. — М., 1995. — № 6. — С. 9—10.
- Зеленский А. Г. Мифопоэтика повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» // Література та культура Полісся. — Ніжин, 1996. — Вип. 7. — С. 19—20.
- Барабаш Ю. «Страшная месть» [Н. В. Гоголя] в двух измерениях: Миф и (или?) история // Вопросы литературы. — М., 2000. — № 3. — С. 171—210.
- Повесть «Страшная месть» // : Учебник для студентов вузов / Под ред. В. И. Коровина. — М. : Владос, 2005. — 524 с. — ISBN 5-691-01410-2 .
- Юрий Иванов. // Русин : журнал. — 2006. — № 4.
- 2020-03-10
- 2