Пока цветёт папоротник
- 1 year ago
- 0
- 0
« Папоротник и огонь » (оригинальное название — « Три » (серб.) , в международном прокате — « Tri » или « Three » (англ.) ) — фильм-драма сербского режиссёра Александра Пе́тровича . Снят в 1965 году в Югославии на основе цикла рассказов Антония Иса́ковича «Папоротник и огонь», послужившего названием фильма в прокате СССР. Одно из первых произведений художественно-социального направления в национальном кинематографе, получившего позже название Югославская чёрная волна . В 1966 году был номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке .
Фильм, сюжет которого объединён общим героем, разделён на три части, каждая из которых отражает частные события, происходившие во время Второй мировой войны в Югославии . Все три эпизода связаны общей темой насильственной смерти и её эмоциональной оценкой очевидцами.
1941 год. Студент Милош Боянич (Живои́нович) оказывается на железнодорожной станции, где многочисленные беженцы ожидают эвакуации в тыл. Он становится свидетелем ареста мужчины, не имевшего при себе документов и заподозренного патрулём в шпионаже. Задержанный расстрелян на месте лишь на основе безосновательного обвинительного выкрика из толпы, взбешённой задержкой поезда.
1943 год. Милош, ставший партизаном НОАЮ , пытается уйти от облавы и прорваться к основным частям народной армии Югославии. Товарищ Боянича, зная, что враги ищут только одного партизана и спасая Милоша, сдаётся в плен к карательному отряду нацистов. Он, с мужественным упорством многократно отказываясь повернуться спиной к расстрельному взводу, подвергается более мученической казни.
1945 год. Боянич, уже офицер и командир отряда сопротивления, сам становится перед необходимостью утверждения казни молодой девушки (Велетанлич), бывшей ранее любовницей офицера гестапо . Её личная причастность к преступлениям оккупантов осталась недоказанной.
Югославский кинопублицист Пётр Волк в книге «История югославского кино» утверждает, что это первый фильм про национально-освободительную войну, который полностью отвергает предыдущий опыт и создаёт сильные, открытые метафоры . Критик Кирилл Разлогов считает, что фильм режиссёра — «центральной фигуры пессимистического направления Чёрной волны», — существенно контрастировал с традиционным «партизанским кино» Югославии .