Кузнецов, Николай Дмитриевич (художник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Дмитриевич Милиоти (иногда Миллиоти фр. Nicholas Millioti ; 16 (28) января 1874 , Москва , Российская империя — 26 декабря 1962 , Париж , Франция ) — российский художник, видный представитель русского символизма .
Родился 16 ( 28 ) января 1874 года в Москве, в семье греческого происхождения. Сын купца 1-й гильдии . Имел родственные связи с московскими родами Морозовых, Алексеевых и Корша. Летнее время проводил вместе с братьями в подмосковном имении князя Голицына Кузьминки .
Окончил 3-ю Московскую гимназию и с 1894 по 1900 годы занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова , Л. О. Пастернака и В. А. Серова . Также посещал частную студию К. А. Коровина .
В 1898 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета , а заканчивал образование в Париже в университете Сорбонны . Воинскую повинность отбывал в 35-й артиллерийской бригаде , 21 декабря 1901 года был произведен в прапорщики запаса полевой пешей артиллерии . Краткое время занимался в академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лорана , Б. Констана и М. Уистлера .
В период 1900-х в манере символизма написал ряд картины, картин-«сновидений», а также стилизованные «галантные» сцены: «Ангел Печали», «Звон», «Волшебная роза», «Печальные птицы», «Пастораль», «Les Galants», «Шум моря». Сотрудничал с журналом « Золотое руно » и участвовал в выставках, устраивавшихся редакцией. Наиболее характерны аллегорические образы художника (ангелов, пейзажей-«миражей» и т. д.), написанные в виде красочных феерий, приближающихся к орнаментальной абстракции.
В апреле 1907 года вместе с братом был одним из организаторов московской выставки « Голубая роза ». В 1910 году вышел из « Союза русских художников » вместе с группой А. Н. Бенуа и стал одним из учредителей объединения « Мир искусства », а в 1912—1916 годах входил в его комитет.
С началом Первой мировой войны был призван в 12-ю Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду , за боевые отличия был награжден четырьмя орденами . 20 сентября 1915 года произведен в подпоручики главнокомандующим армиями Западного фронта (производство утверждено Высочайшим приказом от 21 февраля 1916). Позднее был командирован в штаб 7-го Сибирского армейского корпуса, где состоял адъютантом генерала Радко Дмитриева .
В июне 1917 года по ходатайству ряда видных московских деятелей культуры был в числе 23 художников освобождён от воинской повинности и демобилизован. В 1918 году выехал в Ялту, где работал председателем Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, в которую входили С. К. Маковский , И. Я. Билибин , М. А. Волошин , Д. В. Айналов , С. Елпатьевский и другие.
В 1920 году эмигрировал сначала в Софию , где его мастерскую посещал царь Борис , а с 1921 по 1922 годы работал в Берлине . В ноябре 1921 года стал одним из учредителей Дома искусств.
В 1923 году переселился в Париж , где его мастерскую на площади Сорбонны, 3-бис, посещали Поль Валери , Райнер Мария Рильке , Андре Моруа . В этот период совместно с Н. С. Гончаровой оформил в театре спектакль марионеток «Театр деревянных комедиантов» (постановка Ю. Л. Сазоновой-Слонимской и М. Ф. Ларионова , музыка Н. Н. Черепнина , 1924). Создал декорации и костюмы к спектаклю «Принцесса Карем» Лессажа (1925).
В 1925 году побывал в Америке, а позднее путешествовал по Италии, Испании, Голландии и Германии. С 1929 по 1930 году преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой . В 1931 году стал членом правления Союза деятелей русского искусства во Франции, а с 1933 года — членом секции художников, созданной при союзе. Одним из его учеников в Париже являлся Леонид Успенский . В работах 1930-х годов преобладали портреты ( А. Н. Бенуа , Н. А. Тэффи , Т. Л. Сухотина-Толстая , Ф. И. Шаляпин ). В 1938 году французское правительство приобрело его автопортрет. Также неоднократно жертвовал свои картины для благотворительных лотерей в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым, Московского землячества, Союза бывших деятелей русского судебного ведомства и др.
С 1940 по 1942 году проживал в Биаррице , где выполнил серию рисунков «Разрушения и бедствия войны» и участвовал в групповых выставках. В 1942 году вновь вернулся в Париж, где много работал и исполнил ряд автопортретов. В 1949 году был членом Комитета по организации мемориальной выставки М. Д. Рябушинской, а в 1958 году членом Комитета по сбору средств на издание биографии К. А. Коровина, членом Общества охранения русских культурных ценностей.
Скончался 26 декабря 1962 года в госпитале Кошен в Париже и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа . После смерти художника почитательница его таланта Л. Панаева отправила его картины в Москву. С 1986 года работы экспонируются на выставках в Москве и Петербурге. Представлен в собраниях ГРМ , ГТГ , музеях Парижа, Белграда, Софии, Праги и Мальмё. Архив художника хранится у его внучки Е. Миллиоти в Москве.