Комуз (струнный музыкальный инструмент)
- 1 year ago
- 0
- 0
Саз (от персидского слова ساز - «инструмент») — музыкальный инструмент типа лютни семейства . Распространён в Азербайджане , Армении , Афганистане , Иране , Турции и в других странах Востока , также у курдов , татар и башкир . Является типичным музыкальным инструментом ашугов Азербайджана и Армении .
Согласно Энциклопедии Ираника родоначальником саза, вероятнее всего, был ширванский танбур , популярный также в Тебризе и описанный в XV веке персидским музыкантом и теоретиком музыки Абдулгадиром Мараги . Согласно Музыкальной энциклопедии , саз — один из самых старинных народных инструментов Азербайджана. Его предшественниками считают сетар (или джуфти саз) и дутар , имеющий сходную форму . По мнению азербайджанского искусствоведа Меджнуна Керимова , современный азербайджанский саз является совершенным потомком гопуза , а свою современную форму саз принял в эпоху шаха Ирана Исмаила Хатаи (XVI век) .
В Армении саз относится к ашугским музыкальным инструментам. Под его аккомпанемент исполняли свои произведения ашуг Ширин, Аваси , Шерам . В 1925 году армянский музыкант Вардан Буни для своего Восточного симфонического оркестра создал семью сазов (джура, чонгур, саз-баритон и бас). Также саз упоминается в национальном эпосе «Давид Сасунский» .
Под названием саз известны музыкальные инструменты, различающиеся размером, формой, количеством струн и строем. Общим для всех сазов является грушевидный корпус, гриф с навязными ладками, деревянный резонатор (без использования кожаной мембраны), сдвоенные или строенные струны (в отличие от сетара , домбры ), звукоизвлечение плектром .
В Турции сазом называют два сходных инструмента: 1) «баглама» (bağlama, ) — большой саз с 7 струнами ( две парных струны и одна тройная ), 2) «джура» ( ) — маленький саз с 6 струнами (три парных струны) .
В Иране описываемый инструмент распространен под названием «чогур» и турецким названием «баглама», а словом «саз» обозначают любой музыкальный инструмент вообще.
Изготовление саза — это очень длительный и трудоёмкий процесс. Обычно мастера используют несколько пород деревьев для изготовления различных частей саза. Корпус делают из отборных видов тутовника, гриф бывает вишнёвый, а перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собирают инструмент — из твёрдого ореха .
Азербайджанский саз имеет глубокий корпус грушевидной формы из орехового или тутового дерева, долблёный или склеенный из отдельных клёпок, и длинную шейку, прямоугольную или округлую с тыльной стороны . Корпус собирается из клёпок в нечётном количестве (обычно, в количестве девяти), соединяемых друг с другом. Эти клёпки стягиваются на прикладе, месте соединения шейки и корпуса, называемом «кюп», а затем к ним монтируется шейка. Верх корпуса покрывается тонкой деревянной декой и на гриф привязывают 16—17 ладков .
Армянский саз имеет ту же конструкцию, отличается лишь настройкой 2-й группы струн. звучащей октавой выше.
Дагестанский саз, называемый чунгур (чугур) — 2-струнный, его парные струны настраиваются в кварту .
Саз состоит из трёх частей: грушевидного корпуса, шейки (грифа) и головки. К головке прикрепляются колки, при помощи которых настраивают струны.
У армянского саза имеется 10—13 ладов и 6—8 струн, расположенных по группам, но с разным числом хоров в группе, и секундо-квартовый строй
Размеры сазов бывают различными: большой саз состоит обычно из 8—11 струн, средний из 8—9 струн, а маленький из 4—7 струн
Из трёх разновидностей (размеров) саза самый распространенный в Азербайджане «тавар саз» или «ана саз» представляет девяти, иногда, восьмиструнный инструмент. Чуть более компактный по сравнению с ним «орта» или «голтуг» саз имеет шесть, иногда, семь струн, а маленький «джура» саз является четырёх—шестиструнным инструментом.
В XX веке, в особенности, в последнее время, в связи с распространением мугамного исполнительства на сазе, число ладков увеличилось до 17—18 .
Поэт и мыслитель XII века, классик персидской поэзии Низами Гянджеви в своем творчестве также затрагивает тему саза. Так, в своей знаменитой поэме « Лейли и Маджнун » из « Пятерице — Хамсе » поэт пишет :
Мир — это саз, коль жить с ним хочешь в лад,
Настрой его на свой, особый лад.
Коль ты противоречишь всем вокруг,
То издаёт твой саз фальшивый звук.
В другой своей поэме из «Пятерицы» — « Хосров и Ширин » Низами воспевает саз следующим образом :
Из животворных вод весну исторгни снова
И облеки весну весенней тканью слова.
Свой звонкий саз возьми, — твой короток привал,
Напев твой по тебе давно затосковал.
В стихотворении «Песня любви» армянский поэт Костандин Ерзнкаци (XIII — XIV вв.) также упоминает этот музыкальный инструмент:
Тебя вокруг ищу я взглядом
И если знаю: ты не рядом —
Мир кажется мне сущим адом,
И ты одна тому виной!
Но если я тебя замечу,
Я сердце болью изувечу,
Я саз возьму, пойду навстречу, —
Я стать хочу твоим слугой.
«ČOḠŪR (also čoḡor, čogūr, more commonly called sāz in former Soviet Azerbaijan), is the typical pyriform lute of the ʿāšeq (q.v.), the professional minstrel of Azerbaijan.»
«The ancestor of this instrument was probably the ṭanbūr of Šīrvān, described by ʿAbd-al-Qāder b. Ḡaybī Marāḡī (p. 200) in 809/1405, which was very popular in Tabrīz.»
У армянского саза 10 — 13 ладов и 6 — 8 струн, также расположенных по группам, но с разным числом хоров в группе, и секундо- во-квартовый строй («зеркальный» по отношению к азербайджанскому сазу)