Interested Article - Геварт, Франсуа Огюст
- 2020-12-08
- 1
Франсуа Огюст Геварт ( нидерл. François-Auguste Gevaert ; 31 июля 1828 , Хейсе, близ Ауденарде — 24 декабря 1908 , Брюссель ) — бельгийский композитор, музыковед и музыкальный педагог.
Биография
Сын булочника. Окончил Гентскую консерваторию (класс композиции Мартена Жозефа Мангаля ), в том же 1847 г. стал лауреатом Римской премии , учреждённой в Бельгии по аналогии с французской , за кантату «Король Лир» (опередив занявшего второе место Жака Николя Лемменса ). Работал органистом в местной иезуитской церкви. Поставил в Генте в 1848 — 1849 гг. две свои оперы, «Хуго из Сомергема» ( фр. Hugues de Somerghem ) и «Городская комедия» ( фр. La comédie à la ville ).
В 1849 году покинул Бельгию, жил и работал в Париже , затем в Испании, где сочинил «Фантазию на испанские темы» ( исп. Fantasia sobre motivos españoles ), и в Италии. С 1853 г. снова в Париже, работал преимущественно как оперный композитор — наибольший успех завоевали оперы «Квентин Дорвард» ( 1858 , по Вальтеру Скотту ) и «Капитан Анрио» ( фр. Le Capitaine Henriot ; 1864 , по Викторьену Сарду ). В 1867 — 1870 гг. был директором парижской Гранд-Опера .
В связи с Франко-прусской войной вернулся в Бельгию и с 1871 г. до смерти возглавлял Брюссельскую консерваторию . Среди учеников Геварта, в частности, Исаак Альбенис .
Геварту принадлежит несколько заметных музыковедческих трудов: двухтомная «История и теория музыки античности» ( фр. Histoire et théorie de la musique de l'antiquité ; 1875 — 1881 ), «Трактат о теоретической и практической гармонии» ( фр. Traité d’harmonie théorique et practique ; 1905-1907). Мировую известность Геварту принесли его труды по оркестровке , «Общее руководство к инструментовке» ( фр. Traité general d’instrumentation ; 1863 , переработанное издание 1885 , русский перевод Петра Ильича Чайковского , «Руководство к инструментовке», 1865 ) и «Методический курс оркестровки» ( фр. Cours méthodique d'orchestration , 1890 , русский перевод Владимира Ребикова , 1900 ). Позднее он выпустил « Новый полный курс инструментовки », который в 1902 году перевёл на русский язык Н. А. Арс , причём снабдил его своими примечаниями и дополнениями .
Геварт также интересовался музыкой эпохи барокко — и, в частности, переоркестровал, применяясь к исполнительской традиции своего времени, ряд ранних произведений (в том числе оперу Жана Филиппа Рамо «Кастор и Поллукс» ).
В 1895 г. был избран в Прусскую академию искусств . В 1907 г. был удостоен баронского титула. Сразу после его смерти в его честь была переименована улица в Брюсселе.
Учение о гармонии Геварта оказало влияние на Г.Л.Катуара , автора первого в России теоретического курса гармонии.
Изображен на бельгийской почтовой марке 1978 года.
Примечания
- Веймарн П. П. // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
- от 26 августа 2014 на Wayback Machine // The Telegraph , 25 March, 2005.
Ссылки
- (цифровое факсимиле)
- на International Music Score Library Project
- 2020-12-08
- 1