Interested Article - Аренский, Антон Степанович

Лев Конюс (крайний слева) вместе со своим учителем Антоном Аренским и соучениками Никитой Морозовым и Сергеем Рахманиновым

Анто́н ( Анто́ний ) Степа́нович Аре́нский ( 30 июня [ 12 июля ] 1861 , Новгород , Российская империя 12 [25] февраля 1906 , Перк-ярви , Выборгская губерния , Великое княжество Финляндское , Российская империя ) — русский композитор, пианист, дирижёр и педагог. В 1889—1894 годах — профессор Московской консерватории , в 1895—1901 — управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге . Отец востоковеда и писателя Павла Аренского .

Биография

Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач (1818—1891), хорошо играл на виолончели , мать, Надежда Антиповна (урожд. Потехина; 1835—1901 ) была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано ; в девять лет сочинил квартет для скрипки, фортепиано, флейты и виолончели. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке. В 1872 году семья Аренских переехала в Санкт-Петербург, где Антон заканчивал среднее образование (начатое в Новгородской гимназии ) в 5-й классической гимназии и продолжил музыкальное образование в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова .

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года , получив звание профессора , Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов , живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой , начинавшейся такими словами: «Муза Аренского — не выходит из погреба ренского» .

После того, как Аренский окончил Петербургскую консерваторию и вернулся в Москву, горячее участие в его судьбе принял Чайковский . Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать „Сон на Волге“ Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, — но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы „Сон на Волге“ был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы — верный признак, что „Сон на Волге“ написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»

П. И. Чайковский, письмо И. А. Всеволожскому , 11 января 1891 года .

Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета « Щелкунчик » (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894) . В 1888 1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы . Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Могила А. С. Аренского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре ( Санкт-Петербург )

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское ). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры . Надгробие создано скульптором М. Л. Диллон в 1908 году. Своеобразным « некрологом » откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков , буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

«Мой бывший ученик, по окончании Петербургской консерватории вступивший профессором в Московскую консерваторию, прожил в Москве много лет. По всем свидетельствам, жизнь его протекала беспутно, среди пьянства и картёжной игры , но композиторская деятельность была довольно плодовита. Одно время он был жертвою психической болезни, прошедшей, однако, по-видимому, бесследно. Выйдя из профессоров Московской консерватории в 90-х годах, он переселился в Петербург и некоторое время после Балакирева был управляющим Придворной капеллой . И в этой должности беспутная жизнь продолжалась, хотя и в меньшей степени. По выходе из Капеллы <…> Аренский очутился в завидном положении: числясь каким-то чиновником особых поручений при Министерстве двора , Аренский получал от пяти до шести тысяч рублей пенсии, будучи вполне свободным для занятий сочинением. Работал по композиции он много, но тут-то и началось особенно усиленное прожигание жизни. Кутежи, игра в карты, безотчётное пользование денежными средствами одного из богатых своих поклонников, временное расхождение с женой, в конце концов скоротечная чахотка , умирание в Ницце и наконец смерть в Финляндии . С переезда своего в Петербург Аренский всегда был в дружеских отношениях с беляевским кружком , но как композитор держался в стороне, особняком, напоминая собой в этом отношении Чайковского. По характеру таланта и композиторскому вкусу он ближе всего подходил к А. Г. Рубинштейну , но силою сочинительского таланта уступал последнему. В молодости Аренский не избег некоторого моего влияния, впоследствии — влияния Чайковского. Забыт он будет скоро…»

Н. А. Римский-Корсаков. «Летопись моей музыкальной жизни» .

Творчество

Иллюстрация Бакста к балету Аренского «Клеопатра»

В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана , причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев Толстой .

Аренский имеет большое значение как педагог — он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского — Сергей Рахманинов , Александр Скрябин (со скандалом отчисленный Аренским со второго курса свободного сочинения) , Рейнгольд Глиэр , Георгий Конюс , Арсений Корещенко .

Оценка творчества

Княгиня М. К. Тенишева :

«…сидя дома, в любимом кресле, закрыв глаза, слушать квартет Чайковского или трио Аренского с его участием и чудным исполнением — было огромным, незаменимым наслаждением»

Протоиерей , признавая достоинства церковных сочинений Аренского (три херувимские песни и другие), находил их стиль западноевропейским, не церковным .

Основные сочинения Аренского

Оперы

Балеты

Оркестровые сочинения

  • Симфония № 1 h-moll ( 1883 )
  • Симфония № 2 A-dur ( 1889 )
  • Четыре сюиты (существуют также в переложении для двух фортепиано; 1885—1902)
  • Вариации на тему Чайковского
  • Фантазия на темы Рябинина

Концертные сочинения

  • Концерт для фортепиано с оркестром f-moll (1882);
  • Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром (1899)
  • Концерт для скрипки с оркестром a-moll (1901)

Камерные сочинения

  • Два фортепианных трио;
  • Два струнных квартета;
  • Фортепианный квинтет
  • Многочисленные сочинения для фортепиано

Вокальные сочинения

  • 57 романсов для голоса и фортепиано

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1891—1895 — Английский проспект, 58;
  • 1895—1902 — набережная реки Мойки, 20;
  • 1902—1903 — 11-я линия Васильевского острова, 32;
  • 1904—1905 — Ивановская (Социалистическая с 1918) улица, 4.

Память

  • Улица Аренского в Заволжске вблизи от бывшего имения «Фроловка», где Аренский А. С. писал оперу «Сон на Волге» во второй половине 80-х годов XIX века .
  • Улица Аренского и 4—5-й проезды в г. Пензе (не позднее 1958).
  • Детская музыкальная школа в Москве на ул. Фёдора Полетаева, д. 20, корп. 2, носит имя А. С. Аренского.
  • Новгородская областная филармония носит имя А. С. Аренского.

Семья

Был женат на Елизавете Владимировне Лачиновой (1860—?) — дочери и внучке Евдокима Емельяновича Лачинова . Их дети:

Примечания

  1. . Дата обращения: 9 апреля 2023. 20 февраля 2022 года.
  2. Кроме Антона было ещё трое детей: Ксения, Мария, Григорий.
  3. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России. — М. : Классика-XXI, 2005. — С. 109. — 268 с. — 1500 экз. ISBN 5-89817-145-2 .
  4. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. — М. : Музыка, 1978. — Т. XVI-A. — С. 23. — 376 с. — 6000 экз.
  5. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. — М. : Музыка, 1978. — Т. XVI-A. — С. 313. — 376 с. — 6000 экз.
  6. . Дата обращения: 28 марта 2008. 10 октября 2007 года.
  7. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. — 9-е изд. — М. : Музыка, 1982. — С. 293. — 440 с.
  8. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России. — М. : Классика-XXI, 2005. — С. 34, 125. — 268 с. — 1500 экз. ISBN 5-89817-145-2 .
  9. Юрий Ханон ,. « Скрябин как лицо ». — СПб. : Центр Средней Музыки & , 1995. — С. 111. — 680 с.
  10. М. Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8
  11. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 194. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  12. Дата обращения: 8 октября 2016. 18 сентября 2016 года.
  13. , с. 28.

Литература

Ссылки

  • (англ.) на сайте Allmusic
  • . Архивировано из 3 октября 2008 года.
  • Антон Степанович Аренский — в нотной библиотеке проекта
  • на International Music Score Library Project
  • / Специальное радио — 2010
Источник —

Same as Аренский, Антон Степанович