Белявский, Виталий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Виталий Дмитриевич Кирейко ( укр. Віталій Дмитрович Кирейко ; 23 декабря 1926 , Широкое , Криворожский округ — 19 октября 2016 , Киев ) — советский и украинский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1977), Народный артист Украинской ССР (1977), лауреат премии имени Н. В. Лысенко (1985).
Родился 23 декабря 1926 года в семье сельских интеллигентов: отец был школьным учителем, мать — воспитательницей дошкольных учреждений. Отец, имея музыкальное образование (окончил музыкальный техникум), везде, где ему приходилось учительствовать, организовывал школьные или сельские хоры. Поэтому будущий композитор в детские годы имел возможность услышать хоровые произведения М. Леонтовича, М. Вериковского , Н. Лысенко , а также украинские народные песни.
Обучался в средней школе города Кобеляки Полтавской области (1935—1941). В 1949 году окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Л. Н. Ревуцкого (1944—1949), там же — аспирантуру (1952). Для выпуска пятого курса начинающий композитор создал первое произведение большой формы — кантату «Мать» на слова М. Рыльского.
В 1949—1988 годах — преподаватель, доцент (1961), профессор (1978) Киевской консерватории. Кандидат искусствоведения (1953).
Значимой вехой в творчестве композитора и его первой серьёзной творческой победой стала опера «Лесная песня» (1957) по драме-феерии Леси Украинки . В 1959 году создал балет «Тени забытых предков», став первым из мастеров искусств, кто обратился к одноимённой повести М. Коцюбинского. Неоднократно обращался к произведениям Т. Г. Шевченко. Несколько значительных произведений на стихи поэта появились в 1960-е годы. Среди них — женский хор «Над Днепровской сагой» (1964), романс «Тополь» и одноактный балет «Ведьма» (1967) по одноимённой поэме Т. Шевченко. Памяти великого Кобзаря он посвятил смешанный хор без инструментального сопровождения «Шевченко» (1964) на слова М. Рыльского.
Среди его инструментальных произведений особенно выделяется Концерт для скрипки и виолончели с оркестром (1971) — один из первых украинских двойных концертов. Талант театрального композитора проявился в двухактном балете «Оргия» (1976) по драме Леси Украинки и балете «Солнечный камень» (1982) по мотивам легенд Донецкого края. Новой страницей программной творчества композитора стала симфоническая поэма «Дон Кихот» (1980). Самым значительным произведением мастера в 2000-е годы стала опера-драма «Боярыня» (2003) по одноимённой драматической поэме Леси Украинки. Проводя параллели между судьбой Оксаны и судьбой Украины, композитор сумел показать, как на фоне трагически противоречивой эпохи в истории Украины разворачивается и человеческая драма.
Вокально-симфоничные и симфоничные произведения
Камерно-инструментальные произведения
Вокальные произведения
Прочее