Interested Article - Центральный элемент (теория музыки)

Центральный элемент (ЦЭ), также Центральный элемент системы (ЦЭС), в русской теории музыки – понятие об основном элементе звуковысотной системы , прежде всего мажорно-минорной тональности , но также других систем, не сводимых к классико-романтическим мажору и минору (например, в симметричных ладах ). Понятие разработано в трудах Ю. Н. Холопова и учеников его школы.

Краткая характеристика

В мажоро-минорной тональности классико-романтической эпохи ЦЭ является мажорное или минорное тоническое трезвучие. В так называемой новой тональности XX века роль центрального элемента могут выполнять созвучия различной структуры (в том числе, нетерцовой). Например, в одной из вариаций во II части Третьего фортепианного концерта С.С.Прокофьева роль ЦЭ исполняет структура c-e-fis-h . Наконец, центральный элемент может быть, а тональности может и не быть. Общий принцип гармонии XX века Холопов определяет как «образование системы отношений на основе свойств целесообразно избранного центрального элемента» . В звуковысотных системах, не сводимых к мажорно-минорной тональности, вместо «тоники» Холопов предлагает пользоватся «осторожным» (sic) термином «центральное созвучие» . Примеры центральных созвучий в посттональной музыке: синтетаккорд Н. А. Рославца , Прометеев аккорд А. Н. Скрябина .

Составляющие центрального элемента

  • единичный тон и мелодическая группа тонов — мелодическая тоника;
  • единичный консонирующий аккорд и группа аккордов (два или более);
  • единичный диссонирующий аккорд и группа аккордов — гармоническая тоника .

Примечания

  1. См. нотный пример в статье: Холопов Ю. Н. Центральное созвучие // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с. 611.
  2. Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. Ч.2. М. Композитор, 2005, с. 8.
  3. ibidem, с. 168.
  4. См. от 10 июня 2023 на Wayback Machine .
  5. . Дата обращения: 3 марта 2021. 3 июля 2018 года.
  6. Рыжкова Н. А. от 26 октября 2020 на Wayback Machine
  7. Н. Гуляницкая (с. 123—130)

Литература

  • Erpf H. Studien zur Harmonie- und Klangtechnik der neueren Musik. Wiesbaden, 1969.
  • Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. Ч.1. М.: Композитор, 2005.
  • Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. Ч.2. М.: Композитор, 2005.
Источник —

Same as Центральный элемент (теория музыки)