Корабль-цель
- 1 year ago
- 0
- 0
«Цель но́мер оди́н» ( англ. Zero Dark Thirty ; буквальный перевод — «00:30 ночи», военный термин ) — американский триллер с элементами боевика , снятый режиссёром и продюсером Кэтрин Бигелоу .
Премьера ленты состоялась 19 декабря 2012 года, в России вышел в прокат на 21 февраля 2013 года. Главную роль в фильме исполнила Джессика Честейн . Картина основана на реальных событиях — ликвидации террориста номер один Усамы бен Ладена . Американская кинопресса крайне положительно приняла новый проект Бигелоу, а на сайте Rotten Tomatoes ещё до официальной премьеры его рейтинг составлял 100 % . Критиками фильм расценивался как один из ключевых претендентов на премию Американской киноакадемии « Оскар » .
«Цель номер один» была признана лучшим фильмом года по версии нескольких сообществ кинокритиков со всего США, а на « Золотом глобусе » её выдвинули в четырёх номинациях, в том числе за лучший драматический фильм. На 85-й церемонии вручения премии « Оскар » картина была удостоена пяти номинаций, включая за лучший фильм года. Джессика Честейн за эту актёрскую работу получила премию «Золотой глобус», а также была выдвинута на премии Гильдии киноактёров США , BAFTA и «Оскар».
Невзирая на скандал со сценами пыток, лента Бигелоу была признана самым высоко оценённым фильмом 2012 года, оставив позади драму Михаэля Ханеке « Любовь » .
Фильм затрагивает хронику событий охоты на самого опасного террориста в мире Усаму бен Ладена . Вступительные кадры демонстрируют шок нации сразу после терактов 11 сентября 2001 года; финал кинокартины снят, по большей части, в стиле ночного видения и от первого лица демонстрирует убийство бен Ладена отрядом SEAL в ночь на 2 мая 2011 г.
Центральная героиня киноленты — Майя ( Джессика Честейн ) прибывает на Ближний Восток в 2003 году. Она одержима идеей отыскать всех преступников, причастных к теракту в Нью-Йорке. Вскоре начинающий аналитик выходит на след основного курьера бен Ладена по имени Абу Ахмед аль-Кувейти. Потратив пять лет жизни, Майя в итоге выясняет место пребывания неуловимого главаря « Аль-Каиды » — пакистанский городок Абботтабад . Она требует от своего руководства организовать прослушку телефонов в этом городе. Однако 30 декабря 2009 года на лагерь ЦРУ в афганской провинции Хост происходит нападение террориста-смертника: погибает семеро коллег Майи, в том числе и любимая подруга Джессика. Многих оперативников эвакуируют в Штаты.
Наблюдая с помощью разведывательных спутников за жилищем бен Ладена из штаб-квартиры ЦРУ, Майя разрабатывает операцию по его уничтожению. 1 мая 2011 года администрация 44-го президента США наконец-то разрешает провести ночной рейд с авиабазы в Афганистане. Отряд SEAL высаживается с двух вертолётов и штурмуют дом, бен Ладен погибает.
Бигелоу и Боал приступили к написанию сценария ещё в начале 2000-х, когда бен Ладен, по некоторым данным, скрывался в Тора-Бора . После того, как творческий коллектив Бигелоу-Боал был удостоен « Оскара » за режиссуру и создание сценария к военной драме « Повелитель бури », они решили вернуться к теме войны. Спустя несколько дней после убийства террориста в мае 2011 года проекту был дан «зелёный свет» .
Первоначально режиссёр и продюсеры планировали назвать фильм «За Бога и отчизну», но после выпуска тизера его поменяли на «Zero Dark Thirty» («0030» — военный термин для обозначения половины первого ночи) . Частичные съёмки проходили в индийском городе Чандигарх , который специально отдекорировали под Лахор и Абботтабад , где и ликвидировали бен Ладена . Во время производства ленты размещение символики Пакистана вызвало недовольства и протесты населения, затруднившие процесс съемок .
Прототипом героини Джессики Честейн стала реальная сотрудница ЦРУ , чьё имя не раскрывается. За участие в операции она была удостоена важнейшей военной награды США .
Как и рассчитывала Бигелоу, сразу же после анонса разработки подобного политического фильма на съёмочную группу обрушился шквал критики. Одним из первых своё мнение высказал член палаты представителей США , задававшийся вопросом: «Была ли допущена Бигелоу к секретным документам?» . Режиссёр отделалась брошенным «Без комментариев» . Невзирая на это, сценарист Боал признался, что большая часть фильма основана на собственных исследованиях . Позже оппоненты президента Обамы заявили, что представители его администрации лично передали создателям картины секретные данные .
Не принимая во внимание отмашки съёмочной группы, Пентагону фильм показался настолько достоверным, что Министерство обороны США провело специальное расследование с целью выяснить, кто открыл все секреты охоты за бен Ладеном Бигелоу . По его результатам выяснилось, что засекреченную информацию выдал ближайший помощник минобороны США Панетты Майкл Виккерс .
Zero Dark Thirty: Original Soundtrack | |
---|---|
Саундтрек Александра Деспла | |
Дата выпуска | 19 декабря 2012 |
Дата записи | 2012 |
Жанры | фильм-триллер , военный фильм , драматический фильм и боевик |
Длительность | 52:40 |
Продюсеры | |
Страна | США |
Лейбл |
Музыку к картине написал французский композитор Александр Деспла . Тепло принятый критиками саундтрек Деспла выдвигался на несколько кинопремий и наград.
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Flight to Compound» | 5:08 |
2. | «Drive to Embassy» | 1:44 |
3. | «Bombings» | 2:44 |
4. | «Ammar» | 4:06 |
5. | «Monkeys» | 2:59 |
6. | «Northern Territories» | 3:46 |
7. | «Seals Take Off» | 2:34 |
8. | «21 Days» | 2:04 |
9. | «Preparation for Attack» | 1:45 |
10. | «Balawi» | 3:15 |
11. | «Dead End» | 3:26 |
12. | «Maya on Plane» | 3:59 |
13. | «Area 51» | 1:42 |
14. | «Tracking Calls» | 3:46 |
15. | «Picket Lines» | 3:03 |
16. | «Towers» | 2:02 |
17. | «Chopper» | 1:48 |
18. | «Back to Base» | 2:41 |
Ещё до назначенной официальной премьеры «Цели номер один» закрытые показы сопровождались публикацией исключительно положительных отзывов. На авторитетном сайте Rotten Tomatoes фильм удерживает рейтинг 93 %, основанный на 170 рецензиях профессиональных критиков . Многие аналитики включили ленту в собственные списки лучших фильмов года .
Обозреватель газеты Variety Питер Дебраж поставил картине высочайшую оценку, похвалив операторскую работу, игру Джессики Честейн, натуралистичное освещение и звуковой дизайн . Постоянный критик журнала Time Ричард Корлисс был покорён лентой Бигелоу, добавив, что даже фаворит журналистов этого года «Операция „Арго“» не сравнится с «Целью» .
Рецензенту журнала The Hollywood Reporter Тодду Маккарти «Цель номер один» показалась наиболее впечатляющим фильмом из тех, к которым когда-либо прикладывала руку Бигелоу . Актёрскую работу Честейн он посчитал наиболее убедительной за всю её карьеру . Эрик Кон из Indiewire попросту назвал картину «шедевром о 9/11 , которого мы так долго ждали» .
Сама Бигелоу неоднократно говорила, что её фильм не для слабонервных . Композитор Александр Деспла, написавший саундтрек к ленте, так отзывался о ней :
Я знаю, что выглядит он как боевик , но на самом деле это скорее военный фильм в традициях Акиры Куросавы . Мощный и архаичный. <…> Это лучшая вещь, которую она когда-либо делала. Он потрясающий; она — режиссёр-профессионал. Она гениальный [режиссёр], а фильм — невероятный.
Российская критика также тепло встретила картину. Валерий Кузнецов из « Российской газеты » согласился со своими иностранными коллегами, что фильм — главный претендент на «Оскар», но подтвердил мнение Бигелоу, что это кино не для слабонервных .
Фильм получил массу как критических, так и положительных отзывов за показ сцен с пытками. По мнению некоторых журналистов, из-за этих эпизодов картина не удостоилась главного «Оскара» .
Газета The Guardian назвала фильм «вредной пропагандой», указав на то, что картина «представляет пытки в том свете, в котором их видят сторонники и администраторы ЦРУ , то есть уродливым, грязным делом, необходимым для защиты Америки» .
Сенатор США Джон Маккейн , который сам был подвергнут пыткам во время своей военной карьеры во Вьетнаме, сказал, что этот фильм вызвал у него тошноту — «потому что это неправильно». В своей речи в сенате он сказал, что «применения „расширенных методов допросов“ к Халид Шейх Мохаммеду , не только не дали нам информацию о курьере бен Ладена Абу Ахмеде, но и в действительности дали неверную и вводящию в заблуждение информацию» . Джон Маккейн, Дайэнн Файнстайн и Карл Левин направили критическое письмо председателю по прокату Sony Pictures Entertainment Майклу Литону, заявив: «С выпуском в прокат „Цели номер один“ создатели фильма и ваша продюсерская студия распространяете миф о том, что пытки эффективны. У вас есть социальные и моральные обязательства правильно представлять факты» .
Актёр и член Академии кинематографических искусств и наук Дэвид Кленнон сделал заявление, в котором он отказывался голосовать за «Цель номер один» в какой-либо категории премии «Оскар» потому, что фильм пропагандирует пытки . В качестве протестующих против картины выступили и именитые американские актёры Мартин Шин и Эд Аснер .
Журналист Мэтт Тайбби написал: «Настоящая проблема в том, что этот фильм говорит о нас. Когда появились те снимки из Абу-Грейб , как минимум половина Америки ужаснулась. Национальный консенсус (хоть и с небольшим разрывом) показал, что это не то, что мы из себя представляем как люди. Но сейчас, четыре года спустя, выходит „Цель номер один“, и кажется, что наши чувства к ужасам, которые мы сотворили в Абу-Грейб , Гуантанамо и , настолько притупились, что мы можем принять их с условием, что из этого мы получим кассовый фильм» .
Министр обороны США Леон Панетта в интервью NBC 3 февраля 2013 года, отвечая на вопрос о фильме «Цель номер один», подтвердил, что при проведении операции по ликвидации главы « Аль-Каиды » были использованы пытки .
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
Голливудский кинофестиваль | «Лучший монтаж» | , | Победа (также за « Самый пьяный округ в мире ») | |
Круг кинокритиков Нью-Йорка | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучшая операторская работа» | Победа | |||
« Спутник » | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Победа | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Номинация | ||
Национальный совет кинокритиков США | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
Общество кинокритиков Бостона | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | «Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | |
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | ||
«Лучший фильм» | Победа | |||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
«Лучший актёрский состав» | Номинация | |||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Грейг Фрэйзер | Номинация | ||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Номинация | ||
Американский институт киноискусства | Включение в список десяти лучших фильмов года | Победа | ||
« Выбор критиков » | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | ||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Победа | ||
Премия Гильдии киноактёров США | « Лучшая женская роль » | Джессика Честейн | Номинация | |
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | ||
Включение в список десяти лучших фильмов года | Победа | |||
« Золотой глобус » | « Лучший драматический фильм » | Номинация | ||
« Лучшая режиссёрская работа » | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
« Лучшая женская роль в драме » | Джессика Честейн | Победа | ||
« Лучший сценарий » | Марк Боал | Номинация | ||
Ассоциация кинокритиков Чикаго | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
«Лучшая мужская роль второго плана» | Джейсон Кларк | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Победа | ||
«Лучшая музыка» | Александр Деспла | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Грейг Фрэйзер | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Торонто | «Лучший фильм» | Номинация | ||
Круг кинокритиков Лондона | «Режиссёр года» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | |
«Актриса года» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Сценарий года» | Марк Боал | Номинация | ||
Гильдия продюсеров США | «Лучшее продюсирование полнометражного художественного фильма» | Кэтрин Бигелоу, Марк Боал, Меган Эллисон | Номинация | |
«Лучшая работа художника-постановщика в фильме на современную тематику» | Номинация | |||
Гильдия сценаристов США | « Лучший оригинальный сценарий » | Марк Боал | Победа | |
Национальное общество кинокритиков США | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Грейг Фрэйзер | Номинация | ||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
Гильдия режиссёров США | «Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | |
BAFTA | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Дилан Тиченор, Уильям Голденберг | Номинация | ||
« Оскар » | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Дилан Тиченор, Уильям Голденберг | Номинация | ||
«Лучший звуковой монтаж» | Пол Н. Дж. Отоссон | Победа | ||
« Сатурн » | «Лучший фильм ужасов или триллер» | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
« Империя » | «Лучший триллер» | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация |