Interested Article - Уэллс, Орсон

Джордж О́рсон Уэ́ллс ( англ. George Orson Welles ; 6 мая 1915 10 октября 1985 ) — американский кинорежиссёр , актёр , сценарист , который работал в театре , на радио и в кино. Его фильмы отмечены изобретательностью в технических решениях. Наиболее примечательные картины режиссёра — « Гражданин Кейн », « Печать зла », « Процесс » и « Леди из Шанхая ». Уэллс занимает 16-ю строку в списке Американского института киноискусства среди величайших мужчин — легенд экрана классического голливудского кино .

В 2002 году Уэллс был признан величайшим режиссёром всех времён в двух опросах Британского института кино среди режиссёров и критиков , а исследование, основанное на мнениях критиков, списках лучших режиссёров и исторических ретроспективах, признало его самым известным режиссёром в истории кино .

Биография

Будущий американский кинорежиссёр родился 6 мая 1915 года в городе Кеноша (штат Висконсин , США ), расположенном на юго-западном берегу озера Мичиган . Родители не имели к кинематографу никакого отношения: отец, Ричард Хед Уэллс (1872–1930) , был изобретателем-самоучкой, а мать, Беатриса Айвз, — известной в светских кругах пианисткой. С детства Орсон отличался выдающимися, многогранными способностями. Уже в десять лет он принимал участие в школьных спектаклях, а также активно содействовал театральной жизни за сценой (мастерил и разрисовывал декорации, руководил репетициями). Помимо этого, парень был отличным музыкантом, фокусником , а в знании пьес Шекспира едва ли кто-то из сверстников мог бы с ним соперничать.

При этом он серьёзно занимался живописью и в 1931 году отправился в Ирландию на этюды. После приобретения осла и повозки шестнадцатилетний Орсон остался практически без средств к существованию и некоторое время ночевал под этой повозкой. С наступлением холодов от такого образа жизни пришлось отказаться. Уэллс уезжает в Дублин , где тратит последние деньги на билет в театр «Гейт». Оказалось, однако, что тем самым он вытянул счастливый билет: на спектакле будущий режиссёр встречает своего однокашника, который знакомит его с директором театра. Оценив талант юноши, тот предлагает Орсону первую в его жизни роль в профессиональном театре.

После Ирландии Орсон уезжает дальше, в Испанию . Там юноша пробует себя в писательском ремесле — пишет детективы и очерки .

В последующие годы Уэллс возвращается в Америку. С помощью близкого друга и соратника, писателя Торнтона Уайлдера он устраивается актёром в передвижную театральную труппу. А 14 апреля 1936 года в гарлемском театре «Лафайет» состоялась премьера спектакля «Макбет» в постановке Орсона Уэллса. Эта его режиссёрская работа ознаменовалась громким скандалом и вызвала неоднозначные отзывы критиков и зрителей.

Во время работы в театре Орсон Уэллс познакомился с актрисой Вирджинией Николсон, они поженились в 1934 году.

После ряда постановок, в том числе нашумевшего спектакля по шекспировскому « Юлию Цезарю », который поразил публику и критиков новаторским подходом, и легендарной радиопостановки по роману Герберта Уэллса « Война миров » к молодому режиссёру проявил интерес Голливуд , где Уэллс настоял на контракте, предоставляющем ему творческую свободу. Однако его работы вызвали там неодобрение.

В конце 1947 года Уэллс покинул Голливуд и обосновался в Европе, как он выразился, «ради свободы», но позже неоднократно возвращался в Соединённые Штаты. Первую свою роль в Европе Орсон Уэллс сыграл в американо-итальянском фильме «Чёрная магия». Фильм вышел в прокат в 1949 году.

С 1970-х годов Орсон Уэллс активно продолжал свою карьеру актёра, а также продолжал писать сценарии и снял два документальных фильма по своим прошлым работам: «Как снимался „Отелло“» (1978) и «Как снимался „Процесс“» (1981). В 1975 году Уэллс был удостоен премии Американского киноинститута «За выдающиеся заслуги в кинематографе» ( Почётного «Оскара» ).

В 1979 году Орсон Уэллс попытался создать своё шоу и даже снял пилотный выпуск «Шоу Орсона Уэллса», но передача на телевидении не прошла. В конце 1970-х годов Орсон снялся в серии реклам винной продукции. В 1982 году он принял участие в программе « Чтобы Польша была Польшей », чтобы выразить поддержку « Солидарности » .

Уэллс продолжал сниматься до 1985 года. 10 октября 1985 года Уэллс дал своё последнее интервью на шоу Мерва Гриффина . Через два часа он скончался от сердечного приступа в своём доме в Голливуде ( Лос-Анджелес , штат Калифорния ) в возрасте семидесяти лет (в тот же день, что и Юл Бриннер ). Останки Орсона Уэллса были кремированы, а пепел захоронен в имении Эль-Рекрео (в испанской Ронде ), принадлежавшем его давнему знакомому, тореадору Антонио Ордоньесу .

Творчество

Работа в театре и радиоспектакли

Весной 1946 года Уэллс ставит на музыкальной сцене свою версию «Вокруг света за 80 дней» (по одноимённому роману Жюля Верна ), которую в 1956 году экранизирует режиссёр Майкл Андерсон с Дэвидом Нивеном в главной роли.

Затем Уэллс приступил к созданию двух новых радиопостановок «The Mercury Summer Theatre» для компании CBS и «Orson Welles Commentaries» для ABC . Их нашумевший радиоспектакль по роману Г. Уэллса « Война миров », выдержанный в стиле радиорепортажей, вызвал панику среди слушателей, заставив часть аудитории поверить в реальность вторжения марсиан. «Orson Welles Commentaries» представляла политические комментарии событий в радиоэфире.

Первые фильмы

В 1935 году Орсон Уэллс снял первый любительский фильм « Сердца эпохи » ( The Hearts of Age ). В фильме снялся сам Уэллс и его жена.

В 1938 году Орсон Уэллс снял немой художественный фильм- буффонаду « Слишком много Джонсона » — три киноновеллы, предназначенные для показа во время театральной постановки одноимённой комедии. После провала премьеры спектакля Уэллс отказался от завершения фильма и положил его на полку. Долгое время считалось, что в 1970 году фильм безвозвратно погиб при пожаре в доме режиссёра , но в 2008 году позитив фильма был обнаружен в Италии , а затем восстановлен американскими и голландскими реставраторами. Премьера «Слишком много Джонсона» была запланирована на 9 октября 2013 года .

«Гражданин Кейн»

В 2000 году Американский киноинститут (American Film Institute) обнародовал список ста лучших американских фильмов, в котором «Гражданин Кейн» занял первое место .

«Великолепные Эмберсоны»

Второй фильм Орсона Уэллса, «Великолепные Эмберсоны», беспощадно порезанный продюсерами и отчасти даже переснятый, шедевром вне времени не стал, но оставил неизменно узнаваемый стиль Орсона Уэллса, неподвластный никаким студийным ограничениям. Фильм был поставлен для компании «РКО-рэдио пикчерз» в 1942 году и рассказывал историю юного Джорджа Эмберсона, которому после смерти отца достались огромные деньги.

Фильм номинировался на премию «Оскар» 1943 года в четырёх категориях, но не получил ни одной статуэтки. После роли в «Великолепных Эмберсонах» Орсона Уэллса в 1943 году пригласили исполнить одну из ролей в фильме « Путешествие в страх ». Именно эта роль стала отправной точкой карьеры молодого актёра.

«Чужестранец»

Третий и последний фильм, созданный Уэллсом для «РКО-рэдио пикчерз», вышел в 1946 году. Орсон Уэллс согласился на некоторые уступки компании «РКО-рэдио пикчерз», фильм носил название «Чужестранец» и рассказывал о военных преступниках Второй мировой войны после её окончания.

Действие фильма происходит в 1946 году. Мистер Уилсон, член Комиссии по военным преступлениям, охотится за нацистским преступником Францем Киндлером, который приехал в США и живёт в Коннектикуте . Получив документы на имя Чарльза Рэнкина, Киндлер находит работу в университете и женится на Мэри Лонгстрит, дочери члена Верховного суда Адама Лонгстрита. Уилсон должен убедить жену Рэнкина, что её муж — военный преступник. Несмотря на то, что «Чужестранец» принёс прибыль в прокате, срок договора Уэллса и « RKO » истёк и не был продлён.

«Леди из Шанхая»

Рита Хейворт в роли Эльзы в фильме « Леди из Шанхая »

Художественный фильм «Леди из Шанхая», съёмки которого начались в конце 1946 и окончились в 1947 году, вышел на экраны во Франции 24 декабря 1947 года, а в США — 9 июня 1948 года. В одной из главных ролей (в роли Эльзы) Уэллс снял свою вторую жену — Риту Хейворт . «Леди из Шанхая» стала первой работой молодого режиссёра для студии Columbia Pictures . Большинство сцен фильма были сняты в Акапулько и в Сан-Франциско . После первого редактирования фильма Уэллс утвердил саундтрек и подготовил фильм к показу.

После релиза фильм имел грандиозный успех в Европе, но провалился в США, хотя позже большинство американских критиков признали «Леди из Шанхая» одним из лучших фильмов Орсона Уэллса.

После «Леди из Шанхая» Уэллс решил поставить фильм о французском серийном убийце Анри Ландрю . На главную роль он решил пригласить английского актёра и режиссёра Чарльза Чаплина . Но Чаплин заявил, что фильмы со своим участием всегда ставит сам — без всяких исключений. Он выкупил сценарий и основательно переделал его, оставив Уэллса как автора идеи. Фильм « Месье Верду » режиссёра Чаплина вышел в 1947 году.

«Макбет»

В 1948 году Орсон Уэллс был утверждён компанией Republic Pictures как режиссёр картины «Макбет». Фильм больше был похож на театральную постановку, из-за небольшого бюджета в фильме использовались декорации из картона и папье-маше . Republic Pictures не была озабочена саундтреком к фильму, и Уэллс, взяв инициативу в свои руки, отправился в Европу для изменения и перезаписи звуковых дорожек. Вскоре Уэллс вернулся в Америку, где отредактировал и урезал плёнку по просьбе Republic Pictures. В конце 1970-х годов была выпущена полная версия фильма.


«Бессмертная история»

В 1966 году Уэллс после переезда во Францию снимает для французского телевидения фильм «Бессмертная история» («Вечная история»), поставленный по одноимённому рассказу Карен Бликсен . В 1968 году была завершена работа над часовым фильмом, который после первого показа обрёл популярность среди французской публики.

«Ф как фальшивка» и документальные фильмы

Этот свой последний полнометражный фильм Уэллс выпустил в 1975 году. Над ним Уэллс трудился в перерывах между работой над другими фильмами. Картина представляла собой псевдодокументальную ленту и являлась одновременно автобиографией и ироническим исследованием всевозможнейших проявлений феномена фальсификации.

В процессе съёмок фильма «Ф как Фальшивка» Уэллс использовал настоящий документальный фильм об Элмире де Хори (крупнейшем мастере художественной подделки) заново смонтировав материал, сделав многозначительные стоп-кадры и мимические диалоги. Уэллс сыграл себя; сидя за монтажным столом или в компании друзей, он не прекращал свой монолог . Получился своеобразный синтез художественного и документального фильма с открытой нарративной структурой, которая состояла из концентрических кругов, вращающихся вокруг темы фальсификации.

Нереализованные проекты

После окончания фильма «Гражданин Кейн» режиссёр планировал создать экранизацию жизни Христа , где он сам должен был играть Иисуса.

За фильм «Дон Кихот» режиссёр пытался взяться несколько раз, начиная с середины 1950-х. Он планировал перенести действие картины в современность, однако он так и не смог найти достаточно средств, чтобы закончить фильм .

После работы во Франции, в 1967 году Орсон Уэллс приступил к съёмкам фильма «Глубина» по новелле Чарлза Уильямса « ». Но работа над фильмом была остановлена после смерти Лоуренса Харви , исполнителя одной из ключевых ролей, задолго до конца съёмок. Позже сохранившиеся материалы фильма были отредактированы и показаны Мюнхенским киномузеем.

По возвращении в США Уэллс начинает снимать свой новый фильм «Другая сторона ветра», сценарий для которого был написан в конце 1960-х годов. В 1972 году сам Уэллс объявил, что работа над фильмом завершена примерно на 96 %. Но проект не был завершён, и премьера фильма не состоялась.

С 1980 по 1982 годы Уэллс снимает фильм «Мечтатели», сценарий фильма был основан на двух новеллах Карен Бликсен , но проект так и не был завершён. В период с 1982 по 1983 Уэллс записал свой голос для хэви-метал-рок-группы Manowar . Уэллс подарил свой голос короткому телесериалу «Сцены преступления» и герою телесериала « Частный детектив Магнум ». Его последней ролью в кино стало появление в телесериале « Детективное агентство «Лунный свет» » и озвучивание Юникрона в мультфильме « Трансформеры ».

Режиссёрский почерк

Орсон Уэллс и Сергей Бондарчук на премьере фильма « Битва на Неретве » в Сараево (ноябрь 1969)

Характерным для творчества Уэллса является частое использование зеркальных отражений и теней.

  • «Я хочу представить вам фильм о мошенничестве, о фальсификации, о лжи. Любая история, будь она рассказана на рынке, у камина или в кино, почти наверняка лжива, но обещаю вам, что на этот раз всё будет иначе. Всё, что вы услышите от нас в течение следующего часа, будет правдой, основанной на проверенных фактах». — о фильме «Ф как Фальшивка».
  • «Уже в „Гражданине Кейне“, но ещё с большей силой в последующих картинах Орсона Уэллса выражено его чрезвычайно личное, открытое и благородное видение мира». — Франсуа Трюффо.
  • «Орсон Уэллс, этот капризный гений, везде соблюдает личный интерес и прямо говорит нам следующее: „прошу прощения за то, что я негодяй; моей вины нет в том, что я гений; я умираю, любите меня“». — Франсуа Трюффо.

В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Wellesian было включено в Оксфордский словарь английского языка .

Культурное влияние

На кино

  • "…"Великолепных Эмберсонов" я посмотрел на несколько лет раньше и долго был под сильным впечатлением. А увидев «Гражданина Кейна», был столь же ошарашен, сколь и все вокруг". — Федерико Феллини.
  • «Мои любимые фильмы Уэллса — „Леди из Шанхая“ и, конечно же, „Печать зла“. Потрясающий фильм! Я часто возвращаюсь к нему, мы несколько раз пересматривали его вместе с Томом Эллингом. А ещё я питаю слабость к „Леди из Шанхая“, наверное, из-за всех этих фокусов с зеркальными отражениями. Сцена в зале с зеркалами просто гениальна, её цитирует Вуди Аллен в фильме „Загадочное убийство в Манхеттене“». — Ларс фон Триер.

На музыку

Кроме кинофильмов, вклад Уэллса есть и в музыке. Американский хэви-метал-коллектив Manowar вставил его голос в свои песни «Dark Avenger» и « Defender ». В этих песнях Уэллс выступает как повествователь. «Dark Avenger» вышел в 1982-м году в альбоме « Battle Hymns ». «Defender» же существует в двух версиях. Оригинальная версия была записана ориентировочно в 1983-м, а альбомная, переделанная, вышла уже в 1987-м с альбомом « Fighting The World », уже после смерти самого Уэллса.

Кроме того, голос Орсона Уэллса можно услышать и на альбоме известной арт-рок группы Alan Parsons Project Tales of Mystery and Imagination (обновлённое CD-переиздание 1987 года), где он также выступил в роли повествователя.

Избранная фильмография

Режиссёр

Актёр

Награды

Звезда Уэллса на голливудской «Аллее славы»

См. также

Примечания

  1. Orson Welles // (англ.) — 2000.
  2. George Orson Welles // (англ.) — 2000.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118630822 // (нем.) — 2012—2016.
  4. (англ.) . Flickchart . Дата обращения: 12 февраля 2022. 14 февраля 2022 года.
  5. . BFI (5 сентября 2006). Дата обращения: 30 декабря 2009. Архивировано из 13 октября 2018 года.
  6. . BFI (5 сентября 2006). Дата обращения: 30 декабря 2009. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  7. от 12 августа 2015 на Wayback Machine . They Shoot Pictures, Don’t They? Theyshootpictures.com. January 2012. Retrieved July 27, 2015.
  8. . www.ancestry.com . Дата обращения: 26 июня 2023. 26 июня 2023 года.
  9. Александр Фолин. // КиноРепортер : Сайт. — 2020. 28 апреля 2022 года.
  10. . ancestors.familysearch.org . Дата обращения: 26 июня 2023. 26 июня 2023 года.
  11. от 24 декабря 2021 на Wayback Machine (англ.)
  12. McBride, Joseph. (англ.) . — University Press of Kentucky , 2006. — P. . — ISBN 0-813-12410-7 .
  13. Botham, Noel. (англ.) . — Perigee, 2006. — P. . — ISBN 0-399-53269-2 .
  14. Brady, Frank. // American Film Magazine. — 1978. — № November 1978 . 16 октября 2016 года.
  15. Kehr, David. . The New York Times (2013, August 7). Дата обращения: 1 октября 2017. 1 декабря 2018 года.
  16. McKenna, Josephine. . The Telegraph (2013, August 08). 29 августа 2013 года.
  17. (documentary). George Eastman House. 2013, August 7. Архивировано из 14 августа 2013 . Дата обращения: 15 августа 2013 . {{ cite AV media }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  18. . Дата обращения: 25 июля 2009. 15 апреля 2009 года.
  19. Кристиан Бловель Би-би-си. . BBC Русская служба. Дата обращения: 15 октября 2017. 7 октября 2017 года.
  20. Leyland C. (англ.) . Oxford English Dictionary (октябрь 2018). Дата обращения: 3 марта 2019. 30 декабря 2018 года.

Литература

  • Юткевич С. // . — М. : Наука , 1973. — С. 71—113. 21 апреля 2022 года.
  • Уэллс об Уэллсе / Сост., комментарий, перевод Н. Цыркун . — М. : Радуга, 1990.
  • Знакомьтесь — Орсон Уэллс // Орсон Уэллс и Питер Богданович / пер. с англ. С. Ильина . — М. : Rosebud Publishing. Пост Модерн Текнолоджи, 2011.

Ссылки

  • . Аудиозаписи радиоспектаклей Mercury Theatre и Campbell Playhouse с участием Орсона Уэллса, список постановок, краткая история радиошоу (англ.) . // mercurytheatre.info . Дата обращения: 16 сентября 2022. 15 марта 2005 года.
  • Анастасия Истомина. . // aistomina.ru (6 января 2010). — Использованы материалы:
    Орсон Уэллс. Статьи, свидетельства, интервью.
    Интервью О. Уэллса журналу « Кайе дю синема » 1958 год
    Интервью О. Уэллса газете « Санди Таймс » 1963 год
    Интервью О. Уэллса «Путешествие в страну Дон-Кихота» Хуану Кобосу и др.
    Статья К. Разлогова «Великий мифотворец»
    «Уэллс об Уэллсе». Дата обращения: 16 сентября 2022. 16 апреля 2013 года.
  • Ян Левченко. . // cinematheque.ru (26 марта 2009). Дата обращения: 16 сентября 2022. 29 октября 2020 года.
  • Anathema. . Контент опубликован пользователем сайта . // spletnik.ru (2 июля 2013). Дата обращения: 16 сентября 2022. 20 июня 2016 года.
  • Гражданин Кейн » (Кинолекторий Самарской областной универсальной научной библиотеки «Шедевры мирового кино») на YouTube
  1. (англ.) . wikimapia.org . Дата обращения: 17 июля 2023. 17 июля 2023 года.
Источник —

Same as Уэллс, Орсон