Interested Article - Железный человек (фильм, 1951)
- 2021-11-07
- 2
«Железный человек» ( англ. Iron Man ) — фильм нуар режиссёра Джозефа Певни , вышедший на экраны в 1951 году .
Фильм рассказывает о добром и порядочном шахтёре из Пенсильвании Коуке Мейсоне ( Джефф Чандлер ), который становится профессиональным боксёром , демонстрируя в решающиеся моменты поединка звериную жестокость. И хотя это приносит ему победы, зрители ненавидят его. В конце концов, когда его «грязная» манера ведения боя приводит к проблемам в отношениях с женой ( Эвелин Кейс ) и братом ( Стивен Макнелли ), Коук меняет своё поведение на ринге. В итоге, в упорном финальном бою со своим другом и партнёром Спидом О’Кифом ( Рок Хадсон ) Коук терпит поражение, но покидает ринг под восторженные аплодисменты зрителей.
Фильм поставлен по тому же роману У. Р. Беннетта «Железный человек» (1930), так же как и одноимённый фильм Тода Браунинга 1931 года и фильм 1937 года « ». Критика в целом положительно оценила картину, отметив хорошую актёрскую игру, хотя вместе указывалось на то, он уступает по уровню таким классическим боксёрским нуарам, как « Тело и душа » (1947), « Чемпион » (1949) и « Подстава » (1949).
Сюжет
В Нью-Йорке перед началом решающего боксёрского поединка за званием чемпиона в тяжёлом весе болельщики освистывают нынешнего обладателя титула Коука Мейсона ( Джефф Чандлер ). Сидящая в зрительном зале его жена Роуз ( Эвелин Кейс ), вспоминает их жизнь последних лет, начиная с того момента, как началось восхождение Коука на боксёрский Олимп:
Ещё совсем недавно Коук и Роуз жили в маленьком шахтёрском городке Коултаун в Пенсильвании . Коук был шахтёром на угольной шахте, а Роуз работала продавщицей в местном магазине промтоваров. Однако Коул не хотел мириться с безысходностью такой жизни, он много читал литературу по радиотехнике, планируя на заработанные средства переехать в большой город и открыть там магазин радиотоваров. Он сделал предложение Роуз, которая разделяла его планы относительно будущего. На работе доброго и порядочного Коука постоянно задирал его коллега, здоровый и наглый хам по имени Алекс ( Джеймс Арнесс ), что едва не привело к серьёзной стычке между ними. Однако Джордж ( Стивен Макнелли) , брат Коука, который управлял небольшим клубом для шахтёров, предложил парням выяснить отношения в честном бою на боксёрском ринге. Во время боя более подготовленный и мощный Алекс долго владел инициативой, несколько раз отправляя Коука в нокдаун. Когда после очередного падения над Коуком начали смеяться как сам Алекс, так и собравшиеся зрители, от унижения внутри Коука вдруг возникла какая-то неуправляемая ярость. Он вдруг встал, решительно направился к Алексу и за несколько секунд жестоко расправился с ним. Испугавшись собственной жестокости, Коук поклялся больше никогда ни с кем не драться. Некоторое время спустя, во время работы в шахте Алекс заложил в породу слишком много динамита , и в результате взрыва произошло обрушение части перекрытий, засыпав группе шахтёров выход из шахты. Когда Джордж услышал, что обвал произошёл в шахте, где работает Коук, он бросил свои дела в клубе и первым спустился в шахту месте с группой спасателей, а затем пробил проход к месту, где находились уже теряющие сознание шахтёры. Коук, как и другие шахтёры оказались в больнице, где Джордж начал уговаривать Коука бросить тяжёлую, малооплачиваемую и опасную работу шахтёра, с помощью которой он скопит на свой магазин разве что к старости. Вместо этого он предложил брату начать боксёрскую карьеру, которая, как уверяет Джордж, за год позволит ему заработать 10-15 тысяч долларов, чего вплоне хватит на собственный магазин. Более того, он уже сделал несколько звонков и договорился об участии Коука в трёх боях, как только тот будет к этому готов. Услышав о деньгах, которые можно заработать на боксе, Роуз поддержала Джорджа и уговорила Коука попробовать.
Вскоре Коук начал тренироваться в местном спортзале вместе со своим приятелем, молодым фанатиком бокса Томми «Спидом» О’Кифом ( Рок Хадсон ). Во время своего первого боя Коук поначалу снова уступал сопернику, однако в какой-то момент он пришёл в ярость и, забыв о нормах поведения боксёров, жестоко избил своего противника. Толпа освистала Коука, считая его метод ведения боя «грязным». Тем не менее, на протяжении нескольких последующих месяцев Коук продолжил побеждать в том же стиле, становясь для публики парнем, которого «любят ненавидеть». Дело дошло до того, что авторитетный спортивный журналист Макс Уоткинс ( Джим Бакус ) написал в своей колонке, что Коука из-за его убийственных склонностей нельзя допускать до боёв. Чувствительный в быту, Коук болезненно воспринял враждебное отношение зрителей к себе, однако поскольку бои с его участием приносили всё больше денег, Роуз и особенно Джордж подталкивали его в продолжению выступлений. Когда же Коук попал на действительно сильного боксёра, чемпиона Джо Савеллу ( ), тот жестоко избил Коука. Понимая, что у него есть только ярость, но не хватает мастерства, Роуз и Джордж стали уговаривать Коука уйти из бокса, однако тот жёстко ответил, что докажет зрителям, что он чемпион. Тем временем Спид, который сам стал участвовать в боях, одержал серию побед, создавая себе репутацию чистого, любимого публикой бойца. А Коук по контрасту с ним стал ещё более ненавидимым и ожесточённым.
Встретившись на очередной вечеринке, Джордж и Херб Райли ( ), менеджер Савеллы, стали рассуждать о том, что во время повторного боя из-за ярости Коука и мастерства Савеллы оба боксёра просто уничтожат друг друга. Надеясь избежать этого, Джордж стал уговаривать Роуз заплатить все их сбережения Райли за то, чтобы Савелла сдал бой, и эта победа даст Коуку возможность провести бой за звание чемпиона. Хотя они заработали уже более 10 тысяч долларов, которых достаточно на покупку магазина, Роуз согласилась отдать эти деньги ради здоровья и карьеры мужа. Не зная о сделке, Коук выиграл бой у Савеллы, однако Макс не поверил в то, что бой был честным, и в своей колонке потребовал от боксёрской комиссии провести расследование. В ходе слушаний Коук увидел, что ни Роуз, ни Джордж не верят в его мастерство, и грубо оттолкнув их, он выбежал из кабинета. Некоторое время спустя Коук, который перестал общаться с Роуз и Джорджем, пришёл к Максу, заявив ему, что тот является единственным человеком, которому он может доверять. Коук рассказал, что когда он был ребёнком, другие дети всегда дразнили и издевались над ним, вынуждая его драться за свою жизнь, и он никак не может оставить в прошлом эту свою детскую реакцию на унижение. По просьбе Коука Макс соглашается стать его менеджером, однако наставляет его, что чтобы тот не превращал собственное унижение в желание убить своего соперника. Вскоре Коук выигрывает несколько боёв, доходя до финале, где его соперником оказывается Спид, который стал претендентом на титул. Узнав о предстоящем бое Коука со Спидом, Роуз резко выговаривает Максу, однако тот объясняет, что это будет бой, который позволит Коуку вырасти во взрослого человека.
Действие возвращается в настоящее время. Зрители и комментаторы поражены тем, что Коук, неожиданно преодолев себя, отказался от своей «грязной» манеры ведения боя. Бой проходит в упорной равной борьбе с небольшим преимуществом Спида. Однако к его концу Коук настолько изнеможён, что выйдя на последний 15-й раунд, падает на ринг ещё до его начала. Спида объявляют победителем, после чего он помогает Коуку подняться, и в сопровождении Джорджа он покидает ринг. Зрители встают с мест и устраивают Коуку овацию. Роуз подбегает к Коуку, и он обнимает её под восторженные крики болельщиков.
В ролях
- Джефф Чандлер — Коук Мейсон
- Эвелин Кейс — Роуз Уоррен Мейсон
- Стивен Макнэлли — Джордж Мейсон
- Рок Хадсон — Томми «Спид» О’Киф, он же Коско
- — Крошка Форд, фотограф
- Джим Бакус — Макс Уоткинс
- Джеймс Арнесс — Алекс Маллик
- Стив Мартин — Джо Савелла
Создатели фильма и исполнители главных ролей
Джозеф Певни начинал карьеру как актёр второго плана таких фильмов нуар « Ноктюрн » (1946), « Тело и душа » (1947), « Улица без названия » (1948) и « Воровское шоссе » (1949), после чего как режиссёр поставил такие фильмы как « Вымогательство » (1950), « » (1952), « Пересечь шесть мостов » (1955), « » (1957), « Тэмми и холостяк » (1957) и « Это случилось в полночь » (1957) .
В 1951 году Джефф Чандлер был номинирован на « Оскар » за роль второго плана в вестерне « Сломанная стрела » (1950). Среди других его наиболее заметных актёрских работ — главные роли в фильмах нуар « Брошенная » (1949), « Из-за тебя » (1952), « Женщина на пляже » (1955), « » (1957), « Порванное платье » (1957) .
Эвелин Кейс сыграла главные женские роли в таких фильмах нуар, как « Лицо под маской » (1941), « Джонни О’Клок » (1947), « Убийца, запугавший Нью-Йорк » (1950), « Вор » (1951), « Ривер-стрит, 99 » (1953) и « Пол-акра ада » (1954) .
Стивен Макнэлли за свою карьеру сыграл в 14 фильмах нуар, среди которых наиболее значимы « Крест-накрест » (1949), « Город за рекой » (1949), « Выхода нет » (1950), « Женщина в бегах » (1950), « Доля секунды » (1953) и « Жестокая суббота » (1955) .
История создания фильма
Студия Universal Pictures ранее уже использовала роман «Железный человек» (1930) как основу для одноимённого фильма Тода Браунинга 1931 года и фильма « » (1937), который поставил .
Режиссёр Джозеф Певни в своё время как актёр сыграл в боксёрском нуаре « Тело и душа » (1947). Как было написано в в январе 1951 года, Певни скопировал некоторые приёмы из того фильма, включая съёмку сцен боёв ручной камерой « Аймо » . Через год после этого фильма Певни поставит ещё один боксёрский нуар « » (1952) с Тони Кёртисом в главной роли .
Ради съёмок в этом фильме Джефф Чандлер специально занимался боксом. Как он говорил, «это мой шанс подняться на уровень Кирка Дугласа и Роберта Райана », которые к тому времени сыграли главные роли и успешных боксёрских нуарах « Чемпион » (1949) и « Подстава » (1949) соответственно .
Роль рефери сыграл ( англ. Frankie Van ), бывший профессиональный боксёр, который был также техническим консультантом фильма .
Фильм находился в производстве в январе-феврале 1951 года, премьера фильма состоялась 17 августа 1951 года в Питтсбурге и в Нью-Йорке, и 18 августа — в Лос-Анджелесе. В том же месяце фильм вышел в прокат
Перед началом проката фильма в рекламных целях Чандлер пробоксировал два раунда против чемпиона мира Джерси Джо Уолкотта на арене в Нью-Йорке перед 25 тысячами зрителей .
Оценка фильма критикой
После выхода картины на экраны обозреватель « Нью-Йорк таймс » написал, что хотя фильм и «не испытывает недостатка в крови, поте и подозрениях, которые присущи боксёрским драмам», тем не менее «эта история о боксёре, напуганном и побежденном собственным инстинктом убийцы», не выходит за рамки «стандартной для этой темы». По мнению критика, «актёрский состав, режиссёр и сценарист профессиональны и относятся к своей работе серьёзно, но они не создают чемпионского фильма». И он не «относится к аристократической компании таких значимых предшественников, как „ Чемпион “». Это просто «крепкое профессиональное исследование необычного боксёра — шахтёра по профессии, который мечтает о менее тяжёлом и менее опасном существовании в качестве владельца магазина радиодеталей — которого затягивает в бокс соблазн быстро разбогатеть ради этого магазина» . При этом критик достаточно высоко оценивает актёрскую игру, в частности, Эвелин Хейс , Стивена Макнэлли , Рока Хадсона и Джима Бакуса , которые играют «содержательно и естественно». Однако в центре внимания картины безусловно находится Джефф Чандлер , «который обладает телосложением тяжеловеса и способностью показать себя перед камерами, хотя ему и мешают некоторые из его реплик. Он представлен как крутой жёсткий парень, однако довольно часто говорит как интеллектуал, что сбивает зрителя с толку» .
По мнению современного историка кино Хэла Эриксона, «рассказанный в форме флэшбека , этот фильм наиболее силён в экспозиции, показывая, как герой пробивается из шахтёрского городка к чемпионству» . Историк жанра нуар Спенсер Селби отметил, что фильм рассказывает историю «крутого шахтёра, который думает, что бокс принесёт ему всё, что он когда-либо хотел» . Другой современный исследователь жанра Майк Кини написал, что «благодаря хорошей актёрской игре и увлекательным сценам боёв получился отличный боксёрский фильм. А бой Чандлера с Хадсоном сам по себе стоит того, чтобы продавать на него билеты» .
Примечания
- ↑ (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 6 марта 2021.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 6 марта 2021.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 6 марта 2021.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 6 марта 2021.
- ↑ (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 6 марта 2021.
- ↑ Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 6 марта 2021. 5 октября 2021 года.
-
Philip K. Scheuer (1950-10-29),
Jeff Chandler Finally Gets to 'Act His Age': Rising Young (31) Screens Player Considers Himself 'a Lucky Kid'
(англ.)
, Los Angeles Times
{{ citation }}
:|access-date=
требует|url=
( справка ) - (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 6 марта 2021.
-
Howard Thompson (1951-08-19),
Random Notes on the Screen Scene: Hair Raising Scenes From a Pair of New Pictures
(англ.)
, New York Times
{{ citation }}
:|access-date=
требует|url=
( справка ) - ↑ (англ.) . New York Times (20 августа 1951). Дата обращения: 6 марта 2021. 1 декабря 2021 года.
- , p. 154.
- , p. 216.
Литература
- Spencer Selby. . — Jeffeson, NC: McFarland & Co Inc, 1997. — ISBN 978-0-7864-0478-0 .
- Michael F. Keaney. . — Jefferson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2003. — ISBN 978-0-7864-1547-2 .
Ссылки
- на сайте Turner Classic Movies
- 2021-11-07
- 2