Interested Article - Фэнтезийный фильм
- 2020-10-13
- 2
Фэнтезийный фильм — кинематографический жанр , разновидность кинофантастики , в котором присутствуют фантастические и не объясняемые с точки зрения науки явления, а также нарушаются законы физики и реальной вселенной. К жанру фэнтези относятся фильмы, как правило основанные на сказках и древних мифах , или которые показывают вселенные, вдохновлённые традиционными фольклором и легендами . Главная характеристика фэнтези — наличие в сюжете магии , мистики , присутствие волшебных мифических существ — фей, драконов, призраков, вампиров, оборотней и др. Заглавные персонажи фэнтези представлены архетипическими образами , такими как рыцари, пираты, короли и т. д.
Фэнтези, как отдельный киножанр был утверждён относительно недавно, к концу 2000-х годов вместе с выходом знаменитых фэнтезийных франшиз — « Властелина Колец » и « Гарри Поттера ». До этого он воспринимался, как некий зонтичный термин, объединявший несколько малосвязанных киножанров, например фильмы типа « Меч и колдовство » или экранизации детских сказок. Фэнтези, как подвид кинофантастики тесно связан с научной фантастикой и жанром ужасов . Многие фильмы сочетают не один, а два или даже три поджанра, например фильмы о призраках , вампирах или оборотнях (фэнтези и ужасы) или космическая опера / научное фэнтези (фэнтези и научная фантастика).
Жанр фэнтези процветает в мультипликации, так как фэнтезийные элементы легче воплощать в анимации, чем в игровых художественных кинофильмах с живыми актёрами, особенно во времена до использования компьютерной графики .
Определение
Под фэнтези понимается наличие в фильме фантастических и мистических элементов, не возможных в реальной жизни. Часто в фэнтези-фильмах нарушаются законы физики или появляются мифические существа . Такие фильмы могут быть эскапистскими , в этом члучае основное место действия происходит в оригинальной вселенной или иной реальности . В фэнтези-фильмах фигурируют магия/оккультизм, волшебные создания, трансформация .
Фильмы в жанре фэнтези часто затрагивают тему попаданцев в другой/скрытый мир, как например это было в « Волшебниках страны Оз », « Хрониках Нарнии » или « Гарри Поттере ». Как правило такие попаданцы сознательно сбегают от скучной или угнетающей реальности . По мере развития сюжета такой герой или героиня проходят через личностный рост и эмоциональное созревание, чтобы в конце вернуться в реальность и справиться с проблемами . Таким образом многие фэнтези-фильмы в той или иной форме воплощают теорию Зигмунда Фрейда о побеге от реальности, как способе подавить и справиться с травмирующими воспоминаниями . Данный жанровый троп можно проследить ещё в традиционных сказках .
Фэнтези — относительно новое определение киножанра, устоявшееся к концу 2000-х годов на фоне выхода « Властелина Колец », « Гарри Поттера » и последовавших за ними многочисленных лент о магии . В 1990-е годы под фэнтези по умолчанию понимался поджанр « меч и колдовство » . Хотя задолго до этого выпускались фильмы, которые можно определить, как фэнтези, они определялись просто как фантастические фильмы. Тем не менее речь шла о довольно разрозненных по жанрам лентах, это мог быть как мистический ужас, так и фильм-сказка . Если другие популярные кино-жанры, такие как sci-fi или ужасы сформировались вместе с развитием кинематографа в последний век, то фэнтези часто обращалось к литературным источникам, созданным ещё до эпохи кинематографа. В частности западное фэнтези чаще всего экранизировали западную фантастическую литературу, написанную в XIX веке и позже, хотя киноделы также могли обращаться к средневековой или древнегреческой литературе .
Под фэнтези попадают все явления и события, невозможные и противоречащие известным законам вселенной. Проблема однако заключается в том, что это также одна из главных черт научной фантастики. Долгое время не существовало консенсуса, что можно считать фэнтези, а что — научной фантастикой . Сегодня оба этих жанра разделяют с помощью устоявшихся сюжетных стереотипов. Если Sci-fi объясняет фантастические явления технологиями будущего, внеземными формами жизни, экспериментами, то фэнтези либо демонстрируют явления, не поддающиеся научному объяснению в рамках конкретной вселенной или вдохновляется фантастическими элементами из сказок, легенд, мифологии, как нереальными (магия, волшебные существа), так и реальными (короли, рыцари итд.) . Например Звёздные Войны сочетают в себе как научную фантастику (космические полёты), так и фэнтези (рыцари-джедаи, концепция силы ) . Существует множество фильмов, где пересекаются жанры Sci-fi, фэнтези и ужасов . Например было снято множество фильмов в жанре мистического/сверхъестественного ужаса . Или фильмы о супергероях могут одновременно затрагивать темы фэнтези и Sci-fi .
Вышеописанное касается прежде всего западных фильмов, так как это понятие относительно и может различаться в разных культурах. Например в болливудских фильмах-боевиках ради зрелищности свойственно намеренно гиперболизировать многие события и сражения настолько, что они могут нарушать здравый смысл и законы физики. Тем не менее это характерная черта индийских фильмов и не считается фантастикой. Под фэнтези в этой стране понимаются фильмы, созданные по мотивам индийских легенд и сказок и происходящие в древнем сеттинге, например « Бахубали » .
Относительно жанра фэнтэзи существует стереотип, что это фильмы-сказки, сделанные для детей . Тем не менее это зонтичной термин, определяющий наличие в фильме фантастических или мистических явлений, не возможных в реальности. Фэнтези-фильмы могут быть жестокими и мрачными . Часто фэнтези-фильмы совмещают другие киножанры, например комедию или мюзикл . Данный жанр особенно часто пересекается с научной фантастикой или ужасом .
Подвиды фэнтези
- Эпическое фэнтези или высшее фэнтези — действие в таких лентах происходит в сеттинге, вдохновлённом как правило европейским средневековьем. Эти миры населяют волшебные существа — драконы, эльфы, гномы итд. Истории выделяются масштабностью, глобальными событиями. Благородные герои сражаются со злом. Самый характерный пример — трилогия « Властелина Колец », хотя первым фильмом такого жанра принято считать « Нибелунги ».
- Меч и колдовство или Sword & Sorcery — другой основной вид фэнтези, с высшим фэнтези его роднит сеттинг, вдохновлённый средневековьем, однако в других моментах есть и явные отличия. Сюжеты в таких фильмах более приземлённые, сосредотачиваясь на похождениях главного героя, сражающегося с врагами и нечистой силой. Самый известный пример — приключения Конана-Варвара . S&S как киножанр сформировался в 1980-е года вместе в конвейерным выпуском низкобюджетных фильмов. В противовес высшему фэнтези, он выделяется своей жестокостью, наличием эротики. Персонажи полуоголённые, сексуализированные, их псевдоисторические костюмы вдохновлены рок -эстетикой.
- Пеплум — жанр, в котором воссоздаются события древности, сами по себе эти фильмы не обязательно фантастические, однако часто туда вводятся фантастические элементы, мифические создания и монстры для придания большей зрелищности. Пеплумы также могут повествовать о подвигах древнегреческих богов. Такие истории приобретают черты эпического фэнтези, но в древнегреческом/римском сеттинге.
- Фильм-сказка — фильмы, созданные как правило по мотивам детских сказок и произведений. Часто они являются мюзиклами. Такие фильмы создавались прежде всего для детской аудитории и их главными героями становились дети. Расцвет жанра пришёлся на 1960-е годы как на Западе, так и в СССР.
- Тёмное фэнтези — отдельное широкое направление в связке фэнтези с ужасами. Основная тема таких фильмах — передать антураж ужаса и страха перед чем то неизведанным и сверхъестественным. Чаще всего это фильмы об оккультизме и злых созданиях, охотящихся на людей — призраках, вампирах, оборотнях, демонах итд. Например широко известной стала серия фильмов 30-х — 50-х годов от Universal , подарившая знаменитые образы монстров Дракулы, Мумии, Человека-Невидимки, твари из чёрной лагуны итд. Один из подвидов жанра — мистика .
- Научное фэнтези — направление в фэнтези, в котором объединяются элементы из научной фантастики . Часто такие фильмы происходят в альтернативной реальности. Технологии могут сочетаться с магией, телепатией, явлениями, не поддающимися научному объяснению. Это например фильмы о супергероях, фильмы о гигантских монстрах, космические оперы . Характерный пример — « Звёздные Войны ».
История
Немое кино
Фильмы жанра фэнтези, наряду с научной фантастикой неразрывно связаны с зарождением кинематографа, так как спецэффекты позволяли демонстрировать события, не возможные в реальной жизни . В эпоху немого кино, фэнтези-фильмы в основном продолжали создаваться, как короткометражные сказки в стиле работ Мельеса. Эти фильмы смотрели прежде всего ради спец-эффектов ещё тогда неискушённые зрители . Самой первой задокументированной фэнтези-лентой стала короткометражка Золушка » был снят Жоржом Мельесом . Данный режиссёр признан отцом фантастического кино . Опыт работы в театральных постановках позволил ему разработать первые для фильма спецэффекты .
1896 года выпуска . Один из самых первых известных фэнтези-фильмов в истории — «Полнометражные фэнтези-ленты начали создаваться в Европе, в частности самой первой полнометражной фэнтези-лентой стал итальянский фильм « Ад » — экранизация божественной комедии . В Швеции, в 1920 году вышел мистический фильм « Возница » . Немецкий фильм « Нибелунги » Фрица Ланга стал первым в истории эпическим фантастическим фильмом. Многие элементы, впервые появившиеся в этом фильме будут использоваться например во « Властелине Колец » или « Гарри Поттере ». В то время, как в Европе, в частности в Германии начал развиваться киножанр сверхъестественных ужасов, то фильмы о привидениях в США чаще всего были комедиями . Американский фильм « Багдатский Вор » (1924) — стал первой экранизацией сказки из сборника « тысячи и одной ночи ». В фильме применялись передовые спецэффекты для того времени, позаимствованные в том числе у немецких экспрессионистских фильмов . Другой знаковый фильм той эпохи — « Носферату » стал первым из множественных фильмов о вампирах и задаст направление в развитии фильмов жанра фэнтезийного/мистического ужаса . Сам жанр ужаса зарождался вместе с фэнтези, изображая ленты с монстрами или призраками .
1930-е — 1950-е годы, ранний период
В 1930-е годам, с появлением звука в кино, в США начал процветать жанр сверхъестественных ужасов, хотя эти фильмы по прежнему не были столь мрачными, как немецкие ужасы. Именно в это время были выпущены культовые киноленты от Universal Studios « Дракула » и « Франкенштейн » . Появляются фильмы-ужасы с оборотнями и мумией — монстрами, ставшими традиционными для западного кинематографа. Считается также, что «Франкенштейн» стал одной из первых лент, объединивших в себе как фэнтези с ужасами, так и научную фантастику. Кинематограф того времени переизобрёл фэнтези, значительно повысив интерес к нему у публики. В США стали выпускаться фантастические журналы для взрослых, чьи истории повторяли кинотропы, а не вдохновлялись классической литературой . К 1940-м годам комиксы стали настолько популярными, чтобы уже они начали оказывать влияние на кинематограф. В этот период начали появляться первые экранизации супергероев, однако ещё на протяжении нескольких десятилетий супергероика будет относиться к разряду низкосортной фантастики . Так как фэнтези и научная фантастика развивались параллельно в кинематографе, между ними часто стиралась грань, как например в фильмах о монстрах, в частности в « Кинг Конге » (1933) .
В 1937 году компания Уолта Диснея выпустила культовый мультфильм « Белоснежка и Семь Гномов », заложив начало вековой франшизе по выпуску анимационных сказочных мультфильмов-мюзиклов и позволяя стать Disney одним из доминирующих игроков в кинематографе . Позже студия выпустит другие знаковые ленты, такие как например — « Пиноккио » (1940) или « Питер Пен » (1953). На волне успеха «Белоснежки», Metro-Goldwyn-Mayer выпустила фильм « Волшебник Страны Оз », выделяющийся своим высоким бюджетом и качественными спецэффектами для того времени. Фэнтези-мюзикл, как киножанр переймёт Индия, выпустив множество блокбастеров в следующие десятилетия . «Волшебник страны Оз» будет признан одной их самых влиятельных американских кинолент в истории . В 30-е и 40-е года популярностью пользуются комедийные фильмы о призраках, которые выступают отдельными персонажами. Например комедия « » (1937) . В период второй мировой войны , в американском кинематографе в фильмах фэнтези доминировала тема призраков и ангелов. Часто такие фильмы затрагивали жизнь после смерти, надежду и расставание влюблённых из-за смерти (часто из-за войны). Позже такой жанр назовут «Film Blanc» в противовес мрачному нуару . Считается, что в этот период был сформирован архетип дружелюбного потустороннего существа, который станет прообразом для фильмов с дружелюбными пришельцами-попаданцами .
В Европе режиссёры более смело экспериментировали фэнтези-жанром и использовали кинематограф, чтобы наоборот бросать вызов традициям и общественным ожиданиям . В 1941 году в Италии вышел эпический фэнтезийный боевик « Железная корона ». Данный фильм для своего времени выделялся своей жестокостью и эротическими сценами — чертами, которые предопределят жанр меч и колдовство , а также оказал важное влияние на популяризацию жанра пеплум за пределами Италии . Другой успешный фильм Жана Кокто « Красавица и Чудовище » во многом вдохновлён авангардом . Многие европейские фэнтези-фильмы деконструировали популярные сюжетные тропы, наполняя их сюрреализмом, нарушением законов физики, а их сюжет скрывал критику религии, классов, консервативных ценностей и даже иногда заигрывал с эротикой, вызывая гневную реакцию у общественности . В США жанр сюрреализма не стал успешным, например в 1953 году под влиянием этого жанра был выпущен фильм « », где весь сюжет завязан на кошмарном сне ребёнка. Фильм однако не сыскал успеха .
Отдельно жанр фэнтези развивался в советской кинематографии. Например Александр Роу в период с 30-х по 70-х годов прошлого века выпускал фильмы по мотивам русских и не только народных сказок, среди которых например « Конёк-Горбунок » (1941) или « Тайна горного озера » (1954) .
1950-е — 1970-е годы, эпоха пеплумов и детского кино
В 1950-е и 1960-е фэнтези для взрослых было связано в основном с фильмами, смешивающими элементы фэнтези и авангарда, например « Седьмая печать » (1957), где рыцарь чтобы спасти свою жизнь бросает вызов самому богу смерти. Такие фильмы-шедевры, как « Сказки туманной луны после дождя » (1953) японского режиссёра Кэндзи Мидзогути или итальянский фильм « Восемь с половиной » (1963) режиссёра Федерико Феллини сочетали традиционные элементы фэнтези, сосуществующие с реализмом. Данные киноленты будут считаться ранними примерами магического реализма в кино . Тем не менее в мейнстримом американском кинематографе интерес к фэнтези угасает, так на фоне космической гонки происходит наоборот расцвет научной фантастики, фильмов о пришельцах . Фэнтези присутствовало в других киножанрах или как отдельные элементы в научно-фантастических лентах, например в фильмах о монстрах .
В 1950-е и 1970-е года жанр фэнтези утвердился среди (мульт)фильмов-сказок для детей и семьи , которые выпускались как в США, так и в СССР. В 1950-е годы Disney выпустила множество своих знаменитых лент — « Золушка » (1950), « Алиса в Стране чудес » (1951), « Питер Пэн » (1953) и « Спящая Красавица » (1959). В это же десятилетие Сюзмультфильм выпускал свои полнометражные мультфильмы по мотивам сказок, самые известные из которых — « Сказка о рыбаке и рыбке » (1950), « Двенадцать месяцев » (1956) или « Снежная королева » (1957). В 1964 году Disney выпустила крайне успешный фильм-мюзикл о волшебной няне « Мэри Поппинс » (1964), задавая моду на выпуск сказочных фильмов с участием живых актёров . Успешными также стали « » (1968) или « Вилли Вонка и шоколадная фабрика » (1971) . Эту волну подхватил и Советский Союз , выпустив в тот же период такие культовые ленты, как например « Сказка о потерянном времени » (1964) или « Королевство кривых зеркал », (1963) . Так как большинство кассовых фэнтези-лент той эпохи было либо связано с мюзиклами, либо с мультфильмами, фэнтези начало ассоциироваться с «детским кино», тем не менее определённой популярностью стали пользоваться фэнтезийные комедии для взрослых, высмеивающие жанровые тропы . Самой известной такой лентой стала сатира « Монти Пайтон и Священный Грааль » (1975) .
Фэнтези начало процветать в пеплум -фильмах, хотя данный жанр возник в Италии ещё в эпоху немого кино, он приобрёл мировую популярность в середине XX века . Основная тема жанра — воссоздание событий и сражений древности, чаще всего античности и библейских времён, однако часто ради зрелищности сценаристы допускали вольные интерпретации, добавляли фантастические элементы или вовсе создавали вымышленные истории. Многие пеплум-фильмы пересказывали легенды о греческих или римских богах. Самая знаменитая серия итальянских фильмов-пеплумов рассказывала о подвигах Геракла , который в многочисленных фильмах, выходивших с 1957 по 1965 года разгромил заговор обитателей Атлантиды против человечества, совершил путешествие к центру Земли , сверг тиранию в Вавилоне и победил Молоха " .
В середине 1970-х годов на фоне политического кризиса в США интерес к фантастике в целом ослаблен . Фантастика также развивалась в составе фильмов ужасов. В это время вышло несколько культовых фильмов жанра мистического ужаса, например « Изгоняющий дьявола » (1973), где зло выступало метафорой семейных проблем и критики американской модели идеальной семьи . Продолжали выпускаться низкобюджетные фильмы о вампирах, но чаще всего это были экспериментальные ленты в попытке переосмыслить жанр. В 1970-е годы были выпущены ряд эротических, часто лесбийских лент с участием этих существ, например « Дочери тьмы » (1971) или « Дрожь вампиров » (1971) . Переходный момент для фэнтези настал с выходом « Звёздных Войн » Джорджа Лукаса . Данный фильм объединял элементы, свойственные как научной фантастике (технологии, космическое перелёты, пришельцы), так и фэнтези (джедаи-рыцари, бои на мечах, концепция силы ) .
1980-е — 1990-е годы, восход жанра
В 1980-е года произошёл расцвет поджанра фэнтези меч и колдовство для взрослой аудитории. Только в 1981 году вышли « Победитель дракона », « Экскалибур », « Битва титанов » и « Конан-варвар » с Арнольдом Шварцнегером в главной роли . Также успешными стали « Уиллоу » (1988), « Легенда » (1985) или « Леди-ястреб » (1985) . Действие всех этих фильмов происходит в сеттинге, вдохновлённом древностью или средневековьем. Это истории о героях-воинах, магии и борьбе добра со злом . Фильмы данного жанра как правило были низкобюджетными и привлекали зрителей взрослыми темами — жестокостью, обилием крови и эротикой . Тем не менее интерес к фильмам подобного жанра угасл к 1990-м годам и их производство прекратилось из-за серии кассовых провалов . Успешным также становится фильм « Бесконечная история », созданный для более молодой аудитории. Визуальным шедевром был призван кукольный мультфильм « Тёмный кристалл » (1982) .
В 1980-е и 1990-е года в США вернулся тренд на выпуск романтических, драматических или комедийных фильмов о призраках, такие как например « Весь я » (1984) или « Привидение », где призраки — не источник ужаса, а причина драматических дилемм, идентичности или отношений . В 1980-е года своё режиссёрское восхождение начал Тим Бёртон , совмещая в своих лентах элементы фэнтези и готического ужаса. Его успешной лентой стал фильм « Эдвард Руки-Ножницы ». В будущем Бёртон выпустит ряд анимационных лент в схожей эстетике, например « Кошмар перед Рождеством » или « Труп Невесты » . В 1988 году вышел уникальный в своём роде фильм « Кто подставил кролика Роджерса », объединяющий живую сьёмку с анимацией, демонстрируя мир, в котором сожительствуют люди и персонажи мультфильмов .
В 1980-е также возродился интерес к жанру фантастического ужаса, пережившего свой первый расцвет в 20-е и 30-е года прошлого века. Усовершенствованная техника спецэффектов привела к буму фильмов об оборотнях, таких как например « Вой » (1981) или « Американский оборотень в Лондоне » (1987) . В это же время стало выпускаться множество фильмов о вампирах — образ вампира Брэма Стокера переосмысливался в сторону экшена и боевика. Кровососы например изображались в образе неформалов ( Пропащие ребята , 1987) или попадали в сеттинг дикого запада ( Почти полная тьма , 1987) . В 1990-е годы наоборот возрос интерес к классическому образу вампиров, например в « Интервью с вампиром » (1994) или « Дракуле » (1992) . В 1980-е и 1990-е рынок оказался перенасыщен низкобюджетными фэнтезийными фильмами ужасов .
В 1981 году вышел фильм « Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега », ставший одним из самых успешных приключенческих фэнтези в истории кинематографа и ранним примером высокобюджетного фантастического блокбастера для семейной аудитории. Вскоре к фильму стали выходить успешные сиквелы, положив начало новой франшизе .
В 1980-е и 1990-е годы значительная часть успешных фэнтези-лент являлись анимационными работами . В этот период Disney выпустила множество культовых лент, таких как например « Русалочка » (1989), « Красавица и Чудовище » (1991), « Алладин » (1992) или « Геркулес » (1997) . На международном рынке также утверждила себя японская анимация , в частности большим успехом пользовались ленты Хаяо Миядзаки — « Мой сосед Тоторо » (1988) или « Принцесса Мононоке » (1997) . На международном рынке успех завоевали аниме-сериалы, например « Рубаки » или « Берсерк » . В 1995 году студией Pixar был выпущен первый в истории полнометражный мультфильм с компьютерной анимацией — « История Игрушек », повествующий об оживших игрушках и который стал поворотным в истории американской мультипликации .
В 1990-е годы самыми знаковыми фэнтезийными лентами стали « Одиссея » (1997), сериалы « Удивительные странствия Геракла » (1995—1999) и « Зена — королева воинов » (1995—2001). Фэнтезийные фильмы того времени в основном касались сказок и мифологии .
2000-е годы, золотая эпоха
Стремительное развитие компьютерной графики в конце 1990-х годов отныне позволяло прибегать к куда более реалистичным и масштабным спецэффектам . Это стало переломным моментом для жанра фэнтези. Именно в 2000-е года вышли такие культовые франшизы, как « Гарри Поттер », « Властелин Колец », « Хроники Нарнии » или « Пираты карибского моря ». Фэнтези-фильмы стали составлять значительную часть списка самых успешных блокбастеров .
Хотя фэнтези в кинематографе продолжало развиваться в течение всего XX века, ни один фэнтезийный фильм не сумел попасть в десятку самых кассовых фильмов со времён « Волшебников страны Оз » 1939 года . Ситуация кардинально поменялась, когда в 2001 году с разницей в месяц вышли два фильма из двух самых влиятельных фэнтезийных франшиз всех времён — « Гарри Поттер и Философский камень » и « Властелин колец: Братство кольца ». Первый фильм собрал более 300 миллионов долларов, а трилогия «Властелина Колец» — около миллиарда. Оба этих фильма стали культурным феноменом, положив начало самым знаменитым фэнтезийным кинофраншизам и предзнаменовав начало золотой эпохи в фэнтезийном кинематографе . «Гарри Поттер» породил собственный жанр о скрытом обществе волшебников с уникальной эстетикой, породив свою крупную фанатскую базу . «Властелин Колец» возродил интерес к классическому эпическому фэнтези в кино и положил начало франшизе — трилогии « Хоббита » в 2010-х годах и одноимённому сериалу от Amazon (2022) .
В 2000-е годы вышли другие успешные фэнтезийные киноленты и кинофраншизы, например « Питер Пэн » (2003), « Хроники Нарнии » (2005—2010), « Золотой компас » (2007), « Лабиринт фавна » (2006) , Мост в Терабитию (2007) , « Эрагон » (2006), « Чернильное сердце » (2008), « Мой домашний динозавр » (2007), « Беовульф » (2007) и другие. Фильм « 300 спартанцев » (2006) переосмысливал жанр пеплума , объединяя его с нуаром . Фильм « Братья Гримм » (2005) деконструировал сказочные тропы. Отдельным культурным феноменом стала кинофраншиза « Пираты Карибского моря », совмещающая тему пиратов с морской мифологией . Данные фильмы возродили интерес к пиратской тематике в кино .
Успех «Индианы Джонса» в свою очередь сформировал отдельное направление в кинофэнтези — эпический приключенческий боевик о расхищении гробниц. Выпущенный в 1999 году фильм « Мумия » породил новую франшизу и переосмыслил образ мумии — одного из классических монстров . После успеха фильмы, были выпущены « Мумия возвращается » (2001) , « Царь Скорпионов » (2003) . В фильме « Мумия: Гробница императора драконов », сеттинг был перенесён в Китай . Параллельно вышли два успешных и схожих по жанру фильма — « Лара Крофт: Расхитительница гробниц » (2001) и её сиквел. Голливуд также адаптировал в приключенческий боевик жанр готических ужасов, прежде существовавший только в низкобюджетных фильмах . Так вышли фильмы « Ван Хельсинг » (2004), франшиза « Другой Мир » о противостоянии оборотней и вампиров или трилогия « Блейд » . Фильм о « Хеллбое » (2004) представлял собой необычный взгляд на фэнтези, объединяя супергероику к оккультизмом, магией и древними технологиями . Другая известная кинофраншиза « Сумерки » переосмыслила образ вампиров, представив их в положительном образе и как источник любовного интереса .
В России в 2000-х самыми известными отечественными фэнтезийными лентами стали « Ночной Дозор » (2004) и его сиквел « Дневной Дозор » режиссёра Тимура Бекмамбетова . Также большой популярностью пользовались фильм и сериал в жанре славянского фэнтези о похождениях воина Волкодава. Успешной также стала фантастическая комедия « Хоттабыч » о похождениях древнего джина в исполнении Толоконникова в современной Москве.
В 2000-е годы также вышли успешные анимационные ленты. Культовой классикой был признан сериал « Аватар: Легенда об Аанге » (2005—2008), изображающий фантастический мир, вдохновлённый дальним востоком и его мифологией . Особым успехом пользовались картины Хаяо Миядзаки « Унесённые Призраками », повествующая о девочке, попавшей в мир духов или « Ходящий замок Хаула » (2006) . Успешным стал мультфильм « Шрек » (2001), представляющий собой сатиру на традиционные западные сказки . Дисней и Dreamworks также выпустили в это время множество высокобюджетных фантастических эпических лент, например « Атлантида: Затерянный мир » (2001), « Похождения императора » (2000), « Планета сокровищ » (2002), « Дорога на Эльдорадо » (2000), « Синдбад: Легенда семи морей » (2003). Однако эти мультфильмы при своём высоком бюджете плохо или вовсе не окупались. В 2000-е и 2010-е года в жанре фэнтези и мистики вышло множество успешных кукольных мультфильмов, в частности « Труп Невесты » (2005), « Коралина в Стране Кошмаров » (2009), « Паранорман » (2012), Кубо. Легенда о самурае (2016) .
2010-е годы — наше время
К 2010-м годам интерес к фэнтези угас в сравнение с 2000-ми, а самые высокобюджетные фэнтези-ленты — это сиквелы и продолжения кинофраншиз из 2000-х, например трилогии « Хоббита » или « Фантастические Твари ». Хотя на этом фоне выделялись несколько успешных оригинальных релизов, например « Малифесента » (2014), где главной героиней становится сказочная злодейка, « Форма воды », повествующая о любви женщины и твари из лагуны или « Жизнь Пи » (2012) — фильм о выживании героя с тигром посреди океана с элементами мистики . Фэнтези находит себя в нише переживающей своё возрождение супергероике в кинематографе. Многие самые кассовые кино-фэнтези, это фильмы о супергероях. Хотя супергероика является также подвидом научной фантастики, некоторые ленты, такие как например « Тор » (2011), « Чудо Женщина » (2017), « Шазам! » (2019), « Аквамен » (2018) или « Доктор Стрэндж » (2016) посвящены магии и мифологии, в основном греческой или скандинавской .
В 2010-е годы расцветает китайский фэнтези-жанр сянься , основанный на боевых искусствах, и китайской мифологии, в частности на даосистской концепции приобретения бессмертия через странствия и самосовершенствования. В таких фильмах и сериалах, чьё действие происходит в древнем Китае, герои сражаются с призраками, монстрами и демонами. Часто в таких историях присутствует любовная линия . Примеры таких лент — « Удушающая сладость » (2018) или « Неукротимый: Повелитель Чэньцин » (2019).
В России начиная с 2010-х отечественное фэнтези начало процветать в кинематографе, многие фильмы выпускались в иностранном прокате. Самая известная франшиза — серия фильмов-сказок « Последний богатырь », созданная в сотрудничестве с Disney. Другие успешные ленты — « Он — Дракон », о похищении девушки драконом, « Эбигейл » (2019) о заговоре со стороны магов или « Скиф » (2018) о древних скифах и славянских богах.
Успешные фэнтезийные ленты выпускает Pixar например « Головоломку » (2015) или « Тайну Коко » (2017) или Disney — « Рапунцель » (2011), « Холодное сердце » (2013), « Моана » (2016), « Энканто » (2021), « Райя и последний дракон » (2021). Dreamworks в 2010 году положила начало франшизе « Как приручить дракона » о викингах и драконах . В 2010-е и 2020-е года Disney организует конвейерный выпуск фильмов-ремейков своих успешных мультфильмов из XX века с участием живых актёров .
С 2011 по 2019 года выходил фэнтезийный сериал « Игра Престолов », став самым значимым сериалом 2010-х годов и самой влиятельной фэнтези-франшизой со времён «Властелина Колец» и «Гарри Поттера» . Хотя в сериале фантастическим элементам уделено меньше экранного времени, чем в тех же «Властелинах Колец», он подкупал сложной историей, серой моралью, внезапными сюжетными поворотами и многолетним развитием ключевых персонажей. «Игра престолов» изменила отношение к сериалам, прежде считающимся нишевыми продуктами и заложила тренд на выпуск высокобюджетных фантастических сериалов. К началу 2020-х главные стриминговые сервисы начали конвейерный выпуск оригинальных фэнтезийных сериалов. Так в 2019, 2021 и 2022-х годах Amazon выпустила сериалы « Карнивал Роу », « Колесо Времени » и « Властелин колец: Кольца власти » . На стриминговом сервисе Netflix вышли такие популярные сериалы, как « Проклятая » (2020), « Тень и Кость » (2021), « Ведьмак » (2019), « Уэнздей » (2023), « Песочный человек » (2022) и другие . Часто эти сериалы являются экранизациями фантастических романов. HBO В 2022 году также начала выпуск приквела Игры Престолов — « Дом Дракона » .
Примечания
- ↑ , с. 2.
- ↑ , с. 4.
- ↑ , с. 9.
- ↑ , с. 6.
- ↑ (англ.) . obo . Дата обращения: 1 мая 2023.
- , с. 15.
- ↑ , с. 30.
- , с. 14.
- (англ.) . Firstpost (1 июля 2018). Дата обращения: 1 мая 2023. 1 мая 2023 года.
- ↑ , с. 1.
- , с. 3.
- ↑ , с. 17.
- ↑ , с. 18.
- ↑ Adam Call Roberts. (амер. англ.) . Films Ranked (4 июня 2022). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- ↑ , с. 21.
- ↑ , с. 19.
- ↑ Meagan Navarro. (амер. англ.) . Bloody Disgusting! (6 апреля 2018). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- Kara Haar. (амер. англ.) . The Hollywood Reporter (6 июня 2017). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- ↑ , с. 24.
- ↑ , с. 25.
- ↑ , с. 26.
- ↑ A History of Italian Cinema. — New York City : Continuum International, 2009. — P. 39. — ISBN 978-0-826-41785-5 .
- , с. 27.
- // Москва Центр : газета. — 2016. — 8 марта.
- , с. 28.
- ↑ , с. 29.
- Рональд Берган. Кино: иллюстрированная энциклопедия. — М. : Дорлинг Киндерсли\Астрель\АСТ, 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-271-21538-4 .
- (рус.) . Лайфхакер . Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- ↑ , с. 31.
- Михаил Трофименков .
- , с. 33.
- ↑ Meagan Navarro. (амер. англ.) . Bloody Disgusting! (27 марта 2019). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- ↑ , с. 32.
- ↑ G. W. Thomas. (амер. англ.) . Dark Worlds Quarterly (4 июля 2020). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- ↑ , с. 34.
- ↑ , с. 35.
- Honeycutt, Kirk (2009-11-24). . The Hollywood Reporter . из оригинала 25 ноября 2020 . Дата обращения: 30 июня 2014 .
- ↑ G. W. Thomas. (амер. англ.) . Dark Worlds Quarterly (8 июля 2020). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- ↑ , с. 36.
- ↑ Emilio Gabriel Lapitan. (англ.) . Collider (31 октября 2022). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- ↑ David Caballero. (англ.) . Collider (22 марта 2023). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- Hamilton, John. . — ABDO Publishing Company, January 10, 2007. — ISBN 9781617843198 . от 9 июля 2023 на Wayback Machine
- Phipps, Keith . The A.V. Club (7 мая 1999). Дата обращения: 21 июля 2021. 21 июля 2021 года.
- ↑ Travers, Peter (May 9, 2001). . Rolling Stone . Архивировано из 3 декабря 2007 . Дата обращения: 1 апреля 2008 .
- Garrett, Diane; Fleming, Michael (2007-04-11). . Variety . из оригинала 15 апреля 2007 . Дата обращения: 12 апреля 2007 .
- . Rotten Tomatoes . Fandango . Дата обращения: 1 мая 2023. 28 декабря 2019 года.
- . Forbes . November 4, 2013. из оригинала 11 сентября 2019 . Дата обращения: 17 августа 2019 .
- Kirkl, Justin Esquire (25 мая 2020). Дата обращения: 27 июля 2020. 19 июня 2020 года.
- Jonah Rice. (англ.) . MovieWeb (28 апреля 2023). Дата обращения: 30 апреля 2023. 30 апреля 2023 года.
- ↑ Emilio Gabriel Lapitan. (англ.) . Collider (2 августа 2022). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- (англ.) . www.bontena.com . Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- tommy. (амер. англ.) . Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- Petra Kolak. (амер. англ.) (16 ноября 2022). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- Thomas West. (англ.) . ScreenRant (30 марта 2022). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- (амер. англ.) . Yahoo Entertainment . Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- . The Globe and Mail . 2019-05-13. из оригинала 28 октября 2020 . Дата обращения: 17 апреля 2021 .
- Williams, Joel (2012-03-30). . CNN . WarnerMedia . из оригинала 27 сентября 2016 . Дата обращения: 5 апреля 2012 .
- Gilkeson, Austin Vulture (11 марта 2019). Дата обращения: 10 апреля 2019. 1 марта 2020 года.
- Collider Staff. (англ.) . Collider (22 октября 2020). Дата обращения: 30 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
- Huddleston, Tom (2022-08-22). . The Guardian . из оригинала 18 октября 2022 . Дата обращения: 30 октября 2022 .
Литература
- Katherine A. Fowkes. . — John Wiley & Sons,, 2010. — 224 с. — ISBN 9781405168786 .
- 2020-10-13
- 2