Милюков, Павел Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Никола́евич Орле́нев (настоящая фамилия — Орлов; 22 февраля ( 6 марта ) 1869 , Москва , Российская империя — 31 августа 1932 , Москва, СССР ) — русский актёр , народный артист Республики ( 1926 ).
Павел Николаевич Орлов родился в семье московского купца Николая Тихоновича Орлова. Учился во 2-й московской гимназии . В декабре 1881 года втайне от родителей, которые не одобряли его увлечения театром — хотя отец был увлечён театром и даже был членом артистического кружка — сыграл свою первую роль: брата невесты в драматическом представлении «Русская свадьба в исходе XVI века» П. П. Сухонина . Из гимназии он был вскоре исключён и в 1885 году поступил в драматическую школу театрального училища при московском Малом театре , где преподавали И. А. Правдин и Г. Н. Федотова . В 1886 году впервые выступил на сцене Малого театра в роли Капитоши в пьесе «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма .
Летом театральная школа, после смерти А. Н. Островского, закрылась, но Павлу Орлову удалось устроиться в театр в Вологду. С 1886 по 1891 год он играл в провинциальных театрах (Вологды, Риги, Нижнего Новгорода, Вильно, Минска, Ростова-на-Дону), в 1893 — 1895 — в московском Театре Корша , в 1895—1900 годах — по приглашению А. Суворина в Театре Литературно-художественного общества в Петербурге (Петербургском малом театре). Начинал с водевильных и характерных ролей, амплуа комического простака. Трагедийное дарование Орленева раскрыла сыгранная в 1898 году роль царя Фёдора Иоанновича (это было первое исполнение роли на сцене ) в пьесе « Царь Фёдор Иоаннович » А. К. Толстого : актёр создал образ честного человека, который не может ни смириться с условиями жизни, ни преодолеть их.
Царь Фёдор Иоаннович и многие другие образы, созданные Орленевым (Раскольников, Дмитрий Карамазов, Освальд), вошли в историю русского театра. Орленев стал в сущности родоначальником амплуа « неврастеников » в русском театре. Его актёрская манера была основана на обостренных личных переживаниях, психологическом натурализме, подчеркнутом трагизме, двойственности. Трагедию Раскольникова актёр увидел в том, что «параллельно с крахом идеи Раскольникова, униженного бессмыслицей своей дерзкости, происходит его нравственный рост» . Дмитрий Карамазов в его трактовке представал человеком раздираемым страстями: «Нервное подвижное лицо, слегка тронутое гримом, выражало усталость, разочарованность и только изредка сменялось выражением какой-то бесшабашной удали. Голос несколько сипловатый, с кое-где выскакивающими истерическими нотами, дополнял картину душевного разлада, который шел внутри Мити»
Сочетанием бунта и смятения привлекла его и роль Сольнеса в драме Г. Ибсена «Строитель Сольнес». «Он не соглашался с современной критикой, называвшей этого „ибсеновского эгоиста“ великим дерзателем. Несомненно, что Сольнес как личность подымается над средним уровнем, но как далек он от брандтовского титанизма» .
В 1900 году Орленев внезапно покинул труппу Суворинского театра; гастролировал с антрепризами в разных городах России .
Орленев возглавил собственную труппу, гастролировал по России и Европе (Германии, Великобритании, Швеции, Норвегии), а также США. В 1906 году он построил крестьянский театр в Сызранском уезде, организует здесь и позднее в Голицыно под Москвой бесплатные спектакли для крестьян.
В 1913 — 1915 годах снимался в кино.
Орленев оставил мемуары «Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим» (первое издание — 1931 год).
Павел Орленев умер 31 августа 1932 года в Москве .
Одновременно с П. Орленевым в класс был принят К. С. Алексеев (Станиславский) .На днях начались классы в драматическом отделении театрального училища. Принято вновь более 20 учеников. Помимо управляющей классами Г. Н. Федотовой приглашен для практических занятий с учениками г. Правдин
С хорошими задатками оказались: на водевильные роли Грессер … и на роли простаков очень молодой артист Орлов в роли Капитоша в пьесе «Наш друг Неклюжев» (10 марта). Оба артиста недостаточно подготовлены