Interested Article - О-ёрой
- 2020-10-03
- 2
О-ёрой (大鎧) — название группы японских средневековых доспехов , относящихся к группе ламеллярных или пластинчатых. Буквальный перевод — «большой доспех». В эпоху Хэйан (XI—XII вв) данный тип защитного вооружения становится преобладающим, причём именно в это время крепление пластинок с помощью металлических заклёпок заменяется на гибкое соединение шёлковыми шнурами . Именно эти доспехи получили широкую известность, причём, даже утратив своё практическое назначение, будучи вытесненными более совершенными моделями, сохранили ценность как элемент культа предков-героев, либо (изготовленные уже в более позднее время) становились украшением домов знати или дорогим подарком.
Составные части доспеха
Сам доспех имел весьма сложное строение и состоял из нескольких частей, основной из которых была кираса ( до ). Она имела сложную конструкцию, состоящую из пластинок: четыре горизонтальных ряда прикрывали живот воина. Эти пластины назывались накагава и соединялись между собой с помощью шёлковых шнуров, причём вся конструкция для прочности крепилась к пластине из металла цубо-ита , образуя достаточно надёжную защиту живота воина.
Грудную клетку, а также верхнюю часть спины воина защищали ещё три ряда пластинок ( татэагэ ), причём они были усилены спереди металлической муна-ита , имевшей вырез для подбородка воина, сзади же располагалась пластина осицуко-ита , к которой крепились посредством ремней большие наплечники прямоугольной формы .
Эти наплечники, называемые содэ , и широкие набедренники придавали доспеху его уникальный и узнаваемый вид. Содэ не имеют аналогов ни в ближневосточном, ни в западноевропейском доспехе. Ряд исследователей считает, что они происходят от щитов, которыми пользовались воины в ранние периоды существования японского государства . Как и остальные части о-ёрой, содэ были наборными и состояли из горизонтальных пластин, соединённых шнурами. По краям наплечник обрамлялся особым шнуром контрастного цвета, называющимся мими-ито .
Сверху наплечник покрывала металлическая пластина каммури-но ита , которая для защиты от сырости покрывалась кожей. Концы этой пластины закруглялись, чтобы не поранить лицо воина, а спереди и сзади к ней крепились кольца из меди или железа, служившие для крепления наплечников с помощью шнуров к доспеху. Элементом этого шнурового крепления был красивый бант агамаки , который прочно вошёл в японский самурайский доспех и продолжал использоваться уже как декоративный элемент и после того, как содэ вышли из употребления.
Несмотря на габаритные размеры, содэ были достаточно удобны для воина-лучника, поскольку при стрельбе они съезжали за спину, а когда самурай опускал руки, чтобы взяться за поводья лошади, они возвращались обратно на своё место и защищали руки владельца .
Набедренники кусадзури состояли из пяти горизонтальных рядов пластинок. К кирасе до крепились три кусадзури — по одной сзади, спереди и на левом боку. Четвёртая, правая кусадзури , являлась продолжением промежуточной пластины цубо-ита и с ней вместе называлась ваидатэ . Боковые набедренники соединялись с нагрудником до полосами узорной кожи и висели ниже, чем передний и задний, примерно на ширину одного горизонтального ряда. Благодаря этому они лучше защищали бёдра воина, сидевшего на лошади. Передний и задний кусадзури крепились такими же шнурами, которые переплетали весь доспех, и были более подвижны, чем боковые. У всадника они прикрывали обе луки седла и не мешали движениям туловища. Чтобы было удобнее ходить, нижнюю пластину передних и задних кусадзури делали из двух половин.
Доспехи о-ёрой на груди обыкновенно покрывались прямоугольным куском выделанной кожи ( цурубасири-до ). Его назначение было двояким: дополнительная защита того места туловища воина, которое не закрывалось лукой седла, а также создание гладкой поверхности, по которой тетива лука могла бы свободно скользить, не цепляясь за маленькие пластинки. Материал был разнообразный (от буйволовой кожи до выделанной оленьей замши), чаще всего цурубасири-до окрашивалась в светлые цвета и на ней изображались различные геометрические фигуры, орнаменты или животные. Достаточно часто в эпоху Хэйан использовались львы, который были позаимствованы японцами из Китая, в более позднее время (XII—XIV вв.) распространяется мода на изображение буддийских святых .
Шлем и дополнительные части доспеха
Панцирь в доспехе о-ёрой дополнялся шлемом, называемым кабуто . Кабуто обеспечивал хорошую защиту головы воина и состоял из нескольких частей. Основа — это колпак-полусфера, собранная из нескольких (обычно восьми) железных пластин, соединявшихся между собой с помощью заклёпок. В разные периоды величина этих заклёпок сильно различалась: например, в период Хэйан они достигали значительных размеров и назывались о-боси («большие звезды»). На вершине шлема располагалось отверстие тэкэн , назначение которого до сих пор не выяснено и является дискуссионным вопросом: возможно, оно имело ритуальное значение (через него в воина проникал дух божества Хатимана ), либо же через него выпускали вверх конец длинной шапки из шёлка ( эбоси ), которая вместе с пучком волос являлась своеобразным подшлемником, защищая голову от сотрясения при ударах по шлему .
Шлем кабуто снабжался массивным назатыльником с широкими отворотами, называемыми фукигаэси .
Помимо шлема, о-ёрой включал в себя защиту ног и рук воина. Наручи котэ представляли собой рукава из толстой ткани, закрывавшие руку от плеча до основания пальцев. На ткань нашивались металлические пластинки, которые часто декорировались. Отличительной особенностью о-ёрой было наличие лишь одного котэ, обычно левого, что позволяло воину легче стрелять из лука .
Поножи сунэатэ состояли из одной изогнутой металлической пластины или нескольких вертикальных, подвижно соединённых между собой с помощью железных петель, напоминающих современные дверные. Они закрывали только переднюю поверхность голени, оставляя ногу открытой сзади. Узор на пластинах, обычно золотом по воронёному металлу, совпадал с таковым на котэ . Стандартным рисунком были 1—2 горизонтальные полосы разной ширины и декоративная накладка позолоченной меди в виде хризантемы или рисунка «девять звёзд». Сунэатэ были короткими и доходили только до нижнего края колена. На ноге они удерживались двумя широкими лентами, завязанными сверху и снизу.
Цветовая гамма доспеха о-ёрой
Цвета доспехов имели важное значение, поскольку на поле боя было весьма трудно различать «своих» и «чужих», облачённых в одинаковые панцири. Как считают исследователи, обзаводиться «собственными» цветами кланы стали ещё в конце IX века, причём первыми, кто это сделал, стали регенты Фудзивара , выбравшие салатовый цвет. Были свои цвета и у главных акторов войны Гэмпей : клан Минамото предпочитал доспехи чёрного цвета, а их противники Тайра — красно-пурпурный. Впрочем, многие известные самураи предпочитали уникальную цветовую гамму, которая бы отличала их от остальных:
«Одетый в красную парчовую накидку назвал себя Ёсицунэ; тот, что был в красных доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада; <…> тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара Кагэсуэ, а желтых — Сасаки Такацуна».
— « Нихон Гайси »
С другой стороны, бедные воины могли использовать трофеи, захваченные у неприятеля, что тоже отличало их от соратников. Были случаи, когда и знаменитые полководцы, опасаясь покушения на свою жизнь, использовали в целях маскировки доспехи различных цветов. Вот что говорит по этому поводу « Хайкэ-Моногатари »:
«Прежде всего надо схватиться с Куро Ёсицунэ (Минамото Ёсицунэ), их полководцем! Куро лицом бел, ростом мал, зубы торчат вперед — по этим признакам можно его узнать. Вот только кафтан и панцирь он то и дело меняет, так что отыскать его будет, пожалуй, не так просто!»
— Монах Юкинага . Повесть о доме Тайра
Особую роль играл белый цвет — символ траура — его часто использовали воины, готовые умереть в бою. Таким образом не следует считать, что воины одного клана имели единообразно окрашенные доспехи, своеобразную униформу, такая практика в XI—XII веках только начинает находить применение и будет реализована лишь в эпоху Сэнгоку (конец XV в.) .
Цветовая гамма о-ёрой складывалась из целого ряда элементов: это окраска самих защитных пластинок, из которых набирался панцирь, а также соединительных шнуров, называемых одоси , и цурубасири-но гава , выделанного куска кожи, прикрывающего грудь воина.
Пластинки доспеха изготавливались из разных материалов — это могла быть как кожа, так и железо, но все они покрывались специальным лаком ( уруси ). Делалось это не только из эстетических соображений, но и для предохранения металла от сырого климата. Процесс покрытия лаком проходил в несколько приёмов, таким образом лаковый слой был весьма толстым, что препятствовало случайным сколам. Окраска осуществлялась с помощью разнообразных минеральных и растительных пигментов: чёрный цвет давала сажа, красный — киноварь, получаемая путём смешения ртути и серы. Красный и чёрный давали очень популярный коричневый цвет (считается, что это было связано с модой на все старинное, а коричневый имитировал ржавчину) .
Помимо покрытия лаком пластинки зачастую ещё и декорировались, причём весьма причудливым образом. Некоторые оружейники добавляли в лак растолчённый коралл, глиняный порошок или даже изрубленную солому — все это позволяло создать фактурное покрытие и интересный рисунок. Самые богатые заказчики могли позволить себе лак с позолотой (добавление порошкового или листового золота).
Другим важным составляющим элементом цветовой гаммы доспеха были шнуры- одоси , соединяющие металлические пластинки. Они изготавливались из различных материалов. но чаще всего были либо кожаные ( кава-одоси ), либо шёлковые ( ито-одоси ). Популярными цветами для шнуров были aка (красный), хи (оранжевый, «огненный»), курэнай (малиновый), куро (чёрный), мидори (зелёный), кон (синий), ки (жёлтый), тя (коричневый, «чайный»), сиро (белый) и мурасаки (фиолетовый) . Окраска осуществлялась с помощью натуральных пигментов, которые отличались разной степенью стойкости, что также накладывало отпечаток на конечный выбор воина. Например, краска индиго, дающая синий цвет, защищала шёлк от выцветания, а красная марена была весьма нестойкой. Разумеется, богатые самураи могли себе позволить частые перекраски своей амуниции, а те, кто был победнее, красили шнуры в более экономные цвета.
Удобства и недостатки о-ёрой по сравнению с европейскими доспехами
Вокруг о-ёрой, как и меча катаны , сложилось множество мифов. Этому доспеху зачастую приписывают выдающиеся качества: лёгкость (в сравнении с европейским защитным вооружением), сочетающуюся с отличными защитными свойствами и удобством в ношении. Распространено и мнение, что самурай мог сам без посторонней помощи облачаться в о-ёрой , что тоже говорило о его удобстве и конструктивном совершенстве.
Нужно отметить, что большинство подобных положений являются ошибочными. Так, вес о-ёрой был достаточно большим. Например, хранящийся в Нью-Йорке ( Метрополитен-музей ) экземпляр весит около 12 килограммов, причём это вес лишь самой кирасы без массивных наплечников, а также защиты рук и ног. Отсутствующие элементы могли увеличить вес комплекта до 20—25 килограммов, что соответствовало весу кольчужного европейского доспеха. Дополнительное неудобство для облачённого в о-ёрой воина доставляла и его конструктивная особенность, заключающаяся в том, что он создавал значительную нагрузку на плечи владельца (буквально «висел» на них). Во время боя на коне этот недостаток устранялся тем, что нижним краем доспех упирался в седло, но для длительного пешего боя он не годился.
Обилие шнуров также создавало ряд проблем: за них легко могло «зацепиться» острие копья, шнуры намокали в дождь и растягивались, в теплом климате в них могли заводиться различные насекомые, что тоже доставляло значительные неудобства владельцу .
Мнение о том, что самурай самостоятельно облачался в доспехи, также ошибочно, поскольку они имели множество шнуров и завязок, значительная часть которых располагалась на спине, что требовало помощи слуги.
Таким образом, большой японский доспех о-ёрой представлял собой достаточно узко специализированное защитное вооружение, предназначенное для конного лучника. Впоследствии, когда к концу XV века японцы перешли на широкое использование копий, он становится парадным доспехом для знати, утрачивая своё военное значение.
Примечания
- Nikolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050—1350. — L. : Greenhill Books. — Vol. 2. — Р. 311.
- Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история / Пер. с англ. У. Сапциной. — М. : АСТ: Астрель, 2007. — С. 28.
- Turnbull S. Secrets of Samurai Warfare. // Military illustrated. 1997. — № 110. — Р. 33—39.
- Куршаков А. Японские средневековые доспехи. Электронный ресурс: от 17 июня 2016 на Wayback Machine
- Синицын А. Ю. Самураи — рыцари Страны восходящего солнца. История, традиции, оружие. — СПб. : Паритет, 2001. — С 127.
- Тернбулл С. Самураи. Военная история. — СПб. : Евразия, 1999. — С. 87.
- Тернбулл С. Самураи. Военная история. — СПб. : Евразия, 1999. — С. 50.
- Мендрин В. М. История сёгуната в Японии: Нихон гайси : в 2-х тт. / Пер. с яп. — Т. 1. — М. , СПб. , — С. 234.
- Электронный ресурс: от 3 августа 2016 на Wayback Machine
- ↑ Шпаковский В. О-ёрой — классические доспехи самураев.
- Bryant A. Samurai 1180—1600. — Oxf. : Osprey Publishing, 1994. — P. 37.
- Тернбулл С. Самураи. Военная история. — СПб. : Евразия, 1999. — С. 82.
- 2020-10-03
- 2