Interested Article - Тельников, Владимир Иванович

Влади́мир Ива́нович Те́льников ( 30 января 1937 , Ленинград , СССР 17 мая 1998 , Лондон , Великобритания ) — советский диссидент , публицист и литературный переводчик . Впервые перевёл на русский язык роман- антиутопию Уильяма Голдинга « Повелитель мух ».

Биография

Родился 30 января 1937 года в Ленинграде .

В 1956–1957 годах учился на физическом факультете ЛГУ имени А. А. Жданова . Во время учёбы, в конце 1956 года, стал участником подпольной студенческой группы «Союз коммунистов-ленинцев» и в январе 1957 года принял участие в обсуждении подготовленных В. И. Трофимовым политической программы и устава группы, предложив вместе с Б. Х. Хайбулиным альтернативную программу. Во время Венгерского восстания 1956 года занимался распространением в ленинградских учебных заведениях листовок в его поддержку. 20 июня 1957 года был арестован и 19 сентября 1957 года Ленинградским городским судом по статьям 58-10 ч. 1 и 58-11 УК РСФСР приговорён к 6 годам заключения в исправительно-трудовой колонии , отбывая вплоть до июня 1963 года срок во Владимирской тюрьме и Дубравлаге .

В 1963–1971 годах проживал в Москве, где работал учителем средней школы и занимался переводами с английского языка . В том числе выполнил первый перевод на русский язык романа- антиутопии Уильяма Голдинга « Повелитель мух », который выходил частями в журнале « Вокруг света » в № 7-11 за 1969 год.

В 1968–1970 года выступил в качестве одного из составителей и распространителей подпольного диссидентского бюллетеня « Хроника текущих событий » .

В ноябре 1971 года эмигрировал из СССР в Израиль , а затем переехал на постоянное место жительства в Великобританию , где работал в лондонской редакции радио "Свобода" и Би-би-си , а также публиковался в британской печати .

Умер 17 мая 1998 года в Лондоне . Похоронен на (англ.) .

Отзывы

А. И. Солженицын отметил в « Угодило зёрнышко промеж двух жерновов »:

Владимир Тельников, бывший, уже послевоенный, зэк, с начала 70-х работавший на Би-би-си, — много написал из задуманной им работы по русской истории XIX века. Однако, по эмигрантским трудным жизненным обстоятельствам, она не была доведена до последней редакции.

И. Я. Габай в письме к жене Тельникова отметил:

Я с большим удовольствием почитал перевод Володи. Хотя и фантастика — жанр для меня чужеватый, и Воннегут даже романом не пленил меня, — всё равно я испытал радостное чувство. Прежде всего, сам факт появления Володиного имени в октябре этого года. Во-вторых, очень меня впечатлила стилистическая чистота и словесная точность — думаю, что это целиком переводческая заслуга. Ну, и сама мысль Воннегута традиционным как раз гуманизмом близка мне. Передай все это Володе с самыми моими теплыми словами и пожеланиями.

Сидевший вместе с Тельниковым диссидент В. В. Садовников вспоминал:

В хороших отношениях я был и с ярким представителем общедемократического мировоззрения Владимиром Ивановичем Тельниковым, сыном генерала и очень талантливым полемистом. В лагере он был, пожалуй, самым активным пропагандистом либерально-демократических идей. На 17-м, ввиду относительно небольшого и однородного состава, сложилась традиция своеобразной идейной борьбы за любого прибывающего по этапу нового заключённого. Каждое из двух основных конкурирующих направлений, условно говоря — демократическое и патриотическое, старалось перетянуть новичка на свою сторону, для чего с ним активно велась “идеологическая работа” в форме бесед. Со мной такие беседы наиболее настойчиво с демократической стороны проводил Владимир Тельников, а с патриотической — Юра Машков. По сути дела, оба противоположных воззрения, представляемых Володей и Юрой, являлись весьма точным и коррелятивным прообразом современного идейного противостояния “демократов” и “патриотов”, или “ западников ” и “ почвенников ”…
[…]
В отличие от Юры, Володя главный упор делал на права человека и общечеловеческие ценности. По его мнению, не было существенной разницы между коммунизмом и фашизмом , так как они являлись общей тоталитарной реакцией на современную западную демократию. Тоталитаризм же для него был каким-то иррациональным рецидивом мрачного средневековья . Войну между гитлеровской Германией и сталинским СССР Володя оценивал как схватку двух равноценных хищников, одинаково стремящихся к мировому господству, но всё-таки считал борьбу против фашистской Германии правильной и необходимой как с точки зрения наименьшего зла, так и из-за того, что союзниками Сталина были западные демократии, которые он явно идеализировал. В целом по своим взглядам Володя был типичным “западником”, но без русофобского элемента, аргументированно критиковал теорию “еврейского” коммунизма , и некоторые из его аргументов мне хорошо запомнились. Например, он резонно указывал, что коммунизм — сверхнациональное явление, порождённое определёнными разрушительными общемировыми идеями, и часто утверждается в тех странах, в которых никаких евреев никогда не существовало (или же влияние их было незначительным), — в Китае, Северной Корее, Вьетнаме, на Кубе…
Запомнилась критика Володей мнимой универсальности марксистских экономических законов . Как он небезосновательно утверждал, на базе почти одинаковых хозяйственных условий могут возникать совершенно различные политические режимы.
Возможно, с высоты нашего времени все эти аргументы могут показаться наивными, но надо помнить о том, что идейное пробуждение общественного сознания после сталинского духовного паралича только началось и такого рода поиски были первыми шагами начавшегося гражданского возрождения.

Переводы

Примечания

  1. Марголис А. Д. от 16 января 2020 на Wayback Machine // Энциклопедия Санкт-Петербурга
  2. Тельников Владимир Иванович
    Родился в 1937 г., Ленинград; русский; ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОС. УНИВЕРСИТЕТ — СТУДЕНТ. Проживал: Ленинград.
    Арестован 20 июня 1957 г.
    Приговорён: Ленинградским Горсудом 19 сентября 1957 г., обв.: 58-10 ч.1, 58-11 // ар. за участие в подп.группе "союз коммунистов"..
    Приговор: к 6 г. ИТЛ.

    // Жертвы политического террора в СССР
  3. от 5 апреля 2022 на Wayback Machine // Электронный архив Фонда Иофе
  4. ≡ Рассказы о проектах и деятельности программы «История инакомыслия в СССР» Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» . . Живой Журнал (27 марта 2010). —
    ТЕЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1937–1998), переводчик, педагог, общественный деятель (Ленинград-Москва); один из основателей молодёжного подпольного кружка "Союз революционного ленинизма" (Москва-Ленинград, 1955-1957); политзаключённый (1957-1963, Мордовские лагеря, Владимирская тюрьма); участник петиционной кампании вокруг "Процесса четырёх" (1968); распространитель Самиздата : помогал в издании "Хроники" (получил от П. И. ЯКИРА № 9 для отправки в Орёл, передал несколько номеров С. К. ПИРОГОВУ (1971)), выступал в защиту преследуемых по политическим мотивам, передавал правозащитную информацию западным журналистам; арестован у здания суда, где проходил процесс над Н. Е. ГОРБАНЕВСКОЙ (06.-07.1970, Матросская тишина ), освобождён за прекращением дела. Эмигрировал (1971) в Израиль, жил в Великобритании, был сотрудником радиостанции Би-Би-Си, умер в Лондоне, похоронен на кладбище Ганнерсбери.
  5. , с. 20.
  6. , с. 121.
  7. , с. 100–101.
  8. , с. 159–160.

Литература

Ссылки

  • Гершович В. А. // Мемориальная над страница Анатолия Якобсона, 2010.
  • Макаров А. А. // Информационно-аналитический портал «Когита.ру. Общественные новости Северо-Запада», 23.10.2016
Источник —

Same as Тельников, Владимир Иванович