Interested Article - Дилип Кумар
- 2021-04-20
- 1
Дилип Кумар ( урду دلیپ کمار , хинди दिलीप कुमार , англ. Dilip Kumar ; настоящее имя — Мухаммад Юсуф Хан , урду محمّد یوسف خان , англ. Muhammad Yusuf Khan ; 11 декабря 1922 , Пешавар – 7 июля 2021 , Мумбай ) — индийский актёр , кинопродюсер и политик. За более пятидесяти лет карьеры снялся в 59 фильмах и появился в качестве приглашенной звезды ещё в 4 кинолентах. Награждён высшими гражданскими наградами Индии Падма Бхушан (1991) и Падма Вибхушан (2015), высочайшей наградой в области кино — Премией имени Дадасахеба Фальке (1994) и выдвинут в Раджья сабха (верхнюю палату Парламента Индии ), членом которой был с 2000 по 2006 год . Он — первый актёр, получивший Filmfare Award за лучшую мужскую роль в 1954 году, и до сих пор, наряду с Шахрух Ханом , удерживает рекорд в 8 наград, полученных в данной номинации. Критики провозгласили его величайшим актёром в истории Болливуда .
Биография
Дилип Кумар родился 11 декабря 1922 года в районе базара Квисса-Хвани в Пешаваре (ныне территория провинции Хайбер-Пахтунхва , Пакистан ). Сейчас его дому присвоен статус объекта культурного наследия . От рождения он носил имя Мухаммад Юсуф Хан и был пятым из тринадцати детей в семье . Его отец Лала Гхулам Сарвар Хан был торговцем фруктами и владел фруктовыми садами в Пешаваре и Деолали ( Махараштра , Индия) . Его мать звали Айеша Бегум . Так как она болела астмой, семья через несколько лет переехала в место с более мягким климатом — Деолали, небольшой городок недалеко от Насика , где Дилип обучался в престижной школе-интернате Лорда Баннера . В конце 1930-х его семья снова переехала, на этот раз в Бомбей . Там он попал в одну среднюю школу вместе с другим выходцем из Пешавара, Раджем Капуром — The Khalsa College .
После окончания учёбы в течение двух лет Дилип жил в Пуне , где начал своё дело, как владелец столовой и поставщик сухих фруктов. В 1943 году актриса Девика Рани , которая владела студией , увидела Дилипа Кумара в столовой Пуны и пригласила его на главную роль в фильм «Морской прилив» ( «Jwar Bhata» , 1944). Однако по её мнению имя Юсуф Хан не подходило для романтического героя. Дебютант согласился взять псевдоним, так как это помогло бы скрыть связь с кино от отца, который презирал кинематографистов . Поэт предложил три варианта экранных имени, из которых было выбрано «Дилип Кумар» .
Дилип Кумар владеет рядом языков: английским , хинди , урду (межнациональный язык общения в Пешаваре), хиндко (язык Пешаварских индусов), пушту (язык Пешаварских мусульман) и маратхи (язык общения в Деолали и Пуне) . Он также изучал бенгальский язык для съёмок в региональных фильмах .
У Дилипа был бурный роман с его партнёршей по нескольким фильмам Мадхубалой , который закончился во время съёмок картины « Великий Могол ». В это же время они должны были сниматься вместе в фильме «Новый век». Было снято уже несколько сцен, когда она вышла из проекта по настоянию своего отца. Так как ею был подписан контракт на участие в фильме, последовало судебное разбирательство, длившееся около года, где Дилип Кумар выступал на стороне режиссёра . Это стало концом их отношений. По одной версии Дилип предложил ей выйти за него замуж с условием, что она оставит работу и порвёт связь с её отцом, с которым он не мог найти общего языка, но Мадхубала не могла оставить родных, которые жили только благодаря её заработкам . По другой версии, рассказанной сестрой актрисы, Мадхубала потребовала от Дилипа, чтобы он принёс извинения её отцу после завершения судебной тяжбы, но он отказался .
В 1966 году Дилип женился на актрисе
, которая была вдвое младше его (Ей было 22 года, в то время как ему 44) . Шестнадцать лет спустя в 1982 году он привёл в дом вторую жену Асму Рехман, однако этот брак продлился недолго и закончился разводом. У Дилипа с женой нет детей, в 1972 году Сайра была беременна, но потеряла ребёнка на восьмом месяце .15 сентября 2013 года Дилип Кумар был доставлен в госпиталь Лилавати в Мумбаи с сердечным приступом . За 14 лет до этого он перенёс операцию на сердце .
Карьера
Его дебютный фильм «Морской прилив» ( Jwar Bhata , 1944), помощником режиссёра в котором был его давний знакомый Радж Капур , прошёл незамеченным. Первым успехом в прокате стал Jugnu (1947), где он сыграл главную роль вместе с . За ним последовала экранизация романа Тагора Milan («Стрела» , 1947), осуществлённая режиссёром . Но решающим прорывом стала роль в фильме «Репутация» (1949) Мехбуба Хана . Это история богатой девушки, которая заводит дружбу с небогатым мужчиной, будучи помолвленной с другим человеком, равным ей по положению. Дилип Кумар пришёл в фильм по рекомендации композитора . Другие главные роли сыграли Радж Капур и Наргис . Появление двух друзей в одном фильме вызвало жаркие споры поклонников и критиков о том, чья игра лучше. После этого Дилип ни разу не снимался вместе Раджем, несмотря на уговоры режиссёров и продюсеров, включая самого Капура, и даже отказался от роли в его фильме (1964).
В паре с Наргис в 1948—1952 годах Дилип появился в шести фильмах, среди которых «Ярмарка» (1948), «Отчий дом» и «Йогиня» (1950), «Встреча» и «Переполох» (1951). После того как сформировалась экранная пара Наргис-Радж Капур, Дилип нашёл новую партнершу — Виджаянтималу , вместе с которой сделал семь фильмов. Его партнершами также было множество других ведущих актрис того времени, включая Камини Каушал , Мину Кумари и Мадхубалу . С Камини Каушал он впервые появился вместе в фильме «Мученик» ( Shaheed , 1948). В основу сюжета был положен рассказ о революционере, с оружием в руках боровшимся за свободу и отдавшим за неё жизнь. Пронизанная духом истинного патриотизма, кинолента была весьма успешна в прокате.
Дилип Кумар был весьма успешен в 1950-х, играя трагические роли в таких фильмах как Девдас » (1955), «Еврейка» и (1958). Он также сыграл отрицательного персонажа в «Амар» (1954) Мехбуба Хана. Он был первым актёром, выигравшим Filmfare Award за лучшую мужскую роль в фильме «Клеймо позора» в 1954 году. Воплощение на экране таких серьёзных трагических ролей в скором будущем заявило о себе: у Дилипа Кумара появились затяжные депрессии и нервные срывы. По совету психиатра он переключился на более легкие музыкальные фильмы, такие как «Гордость» (1952), его первый цветной фильм, где он сыграл роль крестьянина-сорвиголовы. В дальнейшем его ждал успех с ролями в (1955), Insaniyat (1955), (1957), Musafir (1957) и (1960). За роль в последнем он снова получил статуэтку Filmfare.
(1952), «В 1960 году, после более десяти лет съёмок, вышел высокобюджетный эпический исторический фильм « Великий могол » . Картина представляла собой кинематографическую адаптацию популярной в 1920—1930-х годах драмы «Анаркали», рассказывающей историю любви принца Салима и придворной танцовщицы. Их имена стали нарицательными и заняли место среди имен великих возлюбленных всех времен и народов. Азиф изначально не хотел снимать Дилипа Кумара в роли принца Салима. Сам Дилип тоже не хотел играть в историческом костюмированном фильме . То, что он в конце концов попал в фильм, — заслуга нового продюсера фильма Шаупрджи Палонджи. Съёмки давались Дилипу нелегко, особенно трудными оказались съёмки на натуре в Раджастане , где стояла мучительная жара, а актёру приходилось носить тяжёлые доспехи. Изначально Дилип не был героем картины в общепринятом смысле слова. Название фильма относится к Великому Моголу Акбару , сама пьеса «Анаркали» ставила во главу угла девушку, и темой этой пьесы было самопожертвование во имя любви. Но игра Дилипа сделала его третьим, если не первым, главным героем картины. Именно его принц Салим становится комментатором внутреннего конфликта Акбара Великого — конфликта между любовью к сыну и долгом.
Помимо «Великого Могола» одним из главных фильмов в карьере Дилипа был Стене » (1975) Яша Чопры . Дилип также был неофициальным режиссёром «Ганги и Джамны» и провалившегося в прокате Dil Diya Dard Liya . Kalinga , который должен был стать его официальным режиссёрским дебютом, был закрыт после того как отсняли всего несколько сцен .
(1961), где Дилип был продюсером и автором сценария, а также сыграл главные роли вместе со своим братом Насир Ханом. Фильм рассказывал трагическую историю двух братьев, из которых один — полицейский, другой — бандит. Этот сюжет впоследствии не раз обретал экранную жизнь, например, в «В 1962 году британский режиссёр Дэвид Лин предложил ему роль шерифа Али в фильме « Лоуренс Аравийский », но Дилип отказался . В итоге роль досталась египетскому актёру Омару Шарифу . Следующий фильм Дилипа (1964) по результатам проката был оценен как «ниже среднего». А роли близнецов, разделенных при рождении, в фильме « Рам и Шиам » (1967), называют последними удачными главными ролями актёра.
В 1970-х его карьера пошла на спад, когда фильмы «История любви» (1972) и
(1976), в последнем из которых он сыграл тройную роль, провалились в прокате. Провальными вышли также , в котором он снялся вместе со своей женой , и бенгальский фильм . Публика уже не воспринимала пятидесятилетнего актёра в качестве романтического героя. После этого Дилип взял пятилетний перерыв в съемках с 1976 по 1981 год.Он вернулся в кино в 1981 году с фильмом «Горячее сердце», который стал крупнейшим хитом года. Появившись в составе актёрского ансамбля, включавшего Шаши Капура , Хему Малини и Шатругхана Синха , он сыграл главную роль — революционера, борющегося за независимость Индии от Британского правления. Затем он плодотворно сотрудничал с Субхашем Гхаи , снявшись во (1982), совместно с Санджаем Даттом , Сандживом Кумаром и Шамми Капуром . В этом же году он сыграл отца Амитабха Баччана в « Шакти » режиссёра Рамеша Сиппи . Один из сценаристов «Шакти» , говорил: «Мы были удивлены, что он придал характеру, созданному нами, совершенно новые очертания. Очень редко случается, что у вас на руках компетентный сценарий, а фильм выходит за рамки придуманного вами. Тем не менее, Дилип Кумар понял свою роль и усилил её в присущей ему манере» . Фильм не сделал большие сборы, но Дилип закономерно получил за работу свою последнюю награду Filmfare за лучшую роль.
,В 1984 году он сыграл в Анилом Капуром и Риши Капуром соответственно. Второй раз он сотрудничал с Субхашем Гхаи в 1986 году в боевике «Карма». В этом фильме он сыграл тюремного смотрителя, который нанимает троих человек (в исполнении Насируддина Шаха , Джеки Шроффа и Анила Капура), чтобы они помогли ему отомстить за гибель семьи террористу Доктору Дангу ( Анупам Кхер ). В 1991 году он снимался вместе в маститым актёром в , его третьем и последнем фильме режиссёра Субхаша Гхаи. Это также был его второй фильм с Раджем Кумаром после «Призыва» 1959 года. «Торговец» был последним успехом Дилипа Кумара в прокате и его последним фильмом на несколько лет.
Яша Чопры и «Жестоком мире» вместе сВ 1998 году он последний раз появился на экране в фильме Qila , где великолепно сыграл двойную роль братьев-близнецов. В 2014 году на экраны кинотеатров вышел его фильм Aag Ka Dariya , снятый в 1990, но не попавший в своё время в прокат из-за финансовых разногласий .
Хотя Дилип Кумар никогда не жалел о своём решении, три фильма, от которых он отказался, впоследствии стали знаковыми для кинематографа Индии: « Мать Индия » Мехбуба Хана, « Жажда » Гуру Датта и «Сангам» Раджа Капура .
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1944 | ф | Jwar Bhata | Джагдиш / Jagdish | |
1947 | ф | Jugnu | Сурадж / Sooraj | |
1947 | ф | Milan | Рамеш / Ramesh | |
1948 | ф | Shaheed | Рам / Ram | |
1948 | ф | Ярмарка | Mela | Мохан / Mohan |
1949 | ф | Репутация | Andaz | Дилип / Dilip |
1950 | ф | Йогиня | Jogan | Виджай / Vijay |
1950 | ф | Отчий дом | Babul | Ашок / Ashok |
1951 | ф | Прозрение (Встреча) | Deedar | Шьяму / Shamu |
1951 | ф | Переполох | Hulchul | Кишор / Kishore |
1951 | ф | Тарана | Tarana | Доктор Мотилал / Dr. Motilal |
1952 | ф | Бессердечный | Sangdil | Тхакур Шанкар / Shankar |
1952 | ф | Daag | Шанкар / Shankar | |
1953 | ф | Гордость | Aan | Джай Тилак / Jai Tilak |
1953 | ф | Тропа | Foot Path | Ношу Шарма / Noshu Sharma |
1954 | ф | Амар | Amar | Адвокат Амар Натх / Advocate Amarnath |
1955 | ф | Девдас | Devdas | Девдас / Devdas |
1955 | ф | Insaniyat | Мангал / Mangal | |
1955 | ф | Azaad | Азад / Абдул Рахим Хан / Кумар | |
1957 | ф | Musafir | Мангал / Raja | |
1957 | ф | Naya Daur | Шанкар / Shankar | |
1958 | ф | Yahudi | сын императора Маркус / Shehzada Marcus | |
1958 | ф | Madhumati | Ананд / Девен | |
1959 | ф | Призыв | Paigham | Ратан Лал / Ratan Lal |
1960 | ф | Великий могол | Mughal-E-Azam | Принц Салим / Prince Saleem |
1960 | ф | Kohinoor | Принц Девендра / Yuvraj Rana Devendra Bahadur | |
1961 | ф | Ганга и Джамна | Gunga Jumna | Ганга / Gungaram |
1964 | ф | Leader | Виджай / Vijay Khanna | |
1966 | ф | Dil Diya Dard Liya | Шанкар / Shankar | |
1967 | ф | Рам и Шиам | Ram Aur Shyam | Рам, Шиам / Ram, Shyam |
1968 | ф | Революция | Sunghursh | Кундар Прасад / Бажранги |
1968 | ф | Человек | Aadmi | Раджеш / Rajesh / Raja Saab |
1972 | ф | История любви | Dastaan | Диван Анил Кумар, Судья Вишну Сахай (Сунил) |
1973 | ф | Гопи | Gopi | Гопирам «Гопи» / Gopiram 'Gopi' |
1974 | ф | Сагина Махато | Sagina | Сагина Махато / Sagina Mahato |
1976 | ф | Судьбы не избежать | Bairaag | Кайлаш , его сыновья Бхоленатх и Санджай |
1981 | ф | Горячее сердце | Kranti | Санга / Кранти |
1982 | ф | Шакти | Shakti | инспектор Ашвини Кумар / DCP Ashwini Kumar |
1982 | ф | Всемогущий | Vidhaata | Шамшер Сингх / Субрадж |
1983 | ф | Чернорабочий | Mazdoor | Динанатх / Dinanath Saxena |
1984 | ф | Факел | Mashaal | Винод Кумар / Vinod Kumar |
1984 | ф | Жестокий мир | Duniya | Мохан Кумар / Mohan Kumar |
1986 | ф | Карма | Karma | Вишванатх Пратап Сингх / Vishwa Pratap Singh (Rana) |
1986 | ф | Защитник веры | Dharm Adhikari | Дхарамрадж / Dharamraj |
1989 | ф | Месть именем закона | Kanoon Apna Apna | Джагат Пратап Сингх / Collector Jagatpratap Singh |
1990 | ф | Уважаемый | Izzatdaar | Брахмдатт / Brahm Dutt |
1991 | ф | Торговец | Saudagar | Виру Сингх / Veeru Singh |
1998 | ф | Qila | Джагамнатх Сингх, Судья Амаранатх Сингх |
Награды
- 1954 — Filmfare Award за лучшую мужскую роль — «Клеймо позора»
- 1956 — Filmfare Award за лучшую мужскую роль — «Азад»
- 1957 — Filmfare Award за лучшую мужскую роль — « Девдас »
- 1958 — Filmfare Award за лучшую мужскую роль — «Новый век»
- 1961 — Filmfare Award за лучшую мужскую роль — «Кохинур»
- 1965 — Filmfare Award за лучшую мужскую роль — «Заговор»
- 1968 — Filmfare Award за лучшую мужскую роль — « Рам и Шиам »
- 1983 — Filmfare Award за лучшую мужскую роль — « Шакти »
- 1991 — орден Падма Бхушан
- 1993 — Filmfare Award за вклад в кинематографию
- 1994 — Премия имени Дадасахеба Фальке
- 1997 — гражданская государственная награда Пакистана Нишан-и-Имтиаз
- 1997 — Национальная премия НТР ( Андхра-Прадеш )
- 2004 — IIFA Award за выдающийся вклад в индийский кинематограф
- 2004 — Apsara Film & Television Producers Guild Award за выдающийся вклад в индийский кинематограф
- 2011 — Jeevan Lokmat Gaurav Award за пожизненные достижения
- 2015 — орден Падма Вибхушан
Примечания
- Dilip Kumar // (англ.)
- (англ.) // (unknown type) — Noida: 2021.
- ↑ Suresh Kohli (2004-01-08). . The Hindu . Delhi, India. из оригинала 22 января 2004 . Дата обращения: 30 января 2012 .
- . The Hindu . 2000-03-14. из оригинала 9 марта 2014 . Дата обращения: 8 марта 2014 .
- от 26 сентября 2015 на Wayback Machine (англ.) на официальном сайте Парламента Индии
- Sharma, Vishwamitra. Famous Indians of the 21st Century (англ.) . — ISBN 81-223-0829-5 . , 2007. — P. 196. —
- Dawar, Ramesh. Bollywood: yesterday, today, tomorrow (англ.) . — ISBN 1-905863-01-2 . , 2006. — P. 8. —
- . The Express Tribune (англ.) . 2012-02-11. из оригинала 9 марта 2014 . Дата обращения: 9 марта 2014 .
- ↑ Asif Noorani. (англ.) . Dawn.Com (11 декабря 2012). Дата обращения: 9 мая 2013. 30 декабря 2012 года.
- ↑ Mohammad Taqi. (англ.) . Daily Times (11 декабря 2012). Дата обращения: 7 марта 2014. Архивировано из 7 марта 2014 года.
- ↑ Renuka Vyavahare. (англ.) . The Times of India (28 декабря 2011). Дата обращения: 28 сентября 2013. Архивировано из 29 октября 2013 года.
- . Indian Express (англ.) . 2010-12-11. из оригинала 11 октября 2020 . Дата обращения: 21 июня 2012 .
- . The Hindu (англ.) . 2012-01-24. из оригинала 8 февраля 2012 . Дата обращения: 9 марта 2014 .
- Kumar, Anuj. (англ.) . The Hindu (6 января 2010). Дата обращения: 16 сентября 2013. 6 октября 2013 года.
- (англ.) . Rediff.com (март 2008). Дата обращения: 16 сентября 2013. 22 июня 2012 года.
- Bhatia, Ritu. (англ.) . India Today (2 сентября 2012). Дата обращения: 16 сентября 2013. 6 сентября 2013 года.
- (англ.) . Daily News and Analysis (13 июня 2014). Дата обращения: 13 сентября 2015. 20 апреля 2016 года.
- Vickey Lalwani. (англ.) . Mumbai Mirror (17 сентября 2013). Дата обращения: 8 марта 2014.
- ↑ (англ.) . Indian Express (17 сентября 2013). Дата обращения: 8 марта 2014. 8 марта 2014 года.
- (англ.) . Дата обращения: 18 сентября 2013. 6 декабря 2014 года.
- ↑ Фероз Рангувалла. Кино Индии: Прошлое и настоящее. Панорама индийского кино / Под. ред. М.Л. Салганик. — М. : Радуга, 1987. — 384 с.
- . The Times of India . из оригинала 10 августа 2017 . Дата обращения: 2 декабря 2010 .
- . The Times of India . Дата обращения: 9 марта 2014 . (недоступная ссылка)
- ↑ Ramesh Dawar. . — New Delhi - London: Indian Book ShelfStar Publications, 2006. — P. 41−42. — (Indian Book Shelf). — ISBN 978-1-905863-01-3 .
- ↑ Vishwamitra Sharma. . — New Delhi: V&S Publishers, 2011. — P. 196-197. — 223 p. — ISBN 978-81-920796-8-4 .
- (англ.) . Правительство Индии . Дата обращения: 31 января 2015. Архивировано из 6 октября 2015 года.
- (англ.) . The Times of India. — Сводная таблица лауреатов Lifetime Achievement Award в 1991-2001 годах. Дата обращения: 2 апреля 2014. 7 января 2017 года.
- Emily Smith. The Dilip Kumar Handbook - Everything you need to know about Dilip Kumar. — Tebbo, 2011. — 114 p. — ISBN 978-1-74304-077-5 .
- . Rediff.com (11 июля 1999). Дата обращения: 16 сентября 2013. 28 марта 2014 года.
- . The Hindu . 2004-05-24. из оригинала 21 августа 2008 . Дата обращения: 21 июня 2012 .
- от 11 января 2018 на Wayback Machine (англ.)
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- (англ.) . (25 января 2015). Дата обращения: 31 января 2015. 22 ноября 2015 года.
- Bharti Jain. (англ.) . The Times of India (25 января 2015). Дата обращения: 31 января 2015. 22 августа 2017 года.
Литература
- Urmila Lanba. (англ.) . — Vision Books, 2002. — 160 p. — ISBN 8-17-094496-1 .
- Sanjit Narwekar. (англ.) . — Rupa & Co, 2004. — 151 p. — ISBN 8-12-910361-3 .
- Bunny Reuben. (англ.) . — HarperCollins Publishers India, 2004. — 500 p. — ISBN 8-17-223568-2 .
- Meghnad Desai. (англ.) . — Roli Books Pvt Ltd, 2005. — 168 p. — ISBN 8-17-436311-4 .
- 2021-04-20
- 1