Дарденн, Сабина
- 1 year ago
- 0
- 0
Сабина Хоссенфельдер ( нем. Sabine Hossenfelder ; род. 18 сентября 1976 , Франкфурт-на-Майне ) — немецкий физик-теоретик и популяризатор науки , специалист в области квантовой гравитации .
В 1997 году окончила Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте , получив диплом бакалавра по математике. В 2000 году защитила там же магистерскую диссертацию «Рождение частиц в зависящих от времени гравитационных полях» ( англ. Particle Production in Time Dependent Gravitational Fields , научный руководитель — Вальтер Грайнер ). Одновременно ассистентом преподавателя по курсам механики, электродинамики и квантовой механики. В 2003 году получила степень доктора философии по теоретической физике, защитив диссертацию на тему «Чёрные дыры в больших дополнительных измерениях» ( англ. Black Holes in Large Extra Dimensions , научный руководитель — ). Работала научным сотрудником в Институте тяжёлых ионов в Дармштадте (2003—2004), постдоком в Аризонском университете в Тусоне (2004—2005), Калифорнийском университете в Санта-Барбаре (2005—2006) и в Уотерлу (2006—2009). В 2009—2015 годах занимала должность доцента ( англ. assistant professor ) в Северном институте теоретической физики (с перерывом на декретный отпуск). С конца 2015 года является научным сотрудником .
Научные интересы касаются феноменологии квантовой гравитации , делающей акцент на предсказаниях, которые могли бы быть обнаружены в эксперименте . Другие направления её исследований — физика за пределами Стандартной модели и модификации общей теории относительности .
Член Немецкого физического общества , Американского физического общества и .
Публиковала научно-популярные статьи в таких изданиях, как Forbes , Quanta Magazine , New Scientist , Scientific American , Nautilus Quarterly , Physics Today и The Guardian . Ведёт научно-популярный блог и YouTube-канал «Наука без тарабарщины» ( англ. Science without the gobbledygook ) .
В 2018 году Хоссенфельдер опубликовала свою дебютную книгу «Уродливая Вселенная: Как поиски красоты заводят физиков в тупик» ( англ. Lost in Math: How Beauty Leads Physics Astray ), в которой задалась вопросом, почему за последние десятилетия в теоретической физике не было прорывов в понимании окружающего мира. По её мнению, значительную роль в этом сыграли укоренившиеся в научном сообществе эстетические представления, согласно которым подлинная научная теория должна быть математически красивой. Это приводит к завышенной оценке правдоподобности таких теорий, как суперсимметрия и теория струн , даже несмотря на отсутствие эмпирических указаний на их справедливость. В ходе работы над книгой Хоссенфельдер встречалась и обсуждала эту проблему с такими известными учёными, как Нима Аркани-Хамед , Стивен Вайнберг , Фрэнк Вильчек , Гаррет Лиси , Джо Полчински , Джордж Эллис и другие. Книга привлекла значительное внимание, активно обсуждалась в научном сообществе и была переведена на ряд языков.
Нобелевский лауреат и один из героев повествования Фрэнк Вильчек в своей рецензии рекомендовал книгу как «хорошо написанную, волнующую автобиографию и прекрасное изложение переднего края фундаментальной теоретической физики», однако выразил несогласие с автором по ряду моментов. В частности, он выступил в защиту концепции красоты, которая плодотворно использовалась учёными на протяжении многих лет. Хотя, по его мнению, беспокойство Хоссенфельдер небеспочвенно, проблема скорее в самодовольстве учёных, продвигающих представление о «постэмпирической науке». Медленный прогресс в фундаментальной физике за последние десятилетия, на взгляд Вильчека, является относительным в сравнении с выдающимися достижениями предыдущих лет . Другой нобелевский лауреат Шелдон Ли Глэшоу выразил «сочувствие взглядам автора на тревожное состояние того, что она называет фундаментальными науками», и отметил, что «юмор, честность и досада Хоссенфельдер должны быть оценены» читателями. Вместе с тем, он выступил в защиту эстетических принципов, используемых учёными в своей работе, и заметил, что большие дорогостоящие научные проекты вроде Большого адронного коллайдера , подвергаемые критике автором, способствуют развитию наших представлений о мире независимо от того, верны или нет те гипотезы, ради проверки которых они были запущены .
Физик Джуна Лизе Крун ( англ. Djuna Lize Croon ) в рецензии для журнала Science назвала книгу «более широким по размаху» обсуждением состояния теоретической физики по сравнению с предшествующими попытками. Однако, по мнению рецензента, автору, возможно, следовало в изложении ориентироваться на коллег-учёных, поскольку многие аспекты обсуждаемых вопросов даже после упрощения остались сложными для восприятия неподготовленным читателем. Кроме того, в качестве недостатка отмечалось отсутствие убедительной картины альтернативного пути развития теоретической физики . Математик Скотт Гатри ( англ. Scott Guthery ) в своей полностью положительной рецензии назвал книгу «самым приятным и познавательным чтением» и «поучительной историей», отметив, что автору удалось «передать свой дискомфорт читателю» . Физик Мойра Грешем ( англ. Moira Gresham ) в рецензии для журнала American Journal of Physics , особо отметив высокое качество текста и юмор, назвала аргументы Хоссенфельдер «заслуживающими серьёзного внимания», а обсуждаемые автором проблемы «потенциально опасными» для науки. Вместе с тем, рецензент выразила «опасение, что политики могут пойти на дальнейшее сокращение финансирования науки из-за неправильного понимания этой книги» .
Философ посвятил разбору идей книги большое эссе в журнале Physics in Perspective . Он выразил несогласие с автором по нескольким пунктам, продемонстрировав на примерах, что нет однозначных критериев для отсева тех или иных научных направлений. По его мнению, «Хоссенфельдер считает физиков более восторженными, более наивными в своём убеждении, что красота ведёт к истине, чем они есть на самом деле». Тем не менее рецензент отдал должное важности обсуждаемых проблем, отметив, что книга, несмотря на «личное и на самом деле страстное» изложение, остаётся «простой и забавной». Особо остановившись на социальных аспектах проблемы, Баттерфилд высоко оценил советы, которые дала автор научному сообществу и которые сослужат ему и всей науке большую службу .