Interested Article - Похоть
- 2020-04-12
- 1
По́хоть — грубое чувственное половое влечение , сладострастие .
В христианстве — всякая незаконная страсть и желание , отвращающее человека от Бога, развращение сердца, влекущее ко злу и греху . Один из главных грехов .
Фома Аквинский считал похоть ( luxuria ) грехом ( peccatum ) и пороком ( vitium ), отмечая в ней избыточное и противное разуму стремление к совершению половых актов. Между тем, половые акты в рамках супружеского союза ( matrimonio ) ради зачатия детей к похоти отношения не имели. К видам реализации похоти Фома относил:
- простой блуд ( fornicatio : соитие пары, не состоящей в браке),
- прелюбодеяние ( adulterium : соитие с замужней женщиной),
- кровосмешение ( incestus : соитие с кровной родственницей),
- совращение ( stuprum : соитие с девицей, находящейся под отцовской опекой),
- изнасилование ( raptus : соитие с применением насилия).
Борьба с похотью в христианстве
В Ветхом Завете
Уже самый первый грех оказался связанным с похотью в отношении к растению :
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно , потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
— Быт.
По Библии, похоть — один из самых частых и опасных грехов, при этом он настолько заразный, что о случаях похоти в переводе на церковнославянский упоминается очень деликатно, как бы вскользь, например: Быт. , Быт. , Быт. , Быт. , Быт. , Быт. , Быт. , Чис. , Суд. , Суд. , 1Цар. и др.
В Евангелии
Евангелие предлагает крайние меры отсечения человеком своей похоти :
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует.
— Мф.
В апостольских посланиях
О тесной связи похоти и греха сообщается уже в апостольских посланиях, составляющих часть Нового Завета:
…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех…
— Иак.
Более широкое понимание похоти в христианстве отражается в том, что это слово в апостольских посланиях упоминается и во множественном числе:
…довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению…
— 1Петр.
Далее апостол Пётр в своём 1-м послании говорит о необходимости избегать похотей:
…не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем…
— 1Петр.
Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу…
— 1Петр.
Сходную мысль можно найти у апостола Павла ( 1Кор. ).
Наконец, яркое и сильное высказывание о похоти находим в 1-м послании апостола Иоанна Богослова :
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
— 1Ин.
Искусство
Изображение семи смертных грехов как аллегорических фигур было обычным для средневекового искусства, причем Похоть и Алчность (Скупость) были особенно популярными. Скупость обычно персонифицировалась мужской фигурой, а Распутство — женской.
В западноевропейском искусстве Похоть (Распутство, Блуд, Вожделение, Сладострастие ; лат. Libido, Luxuria ) может представать в виде аллегорической, персонифицированной женской фигуры, практически всегда нагой (и с роскошными волосами) . Её атрибуты: свинья , воробей в руках, пара голубей — птиц Венеры, обезьяна; коза, медведь (или его пасть), реже бык и петух. Свободное половое поведение животных сделало их естественными спутниками Похоти .
В романской и готической скульптуре (в более позднее время сохранившимся в композиции Страшного суда) существовал устоявшийся тип изображения этого греха: отталкивающая обнажённая женщина, груди и гениталии которой пожирают жабы и змеи (причём змеи могут быть похожи на локоны волос, трудноотличимы от них ). Церковь толковала это так: в аду за грехи наказывают через те органы, которые эти грехи порождали. Искусствоведы указывают, что христианские художники тут пользовались древним образом Земли-Матери ( Tellus Mater ), которая изображалась кормящей змей — античных символов земли .
Из предметов: нагота, дудка сатира, тамбурин, маски, игральные карты — символ праздности, плётка и кандалы — символ наказания, Она может держать зеркало и гребень или быть окружённой языками пламени, зеркало также может держать обезьяна .
В эпоху средних веков Luxuria рассматривалась как злейший из семи смертных грехов, а в период Ренессанса её стали больше воспринимать как «наслаждение», погоню за чувственными удовольствиями. Похоть оборачивается Любовью и изображается с помощью фигуры Венеры (в компании козла или верхом на нём). Среди других её атрибутов — кролики и голуби . С Похотью также ассоциировалась музыка, поскольку она отвлекала душу от благородной деятельности. Поэтому музыкальные инструменты часто изображаются в аллегориях Похоти, особенности в нидерландской живописи XVII века . Предостережения против похоти могут быть частью аллегорий вкуса .
Литература
- Исаева Е. Л. Семь смертных грехов: Наказание и покаяние. — М. : Рипол-классик , 2009. — 318 с. — ISBN 978-5-386-01259-5 .
- Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark . Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара . — М. : «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6 .
- James Jerman, Anthony Weir. Images of Lust: Sexual Carvings on Medieval Churches . 2013 (англ.)
- Shawn R. Tucker. The Virtues and Vices in the Arts: A Sourcebook . Wipf and Stock Publishers. 2015 (англ.)
- Фома Аквинский . Сумма теологии . — Ч. 3. — ( de vitio luxuriae )
Примечания
- ↑ Ефремова Т. Ф. Похоть // Толковый словарь Ефремовой . — 2000. // Ефремова Т. Ф. . — М. : Рус. яз. , 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0 . 7 июля 2018 года.
- похоть // Малый академический словарь / Под ред. А. П. Евгеньева. — М. : Институт русского языка Академии наук СССР , 1957—1984.
- Похоть // Архимандрит Никифор . Библейская энциклопедия . — 3-е изд. — М. : Локид-пресс, 2005. — 768 с.: ил. — (Библиотека энциклопедических словарей).
- ↑ Roberta Milliken. . — McFarland, 2014-01-10. — 301 с. — ISBN 9780786487929 . 12 ноября 2018 года.
- Холл, Джеймс . Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М. , 1996. — ISBN 5-323-01078-6 . — С. 499.
- ↑ James Hall. (англ.) . — Routledge, 2018-05-04. — 258 p. — ISBN 9780429979569 .
- ↑ Холл, Джеймс . Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М. , 1996. — ISBN 5-323-01078-6 . — С. 465.
- Irene Earls. (англ.) . — ABC-CLIO, 1987. — 366 p. — ISBN 9780313246586 .
- Alberto Ausoni. (англ.) . — Getty Publications, 2009. — 386 p. — ISBN 9780892369652 .
- The J. Paul Getty Museum. (англ.) . — Getty Publications, 1993-01-28. — 190 p. — ISBN 9780892362080 .
Ссылки
- 2020-04-12
- 1