В
евангелии
1527 г. писанном под
Вязьмой
(рукопись Гос. Публ. библ. Q. I. N 21) есть небольшое послесловие (см. рис), в котором представлена богатая смесь разных принципов тайнописания.
Прежде всего, по крайней мере в начале, автор пытался использовать метод перестановки букв. В слове
вл(а)д(ы)ко
буква
Л
предшествует на письме букве
В
, а
К
стоит перед
Д
. В начале следующего слова тоже перестановка.
Наряду с измененными знаками путём добавления кружков
, что приближает их к глаголическому начертанию (
О
,
В
,
Д
,
У
,
К
,
Л
), используются знаки с явно греческими задатками:
А
— это
альфа
с сильно закругленным и вытянутым низом,
С
— ясно выраженное сродство с
сигмой
,
Р
— перевернутое
ро
,
Л
—
лямбда
, у буквы
П
столпы снизу закруглены внутрь и соединены на манер
омеги
.
У буквы
н
изменение коснулось скругления острых углов. В итоге получилась змейка. Буква
Г
в явной попытке изменения, но выглядит как обычная. Оригинальное
титло
над второй буквой
Л
для современного восприятия получилось как латинская письменная буква
Л
.
Часть букв представлены в разных вариациях. Так буква
Л
сразу в трех видах: греческая, измененная и обычная, а буква
Т
— измененная и обычная.
Общий строй
письма
— стремление к округлости. Горизонтальная вытянутость букв как поверх строки, так и снизу в сочетании с наложением букв друг на друга создает своеобразную
вязь
. Особо удачно в этом отношении получилось слово
слава
.
Несмотря на избыток фантазии, писец явно путал на письме буквы
Е
и
А
— два раза применил
Е
вместо
А
.
.
Тайнопись инока Луки
Тайнопись инока Луки
— характерный пример
.
Тайнопись содержится, по выражению учёного М. С. Сперанского, в Смоленской Псалтыри 1395 года. Автор тайнописи — инок Лука. Тайнопись состоит из трёх видов: тайнопись изменённых начертаний, цифирь счётная и система вязи
.
В псалтири писец, прекрасно владеющий искусством
письма
и знакомый с разными системами тайнописи, написал на листах 72 и 129 такие строки (Рис.1).
При создании тайнописного
алфавита
инок Лука использовал следующие приёмы:
перевороты букв (Рис.2 а),
деформация букв (Рис. 2 б),
урезка части букв (Рис. 2 в),
использование особых начертаний (Рис. 2 г).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Тайнопись из «Толкования паполитово от чени»
Тайнопись из «Толкования паполитово от чени»
относится к системе измененных знаков древнерусских тайнописей.
В
рукописи
б. Троицкой лавры N 780 (1632) — Сборник 1549 года — в статье «Толкование паполитово (Ипполитово) от чени» среди обычного текста на листе 526 находятся тайнописные строки.
Точно такой же текст встречается в рукописи б. Хлудово (Историч. муз., Москва, N 30) XIV в., на обороте 16-го листа, где соответствующее место написано обычным письмом: "кручины же три въ ч(е)л(о)в(е)цъ. желта. зелена. черна. да от желтою огньная болъзнь. а от зеленою зимная болъзнь. а от черною см(е)рть.
Сопоставляя открытые и шифрованыне места, не трудно разобраться в значениях отдельных знаков. (Рис.1)
В той же рукописи б. Троицкой лавры N 780 на листе 527 приводится еще одна запись
тайнописью
. Шифрованное место выделено троеточием и волнистым крестом. Основываясь на предыдущей
дешифровке
, можно прочесть: «слава тебъ б(о)же слава тебъ, г(оспод)и». (Рис. 2)
Тайнопись из рукописи Н. П. Никифорова
К системе нарочно придуманных знаков (или условных алфавитов) древнерусских тайнописей относится тайнописная запись в
рукописи
конца XVI века, принадлежавшей собранию рукописей Н. П. Никифорова (ныне Ист. Муз. N 3801).
В этой тайнописи «затемнение» обычных начертаний
букв
достигается за счет:
замены — для
буквы Г
взято начертание
фиты
, а для буквы Н —
омеги
,
для остальных букв использованы нарочно придуманные
знаки
.
Тайнопись из хронографа XVII века
В
рукописи
б. Румянцевского музея № 460 — хронограф XVII века на полях находятся масса заметок тайнописной
азбукой
, частично обрезанные при позднейшем переплетении рукописи.
На основании этих заметок А. Х. Востоковым был составлен
алфавит
этой тайнописи. Листок с этим
ключом
был вложен в саму рукопись (см. рис. 1).
Знаки этой тайнописи основаны
на греческих скорописных начертаниях для шести букв — Д, Е, М, Н, П и С,
Сумаруков Г. В.
Затаенное имя. Тайнопись в «Слове о полку Игореве». —
М.
: изд-во
МГУ
, 1997.
Склонность к кружкам встречается также в рукописи б. Рум. Муз. N 494, XVI в.
Перевернутое
ро
встречается также в рукописи б. Арх. Мин. Ин. Д. N 626, XVI в.
, с. 81, 145.
Соболева, Т. А.
История шифровального дела в России. — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — С. 29.
↑
.
Сперанский (см. лит) высказывает предположение, что двойные начертания, возможно, даны для усложнения азбуки, но сам склоняется к мнению, что это сводка знаков из других тайнописей.