Келли, Чарльз
- 1 year ago
- 0
- 0
Луки́ллий ( др.-греч. Λουκίλλιος , лат. Lucillius ; I век) — древнегреческий поэт- эпиграмматист , живший при императоре Нероне (которого благодарит в одном из стихотворений за денежную помощь — AP IX, 572) . Сохранилось более ста двадцати его эпиграмм, в основном язвительно-насмешливого, так называемого «скоптического» характера; в Палатинской антологии подавляющее большинство стихотворений под именем Лукиллия входит в XI книгу, где собраны застольные и сатирические эпиграммы.
Круг
генитуры
своей исследовал Авел-астролог:
Долго ли жить суждено? Видит — четыре часа.
С трепетом ждёт он кончины. Но время проходит, а смерти
Что-то не видно; глядит — пятый уж близится час.
Жаль ему стало срамить Петосириса
: смертью забытый,
Авел повесился сам в славу науки своей.
В гиперболизированном духе «Характеров» Теофраста , доводимом до абсурда, карикатурного парадокса, Лукиллий осмеивает различные человеческие типы : скупцов, лентяев, трусов, обжор, завистников, молодящихся старух; астрологов , философов, риторов, кулачных бойцов, шарлатанов-врачей, плохих художников — и даже собратьев-эпиграмматистов (AP XI, 312, где вышучивается традиция фиктивных эпитафий ); обладателей различных физических недостатков — слишком высоких, слишком низкорослых, слишком волосатых и так далее.
Некоторые эпиграммы Лукиллия представляют собой пародии на устоявшиеся, шаблонные формы и темы эпиграмматической поэзии. Скажем, стихотворение о неудачливом охотнике AP XI, 194 предполагает хорошее знакомство читателя с посвятительными эпиграммами о приношении божеству после удачной охоты (ср.: Леонид Тарентский , Пейдж , № 51; Антипатр Сидонский , Пейдж, № 48) — которые Лукиллий выворачивает наизнанку. Из других примеров: AP XI, 10 — пародия на традиционные приглашения к пиру, AP XI, 80 — на надписи к статуям победоносных атлетов, AP XI, 715 — на двустишия о медной «Тёлке» скульптора Мирона .
Среди прочих приёмов Лукиллия можно отметить использование широко известных цитат из классических поэтов , а также — внезапный поворот мысли в концовке стихотворения, дающий комический эффект обманутого ожидания (например, в упомянутом посвящении Нерону).
Творчество Лукиллия получило дальнейшее развитие в эпиграммах подражавшего ему младшего современника, латинского поэта Марциала .