Генна́дий Гео́ргиевич Майо́ров
(
3 марта
1941
,
Москва
) — советский и
российский
философ
, доктор философских наук (1982), заслуженный
профессор
МГУ имени М. В. Ломоносова
(2003), академик
РАЕН
(1991), является специалистом в области
истории философии
. Лауреат
Ломоносовской премии I-й степени
(2005). Один из авторов «
Атеистического словаря
», «
Философского энциклопедического словаря
» и «
Философского словаря
».
Биография
В 1965 году окончил
философский факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1968 году — аспирантуру кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. С 1968 года работает на этой кафедре, в настоящее время — в звании профессора. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Гносеология
Готфрида В. Лейбница
»
, а в 1983 году — докторскую диссертацию на тему «Становление западноевропейской средневековой философии:
Тертуллиан
—
Августин
—
Боэций
»
.
С
1991 года
— действительный член Российской академии естественных наук.
Научная деятельность
Член редакционной коллегии серий «
» и «
Памятники философской мысли
», в рамках которых принял участие в издании сочинений
Френсиса Бэкона
,
Джорджа Беркли
(впервые перевёл с латинского языка трактат «О движении»), Г. В. Лейбница (составитель, ответственный редактор и переводчик с латинского языка целого ряда работ),
Цицерона
, осуществил первое издание сочинений Боэция (составитель, ответственный редактор, переводчик с латинского языка).
-
Предмет научных исследований
— история мировой философии (особенно античной, средневековой и Нового времени), история духовной культуры, софиология.
-
Главные научные результаты
: определение структуры и основных свойств древнеримского менталитета; реконструкция средневекового способа философствования и его латинской модификации; доказательство определяющей роли софийных элементов в происхождении и развитии философии; выявление метафизических предпосылок господства аристотелизма в средневековом исламском мире; целостное и основанное на ранее неизученных латинских источниках освещение философских учений Лейбница, Цицерона и
Боэция
; системное и достаточно полное представление философской эпохи патристики.
Труды Г. Г. Майорова, посвящённые философии патристики и философии Лейбница, переведены на другие языки. В последние годы занимается исследованием природы философии как особой формы духовной деятельности; выдвинул идею трех способов понимания философии в мировой истории: софийного, эпистематического и технематического.
Научные труды
Авторству Г. Г. Майорова принадлежит также множество статей в различных энциклопедических изданиях: в «
Философском энциклопедическом словаре
» (М.:
Советская энциклопедия
, 1983), в «
Атеистическом словаре
» (М.:
Политиздат
, 1985), в «
Философском словаре
» (под ред.
И. Т. Фролова
, М.:
Республика
, 2001) и других.
-
Философия Лейбница и её новейшие западные интерпретации //
Вопросы философии
. — 1968. — № 10;
-
Проблема достоверности знания в философии Г. В. Лейбница // Вопросы философии. — 1969. — № 4;
-
Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. — М., 1973;
-
Теоретические основания философии Г. В. Лейбница: учебное пособие. — 2-е, испр. и доп.
. —
М.
: Книжный дом «Университет», 2007. — 312 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-98227-294-2
.
-
Формирование средневековой философии (латинская патристика). — М., 1979;
-
Северин Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопросы философии. — 1981. — № 4;
-
К вопросу об эволюции аристотелизма в средние века // Известия Академии наук Таджикистана. — 1981. — № 2;
-
Лейбниц как философ науки // Лейбниц. Сочинения в 4 томах. Том 3. — М., 1983;
-
Образ Катона Старшего в диалогах Цицерона // Античная культура и современная наука. — М., 1985;
-
Цицерон, как философ // Цицерон. Философские трактаты. — М., 1985 (2-е изд. — 1997);
-
Этика в средние века. — М., 1986;
-
Цицерон и античная философия религии (Из цикла «Зарубежная философия в прошлом и настоящем».). —
М.
: Знание, 1989. — 64 с. — (
Новое в жизни, науке, технике
. Сер. «Философия»; № 8). —
25 580 экз.
—
ISBN 5-07-000883-8
.
-
В поисках нравственного абсолюта — античность и Боэций. — М., 1990;
-
Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты. — М., 1990 (2-е изд. — 1996);
-
Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии // Логос. — 1992. — № 2;
-
Восток и Запад в Европе // Диалог цивилизаций: Восток — Запад. — М., 1994;
-
София, эпистема, технема (Размышления о способах понимания философии в ходе истории) // Вестник МГУ. Серия «Философия». — 2000. — № 4.
-
Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. — М.:
Едиториал УРСС
, 2004.
Примечания
-
Майоров Г.Г., Гносеология Готфрида В. Лейбница : Автореф. дис. на соискание учён. степени канд. филос. наук : (622) / [Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.]. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 15 с
-
Майоров Г.Г., Становление западноевропейской средневековой философии : Тертуллиан — Августин — Боэций: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. д-ра филос. наук : (09.00.03). - М : Изд-во МГУ, 1981. - 44 с.
-
Из предисловия ко 2-му изданию:
Первое издание данной книги под названием «Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница» было осуществлено более тридцати лет назад. Тираж был распродан настолько быстро, что уже через несколько лет после выхода в свет книга стала библиографической редкостью. Вместе с тем никаких других монографий по теоретическим основаниям философии Лейбница за весь последующий период в нашей стране не появлялось.
Литература
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|