Interested Article - Хаджи Халил-эфенди

Хаджи Халил-эфенди ( тур. Hacı Halil Efendi ; ?— 1821 год , Константинополь ) — османский шейх аль-ислам (1819—1821), «черкесского» происхождения. Был низложен и умер с началом Греческой революции в 1821 году.

Греческая революция

В 1814 году в Одессе было создано греческое тайное революционное общество « Филики Этерия », целью которого было освобождение Греции от турецкого господства.

«Этерии», за 7 лет деятельности, удалось создать сеть подпольных организаций и подготовить восстание на греческих землях. В январе 1821 года «Этерия» приняла решение направить отряды этеристов в полуавтономные Дунайские княжества , начав там боевые действия против турок, с целью продвижения на юг и организации восстаний на греческих землях и возможного вовлечения в него других народов Балкан .

22 февраля, лидер «Этерии», российский генерал Александр Ипсиланти , с группой этеристов перешёл Прут и подал в отставку из российской армии.

23 марта Ипсиланти вошёл в Плоешти , но в тот же день был предан анафеме Константинопольским патриархом Григорием V .

Резня греков и смерть Хаджи Халила

Расправа над патриархом Григорием

Султан Махмуд II получил информацию о начале военных действий в Дунайских княжествах, одновременно с информацией о готовившемся в восстании в греческих землях и планах гетеристов сжечь османский флот в Константинополе, а также убить, по возможности, самого султана.

Полагая, что греческое восстание можно будет остановить террором и следуя советам Великого везиря Халеда-эфенди, разъяренный событиями султан Махмуд II подготовил фетву с указанием приступить к массовой резне православного греческого населения по всей Османской империи .

Для соблюдения буквы Корана , нужна была подпись шейх уль-ислама. Но Хаджи Халил возразил султану, что Коран не допускает резню невинных людей и попросил отсрочку для своего окончательного ответа.

Он немедленно связался c патриархом Григорием , который согласно османской системе миллетов занимал аналогичный шейх уль-исламу пост, возглавляя православных христиан империи. Григорий уже получил указание султана предать анафеме повстанцев.

Хаджи Халил торопил патриарха действовать немедленно, информируя его о огромной опасности, которая нависла над его паствой и самим патриархом.

23 марта повстанцы были преданы анафеме Константинопольским патриархом Григорием V . Хаджи Халил попросил у султана разделения между невинными и виновными, как того требовал Коран , и отказался подписать фетву. Султан пришёл в ярость и лишил Хаджи Халила сана, сослав его на остров Лемнос . Но до отъезда, Хаджи Халил был подвергнут пыткам и умер от ран в Константинополе . Восстание распространилось во многих греческих землях, от Пелопоннеса и Крита на юге, до Македонии и Фракии на севере.

Османские власти приступили к массовой резне, не получив согласия шейх уль-ислама. 31 марта произошла резня в Смирне , 5 апреля были обезглавлены видные лица из греческого населения Константинополя, 6 апреля произошла новая резня в Смирне.

Султан и его окружение прοдолжали считать патриарха вождём православного миллета и не осознавали, что он не руководит событиями.

10 апреля , несмотря на то что патриархат отмежевался от гетеристов, Патриарх Константинопольский Григорий вместе с 3 другими иерархами был повешен, а его труп был отдан на поругание евреям .

В тот же день, в Адрианополе , были повешены предыдущий Патриарх Константинопольский Кирилл и 30 других священников и известных жителей. До 22 апреля , в ходе резни в Константинополе, было убито более 10 тысяч греков и сгорели десятки церквей. Уроженец Константинополя и впоследствии писатель Иоаннис Филимон писал: «избранное творение рук Всевышнего, Константинополь , превратилось в ужасную мясорубку людей» :Β-61 .

Резня продолжилась: 3 мая на острове Кипр , 19 мая в македонском городе Фессалоники , где были убиты 2 тысяч греков, включая епископа и 3 иерархов, 3 июня в Кидониес , на эгейского побережья Малой Азии, 4 июня снова в Смирне, 9 июля повторно на Кипре; где был повешен архиепископ Киприан Кипрский и обезглавлены ещё 3 иерарха и 470 знатных киприотов, 11 июля на острове Кос , 1 сентября полностью уничтожено население о-ва Самотраки .

Турецкая резня греческого населения включая иерархов не осталась безответной. Так 28 апреля 1821 года , когда 2 корабля острова Идра , под командованием капитанов Георгия Сахтуриса и Лазароса Пиноциса , захватили турецкий бриг с паломниками направляющимися в Мекку, среди которых был и Мисир-молла (духовный глава Египта), все турки на борту, включая экипаж, моллу и паломников были вырезаны идриотами, по их утверждению, в отместку за повешение турками Константинопольского патриарха Григория :в-102 . 23 сентября 1821 года , когда греческие повстанцы взяли город-крепость Триполи , они вырезали всех без исключения мусульман и евреев.

Некоторые турецкие историки, в частности Ахмед Джевдет-паша , информируют, что Хаджи Халил не умер в Константинополе. По их информации, Хаджи Халил был выслан в Афьонкарахисар , а его жена в Бурсу , где и была убита людьми везиря Халеда. После убийства жены, Хаджи Халил умер от сердечного приступа .

Сегодня

Анафема патриарха Григория против Греческой революции 1821 года по сегодняшний день разделяет историков в их оценках.

Современный греческий историк Александр Деспотопулос, в своей работе «Решение о всеобщей резне и её предотвращение», оправдывает действия (анафему) патриарха Григория.

Он же пишет, что при всей своей жестокости, многочисленные факты резни 1821 года носили локальный характер и были ограничены во времени, и если бы не вынужденная анафема патриарха Григория и отказ шейх аль-ислама Хаджи Халила подписаться под султанской фетвой, резня могла принять характер и масштабы тотального геноцида греков, на всей территории Османской империи .

Ещё в конце 19-го века, греческий писатель и историк, академик (1852—1942) предлагал, в знак признания его филантропического поступка, дать имя Хаджи Халила одной из улиц греческой столицы. Некоторые сегодняшние анти-церковные круги, выражая недовольство почитанием патриарха Григория, предавшего анафеме Греческую революцию, считают, что следует взамен почитать шейх аль-ислама Хаджи Халила, открыто выразившего своё несогласие с султанской фетвой .

Литература

  • Σπυρίδων Λουκάτος, «Και Τούρκοι στο πλευρό των Ελλήνων», Το άγνωστο 21, Ε' Ιστορικά, τ/χ.23, (23 Μαρτίου 2000), σελ.16-17

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 сентября 2014. 2 июля 2015 года.
  2. Χ. Στασινόπουλος . «Λεξικό Ελληνικής Επανάστασης 1821», τομ.Β΄, σελ.64
  3. Δημήτρης Φωτιάδης, Η Επανάσταση του 1821, εκδ. Μέλισσα 1971
  4. . Дата обращения: 20 сентября 2014. 11 марта 2015 года.
  5. Αλέξανδρος Δεσποτόπουλος, «Απόφαση γενικής σφαγής και αποσόβησή της», Ιστορία του Ελληνικού Έθνους, τομ.ΙΒ, Εκδοτική Αθηνών, (1975),σελ.33-34
  6. . Дата обращения: 20 сентября 2014. 1 сентября 2014 года.
Источник —

Same as Хаджи Халил-эфенди