Interested Article - Шапиро, Константин Александрович

Шапиро Константин (Ошер) Александрович (1839, Гродно —1900, Санкт-Петербург) — еврейский поэт, фотограф-портретист, деятель еврейской общины . Фотограф Их Императорских Высочеств Великого князя Владимира Александровича и Великой княгини Марии Павловны . Фотограф Императорской Академии Художеств.

Биография

Константин (Ошер) Александрович Шапиро родился в бедной еврейской семье в городе Гродно . Отец, Элиягу Шапиро, был раввином , и воспитывал сына в традициях ортодоксального иудаизма . С первых лет жизни Шапиро тянулся к знаниям, сочинял стихи на иврите и рисовал. С юношеских лет Шапиро выступал за изучение евреями светских наук. Это вызвало неприятие отца, и тот решил женить 15-летнего сына. У Шапиро возник конфликт с правоверными родственниками жены и с собственным отцом. Он оставил дом и уехал в Белосток , где преподавал иврит. Достигнув юношества, он покинул дом и отправился путешествовать .

В 1868 году Шапиро оказался в Вене, в то время одном из прогрессивных центров фотоискусства. В Вене состоялось знакомство с Перенцем Смоленскиным , известным в еврейской интеллектуальной среде просветителем. В Вене Шапиро принимает участие в издании просветительского журнала «Ха-Шахар». Там же, в Вене, Шапиро оформил развод.

В столице Австрии Константин Шапиро обучился современным приёмам фотографирования, и уже в начале 1868 года приехал в Санкт-Петербург с целью открытия собственного ателье. Как иудей, Шапиро был на нелегальном положении и был вынужден заниматься физическим трудом — чисткой улиц, уборкой снега . Шапиро заболел тифом и был выхожен русской женщиной, впоследствии ставшей его женой.

В соответствии с законом, для основания собственного дела, Шапиро пришлось принять православие. При крещении он получил имя Константин . Шапиро был совладельцем фотоателье «Шенфельд и Шапиро», компаньоном был Вильгельм Шенфельд (1810—1887), начинавший со съемки дагеротипов ещё в 1840-е годы. 16 ноября 1869 года в газете « Санкт-Петербургские ведомости » появилось объявление: «Фотограф Шапиро, желая расстаться с своим компаньоном, предлагает гг фотографам свои услуги. Адрес Невский, 64». Несмотря на то, что Шапиро был обладателем собственного ателье, на Мануфактурной выставке 1870 года Шапиро и Шенфельд выступили как единая фирма. Тем не менее, почётные дипломы были выданы каждому фотографу, а не фирме.

С 1873 по 1875 года атель Шапиро под названием «Светопись и живопись» находилось по адресу: Невский проспект, дом 30.

Шапиро стал приглашать к себе в фотоателье представителей искусства, а к Ф. М. Достоевскому ездил лично.

Константин Шапиро выполнял заказы Императорской Академии Художеств . После назначения Великого князя Владимира Александровича президентом Академии художеств, многие фотографы стали помещать на бланке надпись «фотограф Императорской Академии Художеств», что поднимало его статус в глазах заказчиков .

Константин Шапиро одним из первых в Санкт-Петербурге стал печатать эмалированные фотографии. Рекламное объявление гласило:

Фотография Эмаль. Новое американское изобретение. Эмаль придаёт карточкам вид фарфора, прозрачность, блеск, прочность и другие качества. Цена обыкновенных 12 эмальированных карточек от 1 р. 50 к., 12 эмальированных кабинетных портретов 3 р. и выше. Невский пр. у Казанского моста, д. № 30, где купеческое собрание. Константин Шапиро, фотограф-специалист, удостоенный почётным дипломом на всероссийской мануфактурной выставке"

.

В 1881 году, после смерти Ф. М. Достоевского , Шапиро продавал портрет писателя в траурной рамке, с факсимильным автографом, датами жизни и смерти. Цена составляла за большеформатный фотопортрет — 2 рубля, за кабинетный — 50 копеек, за визит-портрет — 25 копеек .

В 1881 году Императорская Академия Художеств опубликовала в « Московских ведомостях » объявление о том, что фотограф Константин Шапиро имеет эксклюзивное право на публикацию посмертных фотографий Ф. М. Достоевского, сделанных в гробу и на столе.

С 1882 года в «Голосе» начали выходит списки современных знаменитостей, портреты которых продавал Шапиро. Среди них были полководцы, юристы, актёры, писатели, художники, врачи, певцы, представители знати. Цена эмалированного портрета составляла 75 копеек, обычного — 50 копеек .

В 1883 году фотоателье Шапиро с привычного адреса (Невский проспект, д. 30) переехало в дом католической церкви, Невский пр, д. 32. В новом помещении был оборудован павильон, способный вмещать более 100 человек.

В 1883 году, после смерти И. С. Тургенева , Шапиро выставил в витрине своего фотоателье несколько снимков писателя, сделанных в 1879 году. Импровизированная выставка вызвала среди петербуржцев сильный ажиотаж, около заведения Шапиро каждый день стали толпиться поклонники творчества Тургенева .

Шапиро активно снимал А. П. Чехова и неоднократно выставлял его фотопортрет на витрину своего ателье.

В 1883 году Шапиро издал «Иллюстрации к „ Запискам сумасшедшего “» Н. В. Гоголя — альбом с серией снимков актёра В. Н. Андреева-Бурлака в роли Поприщина .

В 1895 году Шапиро переехал на новый адрес, угол Невского проспекта и Большой Морской улицы. Одновременно были снижены цены на фотографии.

В 1896 году на бланках появилась запись о том, что Шапиро является фотографом Их Императорских Высочеств Великого князя Владимира Александровича и Великой княгини Марии Павловны , а также почетным членом-корреспондентом Парижской Академии изобретателей.

Издание портретов известных современников

Константин Шапиро принял решение издать «Портретную галерею» — собрание фотографий представителей искусства и власти. Для осуществления этой цели он давал в газете «Голос» объявления о продаже кабинетных портретов И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского , М. Е. Салтыкова-Щедрина , профессора С. Боткина , В. Корша , Я. Полонского . В 1879 году Шапиро сделал фотопортреты почти всей интеллигенции Санкт-Петербурга. Фотографом была издана «Портретная галерея» деятелей России.

В газете «Московские ведомости» (13 января и 2 февраля 1880 года) написали:

«Портретная галерея русских литераторов, учёных и артистов, изданная фотографом Шапиро (СПб, Невский проспект, 30. Первый выпуск включает в себя снятые с натура, in folio, портреты И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и И. С. Тургенева. Каждый портрет окружён художественно исполненной рамкой оригиналом для которой послужил бордюр с хранящейся в Императорской Публичной Библиотеке челобитной царю Алексею Михайловичу . К каждому портрету приложен лист — с краткой биографией на русском и французском языках…»

Позже, в 1880 году, вышел второй выпуск «Портретной галереи». В него вошли фотопортреты Островского , Григоровича , Писемского , Л. Н. Толстого . Собрание портретов стоило 5 рублей, в роскошной папке — 6 рублей .

Награды

  • Мануфактурная выставка 1870 года (Санкт-Петербург) — почётный диплом
  • Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года — бронзовая медаль за «богатое собрание фотографических портретов русских общественных деятелей»
  • Большая серебряная медаль «За полезный труд» — за издание «Народного Пантеона».
  • Фотографическая выставка в Вене — золотая медаль.

Примечания

  1. Евсей Цейтлин. Судьба и выбор. Из цикла "Откуда и куда". Евсей Цейтлин - Лев Бердников // Альманах Чайка. — 2019. — С. 225 . — ISSN .
  2. Л. Бердников. Евреи в царской России: сынки или пасынки. — Алетейя, 2016. — 430 с.
  3. Т. Шипова. Наследие фотографа Константина Александровича Шапиро (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — 2008. — Ноябрь ( № 11 (62) ). — С. 78—87 .
  4. Фотография Эмаль // Газета Голос. — 1876. — 4 май. — С. 8 .
  5. В. Никитин. Перекрёстки России. — Лимбус-пресс, 2019. — 304 с. — ISBN 978-5-8370-0734-7 .
  6. гг. Благотворителям (рус.) // газета "Голос". — 1880. — 16 декабрь ( № 347 ). — С. 8 .
Источник —

Same as Шапиро, Константин Александрович