Interested Article - Ненасилие

Ненаси́лие система ценностей , этическая и социальная концепция и практика , состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей.

Скульптура (англ.) (англ.) перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке

Подходы к ненасилию

Махатма Ганди , идеолог ненасилия.

Ненасилие может проявляться как принципиальное религиозное, этическое, философское убеждение и как прагматическая политическая стратегия.

Ненасилие в религии

В христианстве заповеди ненасилия были даны в Нагорной проповеди . Одной из них была: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф. ).

В буддизме , джайнизме и индуизме понятие ненасилия восходит к идее ахимса , означающему «непричинение вреда живым существам», противоположности насилию . Вслед за использованием Махатмой Ганди понятия ахимса как синонима ненасилия такое понимание утвердилось в современной европейской культуре. Однако понятие ахимса скрадывало активный, деятельный аспект ненасилия, как его понимал М. Ганди, и он впоследствии разработал новое в индийской философии понятие « сатьяграха » для выражения своих взглядов на ненасилие .

Ненасилие в политике

Как способ гражданского воздействия на общество и власть, стратегия борьбы, ведущей к социальным преобразованиям, ненасилие было реализовано Махатмой Ганди в длившейся несколько десятилетий борьбе против английского правления в Индии . Позже Мартин Лютер Кинг адаптировал и пропагандировал философию и методы Ганди для ненасильственной борьбы за гражданские права афроамериканцев в США.

Сторонники стратегии ненасилия считают, что в основе любой власти лежат сотрудничество и послушание граждан, и это справедливо для любых политических режимов и для любых организаций, будь они бюрократическими или милитаризированными. Вследствие этого стратегия ненасилия в масштабах общества будет нацелена на уменьшение власти правителей за счет уменьшения гражданами сотрудничества с ними и делегитимации власти за счет явного выражения несогласия.

Оппоненты стратегии ненасилия делают акцент на стремлении оппозиции к делегитимизации (демонизации) действующей власти. Обычно этот процесс производится не в правовом поле, а в сознании граждан. То есть все неприятности граждан (в их сознании) связываются с действиями действующей власти (легитимна она или нет, особого значения не имеет), подводя к мысли, что достаточно сменить действующую власть/режим и все заживут счастливо и свободно. Хотя после переворота/революции так происходит далеко не всегда .

Ненасилие и пацифизм

Ненасилие часто связывается и смыкается с пацифизмом и иногда используется как его синоним. Тем не менее, между двумя этими концепциями имеется заметное различие. Пацифизм концентрируется на вопросах межгосударственного насилия (войны), но не обязательно подразумевает какое-либо движение к социальным или политическим переменам. Ненасилие , как философия социального протеста, предполагает наличие какой-то социальной или политической цели, применительно к достижению которой и выдвигается идея ненасилия . Кроме того, ненасилие, как стратегия и инструмент социального протеста в определённой области, может сочетаться с применением насилия в каких-то других областях.

См. также

Примечания

  1. Гусейнов А. А. 8 августа 2011 года. // Вопросы философии . 1992. № 3. С. 72—81.
  2. . Дата обращения: 11 марта 2014. 11 марта 2014 года.
  3. Медитация является «формой духовной практики, снимающей привычные штампы и стереотипы, навязывающие образ врага, „враждебного иного“». — Петренко В. Ф. (2011). Дата обращения: 25 ноября 2022. 25 ноября 2022 года.

Литература

Тексты

Исследования

  • А. Швейцер «Христианство и мировые религии».
  • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
  • П. И. Бирюков от 1 марта 2010 на Wayback Machine — о духоборах
  • М. А. Поповский [www.belousenko.com/wr_Popovsky.htm «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977»] от 18 сентября 2010 на Wayback Machine . L., 1983
  • Рыбаков Р. Б. от 28 января 2010 на Wayback Machine // «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.: ИВИ РАН, 1998.
  • от 13 февраля 2009 на Wayback Machine Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам .
  • Р. Джонсон (недоступная ссылка) // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • — о квакерах
  • // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский от 30 марта 2010 на Wayback Machine // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • М. и Л. Цвик от 4 октября 2008 на Wayback Machine
  • от 10 августа 2011 на Wayback Machine — о проповеднике ненасилия 19 века.
  • Ф. Дайсон от 19 июля 2009 на Wayback Machine , М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
  • Г. Пейдж от 25 июня 2008 на Wayback Machine , СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
  • А. Е. Сериков // «Опыт ненасилия в XX столетии», М.: 1996.
  • (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3904 дня] — , )
  • В. Г. Чертков от 14 января 2011 на Wayback Machine (с пред. Л. Н. Толстого ), 1904.
  • от 11 августа 2014 на Wayback Machine
  • (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3904 дня] — , ) (Утверждено: Учебно-методическим Советом по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию, профессор В. В. Миронов)
  • Ненасилие: философия, этика, политика. Сборник под редакцией Гусейнова А. А. — М.: Наука, 1993.
  • Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. Братченко С. Л. — СПб.: Издательство общества Я.Корчака, 1999
  • Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Ситаров В. А., Маралов ВТ. — М., 2000.

Критика

Ссылки

Источник —

Same as Ненасилие