Interested Article - Российский государственный архив фонодокументов
- 2021-02-01
- 2
Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД) — архив, созданный для хранения звуковых записей, охватывающих историю культуры и хронику социально-политической жизни. В собрании РГАФД — фонодокументы на различных физических носителях, таких как: восковые валики фонографов , грампластинки, тонфильмы , шоринофоны , магнитные фонограммы, лазерные компакт-диски и др.
История архива
В декабре 1932 года Постановлением ЦИК СССР был образован Центральный архив звуковых записей (ЦАЗЗ). Территориально он находился там же где и сейчас, в Лефортовском дворце на улице Коровий брод, ныне 2-я Бауманская.
В 1934 году ЦАЗЗ был объединён с Центральным кинофотоархивом и существовал в качестве самостоятельного фоноотдела Центрального фотофонокиноархива СССР (ЦФФКА СССР), переименованного в 1941 году в Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СССР (ЦГАКФФД СССР). Долгие годы грамзаписи были единственным реальным фонодокументом, широко распространённым как в профессиональной, так и бытовой сферах. Однако потребность в оперативных системах фиксации и воспроизведения звука стимулировала разработку новых технологий. В 1930-е годы появились новые разновидности фонодокументов — тонфильмы и шоринофоны, велись опыты с магнитной записью.
Рост объёмов звуковой информации стал причиной возрастания массивов фонодокументов, подлежащих государственному хранению. Встал вопрос о восстановлении специализированного звукового архива. В 1967 году был воссоздан Центральный государственный архив звукозаписей СССР (ЦГАЗ СССР).
С июня 1992 года архив функционирует как Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД).
Фонды
В фондах РГАФД хранятся документальные и художественные звукозаписи за период с конца XIX в. по настоящее время. Здесь сосредоточены все виды звукозаписей — восковые фонографические валики, записи на киноплёнке, опытные записи на бумажной ленте «говорящая бумага», изготовленные механическим и оптическим способом, металлические граммофонные оригиналы и грампластинки, магнитные фонограммы, лазерные диски и др.
Начало концентрации в архиве звуковых документов относится к 1934 г. В это время со складов фабрик звукозаписи поступили первые оригиналы и матрицы грампластинок дореволюционного и советского производства. Как правило, до 1950-х годов архив получал только металлические матрицы грампластинок. Тогда же архив получил звуковые записи на восковых валиках (в частности, фольклорную коллекцию Государственного народного хора им. М. Е. Пятницкого).
В 1960-70-е гг. комплектование архива фонодокументами велось материалами Государственного дома радиовещания и звукозаписи, Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР, Всесоюзной фирмы граммофонных пластинок «Мелодия», фонотек музеев, библиотек, творческих союзов и частных лиц.
Значительный по объёму комплекс фонодокументов составляют записи отечественных и зарубежных произведений литературы и искусства в авторском исполнении, а также в исполнении ведущих театральных, музыкальных и фольклорных коллективов.
Архив комплектуется документами частных собраний и коллекций, из которых формируются личные фонды сдатчиков.
На основании Закона об обязательном экземпляре документа, архив принимает на постоянное хранение обязательные экземпляры звукозаписей, изготовленных специализированными фирмами и организациями. Архив комплектуется фонодокументами творческих, просветительских, научных и учебных союзов, объединений, заведений и организаций; общественных движений и политических партий; религиозных организаций различных конфессий.
Деятельность
Российский государственный архив фонодокументов находится в постоянном поиске новых источников комплектования, особенно в последние годы, когда произошли серьёзные изменения в среде производителей аудиопродукции и органов массовой информации. Наряду с приёмом документов фирм, предприятий, радиокомпаний, студий и т. п., архив развивает запись документов «устной истории», где преобладают фономемуары, что значительно расширяет содержательные рамки собрания документов.
Литература
- Бернштейн С. И. Центральный государственный фоноархив // Говорит СССР. 1932. № 34.
- Минченко А. Центральный фоноархив // Архивное дело. 1935. № 3.
- Зданович И. К. Звуковой архив // Архивное дело. 1939. № 2 (50).
- Волков-Ланит Л. Ф. Искусство запечатлённого звука. Очерки по истории граммофона. М. 1964.
- Аршинов А. Н. От фонографа к видеодиску // Радио. 1978. № 2.
- Кабелькова Л. А. Комплектование государственных архивов фонодокументами // Советские архивы . 1983, № 3.
- Тихонов А. В. Кладовая звуков в Лефортове // Музыкальная жизнь. 1988. № 13.
- Центральный государственный архив звукозаписей СССР. Очерк-путеводитель. М. 1991. 140 с.
- Архивы и архивы звукозаписей. В чём разница // Архивы и рукописи. Т. 2. № 2.
- Коляда В. А. ЦГАЗ СССР и «устная история» // Советские архивы. М., 1990.
- Главное хранилище звуковых документов России. «Круглый стол» // Отечественные архивы . 1992. № 6.
- Коляда В. А. Граммофонные пластинки — разновидность документов отечественной истории // Археографический ежегодник за 1993 г. М., 1995.
- Аудиовизуальные архивы на рубеже XX—XXI веков (отечественный и зарубежный опыт) // М. : 2003.
- Коляда В. А. Звуко… фоно… аудио… М., 2003.
- Магидов В. М. Кинофотодокументы в контексте исторического знания. М. 2005.
- Коляда В. А. Сохранить звуковое наследие России // Отечественные архивы. 2007. № 6.
- Коляда В. А. «Есть звуки, их значенье…». М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. 237 с.
Ссылки
- 2021-02-01
- 2