Interested Article - Пещеры Могао
- 2021-02-01
- 2
Мога́о ( кит. 莫高窟 , пиньинь Mò gāo kū , «Пещера не для высоких») — крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»), воздвигнутого в 353—366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан , провинция Ганьсу , Китай . Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилищ , которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV—XIV вв.) . В настоящее время пещеры являются популярным туристическим направлением, и некоторые из них открыты для посещения .
Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике , — один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на восточной кромке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай. В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэня и Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись . Её площадь оценивается в 42 000 м². Многофигурные фризообразные росписи выполнены пёстрыми клеевыми красками по сухому грунту. Многие из них покрывают стену пещеры целиком, отличаясь динамизмом и жизненностью.
Рукописи
На рубеже XX века в одной из пещер был обнаружен огромный склад рукописей (примерно 20 000 объектов). По-видимому, их складировали здесь в XI веке, когда манускрипты стали вытесняться из употребления печатными книгами. Рукописный фонд Могао весьма разнообразен по содержанию и датировке — это буддийские, даосские , несторианские и манихейские религиозные тексты, трактаты по философии, математике, медицине, астрономии, истории и географии, словари, записи народных песен и классической китайской поэзии, официальные документы. Среди рукописных памятников Могао имеется « Книга гаданий » — уникальный текст, написанный древнетюркским письмом не на камне, а на бумаге. Спектр языков изученных манускриптов также очень разнообразен — это классический и разговорный ( байхуа ) китайский, тибетский , санскрит , пали , тангутский , хотанский , согдийский , тохарский .
Известие об открытии взбудоражило научный мир Европы, и в 1907 г. наиболее ценные рукописи, включая древнейшую в мире печатную книгу « Алмазная сутра » (ок. 868 г.), были вывезены Аурелем Стейном в Британский музей . Вслед за Стейном храмовый комплекс посетили представительные научные экспедиции из Франции ( Поль Пеллио ) и России ( Сергей Ольденбург ), которые тоже вернулись в Европу не с пустыми руками. Оставшаяся часть рукописей была передана в Пекинскую библиотеку.
Фрески
Фресковая живопись Могао представляет тысячелетний пласт изобразительного искусства Китая. По стилистике изображений она делится на четыре периода:
- Северных Династий и Династии Суй ;
- Династии Тан (самые пышные настенные росписи);
- эпохи «Десяти царств» и империи Сун ;
- Западной Ся и Династии Юань .
Большая часть фресок посвящена Будде, его проповедям и джатакам , а также бодхисаттвам , апсарам (феям), монахам, благочестивым верующим. Вероятно, в древности эти изображения служили для наглядного представления канонов буддизма неграмотным людям. Много росписей воспроизводят подлинные события из истории распространения буддизма.
Почти во всех 492 пещерах присутствуют изображения прекрасных летящих апсар ( фэйтянь 飛天). Они поют, красиво танцуют, играют на лютнях киба и других музыкальных инструментах, разбрасывают цветы, сопровождая Будду, читающего проповедь. У них нет крыльев и только длинные разноцветные ленты помогают феям парить в воздухе.
Другие росписи посвящены событиям из повседневной жизни: торжественный выезд императора, иностранные послы на пиру, встреча китайских и западных купцов, турниры воинов, выступления музыкантов, свадебная церемония, сцены охоты, рыбной ловли, сельскохозяйственных работ. Фрески изображают людей разных национальностей и социальных слоёв, их обычаи и одежду.
В филателии
В КНР неоднократно выпускались почтовые марки , посвящённые дуньхуанским фрескам и рисункам. Первые четыре марки выпущены 1 июля 1952 года в серии «Великая Родина» ( кит. упр. 伟大的祖国 ). В следующем году в этой серии вышло ещё четыре «дуньхуанские» марки. В 1987 году в новой серии «Дуньхуанская настенная живопись» ( кит. упр. 敦煌壁画 ) было выпущено четыре марки и почтовый блок . В 1988, 1990, 1992, 1994 и 1996 гг. в этой серии вышло ещё по четыре марки и два почтовых блока — в 1992 и 1996 гг.
Галерея
-
Настенная живопись из пещеры 61 в пещерах Могао, Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай, датированная X веком и изображающая монастырскую архитектуру династии Тан с горы Утай (五臺山/五台山), провинция Шаньси.
-
Картина VIII века из пещер Могао, Дуньхуан
-
Пещерная роспись Будды в окружении бодхисаттв. Более тёмные и меньшие фигуры ниже, возможно, являются земными духами.
-
Бодхисаттва Вималакирти обсуждает бодхисаттву Манджушри. Сцена из Сутры Вималакирти Нирдеша. Дуньхуан, пещеры Могао, Китай, династия Тан.
-
Караван идёт по Великому шёлковому пути
-
Картина Сюаньцзана , танского монаха, исполняющего обряды (?) для Будды
-
Фреска VIII века в пещерах Могао недалеко от Дуньхуана в провинции Ганьсу. Изображение ханьского императора У, поклоняющегося статуям Будды. Прилагаемое текстовое описание поклонения Хань Уди золотым людям, принесённым в 120 г. до н. э. великим ханьским полководцем в его походах против кочевников.
-
Путешествие Чжан Цяня на запад, детали фрески из пещеры 323, 618–712 гг.
-
На этом крупном плане пейзажной живописи молодой Шакьямуни обрезает свои волосы, пока служители смотрят, тушь и краски на шёлке, из Дуньхуана, провинция Ганьсу, Китай, датируется династией Тан (618–907 гг. н. э.)
-
Картина Ваджрапани в пещерах Могао (пещера Библиотеки)
-
Бандиты атакуют
-
Вайшравана скачет через воды. Пять династий, середина X века.
-
Поклонение бодхисаттве, пещера 285, династия Вэй
-
Иллюстрация искушения Шакьямуни Марой
-
Изображение аваданской истории о пятистах разбойниках. Пещера 285, Западная Вэй.
-
Молодые женщины (буддистские доноры). Пещера 98, эпоха пяти династий .
-
Жена правителя Дуньхуана Као Янлу и дочери короля Хотана, одетая в сложный нефритовый головной убор. Пещера 61, пять династий.
-
Король Хотана Виша Самбхава
-
Уйгурский царь в сопровождении слуг. Пещера 409, Западная Ся.
-
Фигуры из пещеры 409, Западный Ся
-
Скульптура бодхисаттвы Авалокитешвары из пещер Могао, 890-910 гг., Музей Гиме
-
Великий Будда пещеры 130
-
Фигура стража Локапала, Музей Гиме
-
Скульптуры в нише над главной фигурой Будды, пещера Могао 27, Высокая Тан
-
в пещере 148, второй по величине религиозной фигурой в Могао. Период Высокой Тан.
-
Фреска показывает стиль архитектуры династии Тан
-
Фреска изображает архитектуру танского стиля в буддийской стране
-
обнаружена в библиотеке Пещеры
-
Буддийское наскальное искусство: танцор кружится, пока играет оркестр. Грот 46, левая внутренняя стена, вторая панель. Также называется пещерой 112.
См. также
Примечания
- ↑ . UNESCO. Дата обращения: 5 августа 2007. 14 августа 2007 года.
- Zhang Wenbin, ed. «Dunhuang: A Centennial Commemoration of the Discovery of the Cave Library» (2000). Beijing: Morning Glory Publishers. ISBN 7-5054-0716-3
- Murray, Stuart A. P. The Library: An Illustrated History. — Chicago : Skyhorse Publishing, 2009. — P. 49. — ISBN 978-1-61608-453-0 .
- Makinen, Julie (September 27, 2014) от 24 ноября 2021 на Wayback Machine Los Angeles Times
- 中华人民共和国邮票目录。2013 (кит.) / 《集邮》杂志社编. — 北京 : 人民邮电出版社, 2013. — С. 23,25,92,94,98,103,108,118. — ISBN 978-7-115-32332-3 .
Литература
- Михеева А. М. Пещеры Могао // Актуальные вопросы региональных и международных исследований: сборник научных трудов к юбилею кафедры международных отношений и регионоведения. — Новосибирск, 2015. — С. 136—139.
Ссылки
- 2021-02-01
- 2