«Гендерное беспокойство. Феминизм и подрыв идентичности»
(
англ.
Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity
) — книга, написанная в 1990 году американским философом
Джудит Батлер
. Это один из самых известных трудов исследовательницы
. Книга получила признание благодаря новаторским идеям относительно
гендерной идентичности
и отношений между гендером и полом.
В этой работе, как и в другой своей книге, «Заметки к перформативной теории собрания» (
англ.
Notes Toward a Performative Theory of Assembly
, 2015), Батлер развивает свою перформативную теорию гендера. Гендер является следствием многократных перформативных действий, а гендерная идентичность — это проявление не биологической сущности человека, а скорее продукт его поведения, действий, то есть его перформативности.
Содержание
Текст состоит из трёх глав, где категория гендера исследуется в различных аспектах.
Глава первая «Субъекты пола/гендера/желания»
В первой главе Джудит Батлер ставит под сомнение термины и концепции, которые обычно считаются само собой разумеющимися, включая предполагаемое разделение между полом и гендером. Батлер, прежде всего, выступает против культурно сконструированных бинарных отношений, которые она воспринимает как пережиток маскулинного образа мышления общества о разуме и теле. Концепция «женщины» испорчена, потому что ее определение порождает те самые исключительные практики, которые, как утверждает феминизм, отвергаются. Таким образом, задача феминизма состоит в том, чтобы теоретизировать гендер и феминистскую политику без привязки к женщинам или женскому телу. Батлер предлагает новую форму феминизма, которая критикует такие понятия как идентичность и гендер. Это заставляет ее смотреть на пол и гендер как на независимые друг от друга понятия. Пол является биологическим термином, а гендер сконструирован культурно.
Глава вторая «Запрет, психоанализ и производство гетеросексуальной матрицы»
Во второй главе Батлер обращается к
психоаналитическим
,
структуралистским
и
постструктуралистским
представлениям о гендере и формировании идентичности. Она показывает, насколько проблематичен
социалистический феминизм
, а структуралистская антропология
Леви-Стросса
допускает ошибки, которые приводят к обреченной на провал формулировке гендера. Исследуя запреты, которые, как утверждается, способствуют формированию идентичности ребенка (как правило, такой, которая приводит к гетеросексуальной гендерной реальности), Батлер приходит к выводу, что запрет на гомосексуальность и вытекающие из этого репрессии обладают той же силой, как и запрет на инцест.
Глава третья «Подрывные телесные акты»
Третья глава начинается с анализа идей
Юлии Кристевой
. Кристева утверждала, что «семиотический» язык — был проявлением материнского тела в письменной форме, неконтролируемым посредством отеческого логоса. Для исследовательницы поэтическое творчество и материнство — единственные культурно допустимые способы для женщин вернуться заново в материнское тело, а женская гомосексуальность этому препятствует. Джудит Батлер критикует Кристеву, утверждая, что ее настаивание на «материнстве», которое предшествует культуре, и на поэзии как возвращении к материнскому телу является
эссенциалистским
. Батлер считает, что теория Кристевой основана на той же самой системе, которую она хочет опровергнуть.
В конце работы Батлер утверждает, что ее деконструкция существенной гендерной идентичности никоим образом не исключает возможности эффективной политической организации. Вместо этого гендер как перформативная идентичность открывает новые возможности для организации.