Кино про кино
- 1 year ago
- 0
- 0
Психоаналитическая теория кино — один из подходов в теории кино , который ставит себе целью исследовать подсознательное режиссёра фильма, его героев и иногда — аудитории. Психоаналитическая теория кино тесно связана с критической теорией , марксистской теорией кино и аппаратной теорией кино. В рамках данного подхода выделяют Первую волну, которая возникла в 1960—1970-х годах, и Вторую волну, популярность которой пришлась на 80-90-е годы.
Психоаналитическая теория кино берет свои истоки в работах Зигмунда Фрейда и Жака Лакана . Психоанализ зародился одновременно с кинематографом — в 1895 году была написана работа Фрейда «Изучение истерии», и в том же году братья Люмьер изобрели кинопроектор. Основатель психоанализа, однако, мало ценил кинематограф как искусство и не обращал внимания на его развитие. Так, в 1925 году он без колебаний отверг предложение голливудского продюсера Самюэла Голдвина принять участие в работе над фильмом за $100.000. Писатель и поэт Андре Бретон , считающийся основоположником сюрреализма , увидел в кинематографе средство выражения подсознательного. Уже тогда с помощью кино можно было рассказывать истории, используя наложения кадров друг на друга, замедление движения и другие кинематографические приемы. Сюрреалисты видели в этом подражание сновидениям. Однако серьезные научные попытки совместить теории психоанализа и кино получили распространение лишь после Второй мировой войны.
В начале 1970-х годов Кристиан Мец и Лаура Малви исследовали значение взгляда в кинематографе. Согласно Мецу, во время просмотра фильма зритель идентифицирует себя с самой камерой — даже осознавая, что все происходящее на экране, по сути, срежиссировано. В работах Лауры Малви вводится в научный оборот понятие и анализируется связь этого понятия с фетишизмом и бессознательным патриархального общества.
Зарождение второй волны психоаналитической теории кино связано с именем , обратившей внимание на отсутствие со стороны зрителя так называемого объекта а , занимавшего важное место в работах Лакана.
Тогда же произошла и революция в — её ознаменовала вышедшая в 1995 году книга , в которой Браха ввела понятие женский взгляд , обозначила его отличия от «мужского взгляда». В книге были проанализированы труды Зигмунда Фрейда, Жака Лакана, а также кинофильмы, авторами которых являлись как женщины — например, Шанталь Акерман , так и мужчины — например, Педро Альмодовар .
Популярные кинофильмы, часто становящиеся объектом исследования теоретиков кино в призме психоанализа:
Критика психоаналитической теории кино неразрывно связана с критикой самого психоанализа как психологической теории . Многие специалисты из области нейробиологии , когнитивной психологии , философии науки и теории познания считают, что методы и теории психоанализа не имеют под собой научных оснований, а сам психоанализ зачастую рассматривают как псевдонаучную теорию. Эта критика отражается и на основанной на психоанализе теории кино.