Беннетт, Майкл (хореограф)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джек Коул ( англ. Jack Cole , при рождении Джон Юинг Рихтер , англ. John Ewing Richter ; 27 апреля 1911 года , Нью-Брансуик (Нью-Джерси) , США — 17 февраля 1974 года , Лос-Анджелес , Калифорния , США) — американский танцор, хореограф, постановщик музыкальных шоу. Основоположник техники театрального джазового танца . Вдохновитель известных хореографов из Голливуда и Бродвея Боба Фосса , Майкла Кидда , Майкла Баннетта . Постановщик танцев для Риты Хейворт и Мэрилин Монро . Одна из его воспитанниц, актриса и танцовщица Гвен Вердон так выразила значение творческого вклада её хореографа :
Когда вы идете в театр на бродвейский мюзикл — это Джек Коул. Когда вы идете в кино и видите там танец — это Джек Коул. Когда вы включаете телевизор и смотрите музыкальные видео — это Джек Коул. То, что в Париже называют „le Jazz Hot“ — это всё Джек Коул.
Джон Юинг Рихтер родился в Нью-Брансуике ( штат Нью-Джерси ). Ещё в детстве мальчика его родители развелись, Джон был отдан на воспитание в школу-интернат. После его окончания поступил в первую школу танца модерн в Америке, так называемую школу Денишоун под руководством Рут Сен-Дэни и , который особо отмечал дарование Джона. Первый профессиональный выход Рихтера состоялся в августе 1930 года. Большое влияние на его хореографию и костюмы оказывал восточный колорит, характерный для школы Денишоун. Коул также сотрудничал ещё с двумя хореографами, экспериментирующими в новых танцевальных направлениях, — Дорисом Хамфри и Чарльзом Вейдманом , но уже вскоре стал работать самостоятельно, выбрав танцевальную карьеру в шоу-бизнесе. Начал танцевать в ночных клубах, в 1933 году был приглашён в кордебалет на Бродвей, где участвовал сначала в массовых сценах в постановках нескольких театров. С середины 1930-х годов получает уже заметные роли, например, в мюзикле «Майское вино» в театре Сент Джеймс . С мая 1938 года является главным солистом ежедневного шоу в престижном ресторане Нью-Йорка .
В начале 1940-х годов Джека Коула приглашают в Голливуд, где сначала он снимается в небольших танцевальных эпизодах. Начиная с 1945 года он работает c Columbia Pictures в качестве хореографа уже на постоянной основе. Кроме того, иногда сам участвует в съёмках, например, с Ритой Хейворт в фильме . За свою карьеру он поставил танцы почти для 30 картин, в том числе для таких популярных как « Джентльмены предпочитают блондинок » и « В джазе только девушки ». В это же время он активно работал и на Бродвее, где выступил хореографом в постановке более 10 мюзиклов.
В 1965 году Джек Коул выпустил своё последнее музыкальное шоу «Человек из Ламанчи», и хотя спектакль победил во всех основных номинациях премии Тони , в том числе и за лучший мюзикл , категорию за лучшую хореографию выиграл Боб Фосс с « Милой Чарити ». Как считает российский критик Дмитрий Комм, Коул не смог смириться со столь знаковой победой над собой одного из своих учеников и навсегда покинул сцену . С этого времени он занимался только преподаванием на танцевальном отделении Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе .
Скончался в Лос-Анджелесе в 1974 году в возрасте 62 лет.
Джек Коул является основоположником концепции современного танцевального шоу, известной как «театральный джазовый танец». Он создал сплав джаза, этнического танца и классического балета, который является доминирующим стилем в современных мюзиклах, кинофильмах, телевизионных рекламных роликах и музыкальных клипах . Американский критик и искусствовед Мартин Готфрид назвал Коула самым влиятельным и известным хореографом Голливуда в послевоенный период. При этом его известность носила специфический характер: он был совершенно не знаком широкой публике, но среди коллег и профессионалов был легендой. Существовал даже понятие танцоры Джека Коула , которых он отбирал самостоятельно. Каждый из них обладал не только дарованием, но и уникальной пластикой и чувством стиля . Среди них, вероятно, самые известные танцоры Гвен Вердон и Алвин Эйли , режиссёры Джером Роббинс и Боб Фосс и многие другие. Танцовщица Хелен Галлага, много лет работавшую под руководством Фосс, считает, что известный танцевальный номер « Steam Heat » из мюзикла « Пижамная игра » создан под влиянием сразу двух мастеров: неестественные движения и фиксация плеч заимствованы у Джека Коула, а трюки с котелками — у Фреда Астера . Фосс сам называл свою хореографию лабиринтом самых разнообразных влияний талантливых предшественников .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1946 | ф | Гильда | Gilda | хореограф |
1953 | ф | Лили | Lili | хореограф |
1953 | ф | Джентльмены предпочитают блондинок | Gentlemen Prefer Blondes | хореограф |
1954 | ф | Река, не текущая вспять | River of No Return | хореограф |
1954 | ф | Нет такого бизнеса, как шоу-бизнес | There's No Business Like Show Business | хореограф |
1955 | ф | Three for the Show | хореограф | |
1955 | ф | Джентльмены женятся на брюнетках | Gentlemen Marry Brunettes | хореограф |
1959 | ф | В джазе только девушки | Some Like It Hot | хореограф |
1960 | ф | Займёмся любовью | Let's Make Love | хореограф |