Дом-музей Пьетро Каноники
(
итал.
Museo Pietro Canonica
) находится в
Риме
, в парке
Виллы Боргезе
. Посвящён жизни и творчеству итальянского скульптора, художника и композитора
Пьетро Каноники
(1869—1959).
Содержание
Здание
Данная постройка впервые упоминается в документах
XVII века
как «птичник», в котором разводили страусов, павлинов и уток для охоты членов семьи
Боргезе
. Современное название здания — «Фортеццуола» — происходит от зубчатой стены «под средневековье», которой участок был обнесён при перестройке конца
XVIII века
. Автором ограды считается
А. Аспруччи
. Тогда же, в 1793 году, Ф. Джани украсил фасад восемью головами
кариатид
над дверями и окнами.
В 1919 году здание, в котором тогда размещались административные службы, сгорело и было заброшено. В 1926 году городское правительство отдало дом с участком в пожизненное пользование скульптору Пьетро Канонике, который привёл их в порядок, обустроил мастерскую с выставочными залами и квартиру, где и прожил до самой смерти. После его кончины в 1959 году на первом этаже здания был открыт дом-музей, а на втором до 1987 года жила вдова художника М. А. Ридджо Каноника. В 1988 году к экспозиции музея добавились жилые помещения, всю обстановку которых вдова Пьетро Каноники завещала музею
.
Перед входными воротами музея стоят две бронзовых фигуры работы П. Каноники. Памятник «скромному герою»
Первой мировой войны
мулу
горной артиллерии Скуделе, награждённому
Золотой медалью «За воинскую доблесть»
, был установлен в 1940 году
. В
1957 году
рядом с ним появился памятник альпийскому стрелку, также работы Пьетро Каноники.
Выставочные залы
Зал № 1
.:
Женские скульптурные портреты 1893—1925 годов.
Зал № 3
.:
Конные памятники
С. Боливару
(1954), первому королю
Ирака
Фейсалу I
(1932—1933); скульптурные группы для постаментов: «Взятие
Смирны
» к памятнику
Кемалю Ататюрку
(1932), «Полевая артиллерия» (1930), «
Битва при Сакарье
» к памятнику Турецкой Республике(1928); надгробные монументы, в том числе президенту
Аргентины
Х. Ф. Алькорта (1935); модель бронзовых дверей для церкви аббатства
Монтекассино
(1951).
Зал № 4
.:
небольшая проходная комната с бюстами графини А. М. Лабиа и актрисы
Лиды Борелли
(1920).
Зал № 5
.:
Портреты представителей европейского дворянства, в том числе короля
Румынии
Михая I
(1943), аллегорические скульптуры «Память», «Милосердие», «Труд».
Красная комната
.:
служила салоном для приёма гостей. Замечательна монументальным
камином
1581 года из вулканического камня, обставлена мебелью XVI—XVII веков. В комнате представлены живописный автопортрет П. Каноника 1956 года, его портрет маслом работы Г. Фулиньо и бюст, выполненный его учеником Р. Фредьяни; наброски для титульных листов партитур
опер
«Коринфская невеста» (1918) и «Медея» (1953), написанных П. Каноникой. В витринах выставлены мундир русского царя Александра II и костюм короля Ирака Фейсала I.
Коридор первого этажа
.:
Четырнадцать живописных работ П. Каноника, в основном, сельские пейзажи.
Мастерская художника
.:
Деревянный
кессонный
потолок кабинета — единственный во всём здании, сохранившийся со времён князей
Боргезе
. Он был расписан в 1832—1839 годах, при Франческо
Альдобрандини
Боргезе, геральдическими символами: орлами и драконами рода Боргезе, восьмиконечными звёздами Альдобрандини, тройными
шевронами
дома де Ларошфуко
, к которому принадлежала супруга князя Франческо. Здесь же хранится сундучок Изабеллы,
маркграфини Салуццо
,
XIV века
, из орехового дерева. На столике в центре мастерской — рабочие инструменты скульптора, на вращающемся станке — фигуры для памятника композитору
Д. Паизиелло
(1938). На стенах — живописные портреты и автопортрет П. Каноники, «Этюд ног и рук» его учителя Э. Гамба (1854), «Туринские прачки» Д. Козола (1891). Скульптурные портреты работы П. Каноники, среди которых бюсты великой княгини
Марии Павловны
и британского короля
Эдуарда VII
. Модели памятников альпийскому стрелку (1920) и итальянскому кавалеристу (1922—1923).
Лестница на второй этаж
.:
Два детских бюста (1920—1921), скульптурная группа «Убегающие
нимфы
» (1905),
самурайские доспехи
работы М. Миокин XVII века.
Коридор второго этажа
.:
Резной столик в стиле
рококо
с большим прямоугольным зеркалом и медальоном с портретом
Виктора-Эммануила I
работы
пьемонтских
мастеров XVIII века; комод
эбенового дерева
,
инкрустированный
черепаховым панцирем, украшенный позолоченной бронзой, французской работы
XIX века
. Живописные и графические произведения: десять
офортов
Ж. Калло
«Нищие» (1622—1635), «Мужской портрет» XVII века французской школы, «Пейзаж» Я.-Д. Бота XVII века, «Женский портрет» Э. Кадолини (1857), рисунки Д. Б. Квадроне (1880—1895).
Спальня
.:
Кровать в стиле
барокко
с витыми колонками; шкаф, кресло и «уголок» пьемонтского производства середины XVIII века. Картина неизвестного художника «Снятие с креста». Семейные фотографии художника. Фотографии царя
Николая II
и
Александры Фёдоровны
с автографами. Ордена разных стран, которыми был награждён Пьетро Каноника.
Столовая
.:
Массивный ореховый стол
болонской
работы XVII века.
Венецианский
трапециевидный в плане буфет начала XVII века и буфет с шестнадцатью оловянными блюдами пьемонтского производства середины XVIII века. Два живописных портрета одного и того же мальчика — «Ребёнок в белом» и «Ребёнок в чёрном», написанные в 1895 г.
туринским
художником В. Каваллери. Гобелен французской работы XV века «Помощь раненому рыцарю» и гобелен фламандской работы XVIII века «Пейзаж».
Прихожая салона
.:
Маленькая комната перед входом в музыкальный салон. Здесь находятся венецианский комод XVII века, инкрустированный
слоновой костью
, туалетный столик с зеркалом в резной раме и два кресла орехового дерева пьемонтского производства XVIII века. Живописные
наддверные украшения
в резных рамах (1750). Большая картина В. Каваллери «
Доницетти
пишет свою последнюю оперу» (1897).
Музыкальный салон
.:
Рояль конструкции
Эрара
, за которым П. Каноника писал музыку. На
пюпитре
— ноты «Медеи», его последней оперы. Мебель — пьемонтского производства середины XVIII века. «
Святая Джустина
» — панель
полиптиха
XVI века, авторства, предположительно, Дефенденте Феррари. Бронзовая фигурка работы П. Каноники «Портниха Тина» (1921). Значительно собрание живописи пьемонтской школы второй половины XIX века: «Пряха в хлеву» Р. Пасквини (1880—1889), «Пустыня в восточной
Персии
» А. Пазини (1857), «Цветочный рынок в
Нюрнберге
» Э. Гамба (до 1854), «Парк в
Мороццо
» Л. Деллеани (1891).
Библиотека
Библиотека музея открыта для посещения. Она насчитывает около 2200 томов, среди которых как книги, принадлежавшие П. Каноника, так и недавно приобретённая литература о скульптуре и других изобразительных искусствах XIX—XX века. В фондах библиотеки можно также ознакомиться с фотографиями и семейными архивами Пьетро Каноники
.