Шарп, Ли
- 1 year ago
- 0
- 0
Уильям Шарп ( William Sharp , 12 сентября 1855 , Пейсли , Шотландия — 12 декабря 1905 , Маньяче , Сицилия , Италия ) — шотландский писатель, поэт и мистик, литературный критик и биограф, с 1893 года работавший также под тайным псевдонимом Фиона Маклауд ( Fiona Macleod ). Редактор и издатель поэзии Оссиана , Вальтера Скотта , Мэтью Арнольда , Элджернона Чарльза Суинберна и .
Шарп родился в Пейсли неподалёку от Глазго , в семье торговца тканями Дэвида Гэлбрайта Шарпа ( David Galbraith Sharp , ум. 1876) и Кэтрин Гэлбрайт, дочери Уильяма Брукса ( William Brooks ), вице-консула Швеции в Глазго . Биографы отмечают, что Шарп с детства пристрастился к книгам и всей душой полюбил Внутренние Гебриды , где обычно проводил летние каникулы с семьёй .
В 1867 семья переехала в Глазго. В 1871 году Шарп закончил Университете Глазго , но так и не защитил степень . Летом 1872 года он сбежал из дома и три месяца путешествовал с цыганами ; этот необычный опыт нашёл отражение в некоторых его позднейших сочинениях. За годы учёбы в университете у него развились мистические наклонности (дававшие о себе знать ещё в раннем детстве) и интерес к эзотерической философии и оккультизму .
, после чего два года посещал лекции по литературе вВ 1874—1875 годах Шарп работал в адвокатском бюро в Глазго. В 1876 году, после смерти отца, он совершил путешествие в Австралию для поправки здоровья. В 1877 он вернулся в Великобританию, а в 1878-м году обосновался в Лондоне , где получил место клерка в Банке «Мельбурн» ( Melbourne Bank ) и одновременно начал делать литературную карьеру — как поэт, журналист и издатель. Благодаря Ноэлю Патону , который в 1860-е годы работал художником по тканям в Пейсли, в фирме его отца, Шарп познакомился с Данте Габриэлем Россетти и присоединился к его литературному кружку, в который также входили Элджернон Чарльз Суинберн , Холл Кейн и .
В 1882 году увидели свет первые работы Шарпа: биография Д. Г. Россети, статья «Изобразительность в поэзии» ( Pictorialism in Verse ) и первый сборник стихотворений — «Наследие человека» ( The Human Inheritance ). К этому времени он потерял работу в банке и остался почти без средств к существованию, но своевременная выплата из журнала « Харперз Мэгэзин » и крупный денежный подарок от друга его деда помогли Шарпу не только продолжить литературную деятельность, но и совершить пятимесячное путешествие по Италии . В 1883 году Шарп получил должность лондонского художественного обозревателя в газете и приобрёл новые связи в литературно-художественных кругах .
В 1884 году Шарп женился на своей двоюродной сестре , с которой познакомился ещё ребёнком, в 1863 году, и был помолвлен с 1875 года . Элизабет тоже была писательницей и сотрудничала с мужем в работе над некоторыми литературными сборниками, а после смерти Шарпа опубликовала его биографию .
В 1885—1889 годах Шарп публиковался в книжной серии «Великие писатели» (биографии Перси Биши Шелли , Генриха Гейне и Роберта Браунинга ) и писал предисловия к книгам из серии «Камелот», выходившей под редакцией .
В 1890 году, подорвав здоровье чрезмерными нагрузками, Шарп отправился в путешествие по Европе и вновь посетил Италию, где пережил глубокий духовный опыт, во многом преобразивший его жизнь и творчество. Одним из стимулов к этим переменам стала любовная связь с Эдит Уингейт Риндер ( Edith Wingate Rinder ) — исследовательницей кельтской мифологии и переводчицей бретонских народных сказок. Под влиянием Риндер в 1891 году начала формироваться творческая субличность Шарпа, которая получила имя «Фиона Маклауд» и от лица которой Шарп создал самые свои значительные произведения, внесшие большой вклад в литературу кельтского возрождения . Эдит Риндер (под инициалами ERW) был посвящен первый его роман, вышедший под именем Фионы, — «Фараиз» ( Pharais , 1894) .
Личность Фионы Маклауд стала предметом сложной литературной мистификации: Шарп тщательно разработал и до конца своих дней поддерживал легенду о подлинном существовании Фионы. Он вёл переписку от лица Фионы со многими своими друзьями, знакомыми и читателями, диктуя письма своей сестре, Мэри Беатрис Шарп, чтобы его не узнали по почерку . В тайну его псевдонима были посвящены лишь несколько ближайших доверенных лиц, а усилия, требовавшиеся для сохранения этой тайны, с каждым годом всё заметнее сказывались на здоровье писателя .
Наряду с многочисленными сборниками рассказов и стихотворений, выходившими под именем и от лица Фионы, Шарп публиковал и «собственные» работы. Так, в 1891 году в Анцио увидел свет его поэтический сборник «Вздохи Рима» ( итал. Sospiri di Roma ), оказавший влияние на творчество Д. Г. Лоуренса ; в частности, из этого сборника Лоуренс заимствовал название своего первого романа — «Белый павлин» ( англ. The White Peacock , 1911) .
В 1890-е годы Шарп увлекался бельгийским литературно-художественным авангардом и посвятил движению « Молодая Бельгия » ряд статей, в том числе два одноимённых эссе и биографическую работу « Метерлинк », а также перевёл на английский язык пьесы Огюста Женара «Варвары» (1891) и Шарля ван Лерберга «Ищейки» ( фр. Les Flaireurs , 1889); последний перевод был опубликован под названием «Ночные гости» ( англ. The Night-Comers ) в 1895 году, в осеннем выпуске журнала Патрика Геддеса The Evergreen .
В 1890-е годы Шарп сотрудничал с Уильямом Батлером Йейтсом — ведущим деятелем кельтского возрождения в Ирландии . Между ними сложились плодотворные, но во многом напряжённые отношения, осложнявшиеся тем, что Йейтс поначалу недолюбливал Шарпа, но глубоко уважал и ценил «Фиону», а впоследствии заподозрил их тождество .
Так же, как и Йейтс, Шарп был приверженцем спиритуализма , состоял в Герметическом ордене Золотой Зари и экспериментировал с оккультными практиками . В августе 1892 года он выпустил первый (и оставшийся единственным) номер журнала «Языческое обозрение» ( Pagan Review ), в котором под различными псевдонимами выступил за создание новой языческой традиции , основанной на синкретическом подходе и исключающей гендерное неравенство . Критики приняли эту инициативу неблагосклонно — главным образом, потому что предложенный Шарпом подход не согласовался с языческими традициями древности .
Шарп умер от острой сердечной недостаточности , осложнённой диабетом , 12 декабря 1905 года в замке Маньяче (неподалёку от города Бронте на Сицилии ), где гостил у (1904—1937). Над его могилой на герцогском кладбище был установлен кельтский крест .
После смерти Шарпа, согласно его завещанию, тайна «Фионы Маклауд» была официально раскрыта. В 1910 году его вдова, Элизаберт Шарп, опубликовала воспоминания о покойном муже, в которых объясняла эту мистификацию творческой необходимостью, а также отредактировала и издала полное собрание его сочинений .
В поэзии Фионы Маклауд черпали вдохновение многие британские и американские композиторы первой половины XX века . В 1914 году Regent Theatre ) за период с 1922 по 1932 годы опера была показана 216 раз . В числе других композиций, созданных на стихи Фионы:
создал оперу «Бессмертный час», основанную на одноимённой пьесе Фионы Маклауд и пользовавшуюся в своё время огромным успехом: в одном только лондонском театре «Риджент» (