Interested Article - Иоанн Голландский

Иоанн Голландский ( лат. Johannes Hollandrinus , также лат. Valendrinus, Olendrinus ; вторая половина XIV века) — теоретик музыки предположительно голландского или фламандского происхождения, заложивший обширную традицию элементарной теории музыки XV — начала XVI веков.

Краткая характеристика

Разные современные исследователи обсуждают различных учёных XIV века как возможных кандидатов для идентификации Иоанна Голландского. По одной из гипотез (Тома Уорда), этот персонаж идентичен преподавателю и декану (в 1368–71) факультета искусств Пражского университета . Тщательное сравнительное исследование исторической терминологии, с одной стороны, и рукописных вариантов имени, с другой, всё же не позволяет добавить хоть какой-то конкретики к биографии этого «всем известного» и одновременно загадочного персонажа .

Притом что собственный труд Иоанна о музыке не сохранился, о его значимости в истории музыкальной науки свидетельствуют по меньше мере 26 больших и малых анонимных трактатов о музыке XV века, принадлежащих одной «традиции Иоанна Голландского». Кроме них, на Иоанне Голландском основаны два авторских трактата конца XV века центральноевропейского происхождения — венгра Ласло Салкая (László Szalkai) и поляка Шидловиты (Szydlovita). Следы традиции Иоанна Голландского отмечаются и в XVI веке (особенно в Польше). В напечатанной в 1508 году обширной энциклопедии «Новая философская жемчужина» ( Margarita philosophica nova ) Г. Райш пишет: «...ибо, как говорит Голландец, кто не знает восемь [церковных] тонов, не может считаться музыкантом» .

Относительно невысокий интерес к этой традиции у исследователей XX века объясняется тем, что их внимание было приковано к мейнстриму науки XV века — учению о контрапункте и связанным с этой техникой новым проблемам гармонии , ритма и нотации (главным образом, в трактатах итальянцев и работавших в Италии фламандцев), в то время как в фокусе несохранившегося труда Иоанна Голландского находится musica plana ( григорианская монодия ). По всей вероятности, traditio Hollandrini представляла собой некую элементарную теорию музыки XV века (диатонический звукоряд , Гвидонова сольмизация , стандартная теория церковных ладов с тонарием , tonus peregrinus , классификация интервалов [консонансы и диссонансы] и т.д.), которую ученикам следовало усвоить прежде чем перейти к «сложностям» многоголосной композиции. Новым в дидактике traditio Hollandrini было использование 10-линейного нотоносца (т.наз. scala decemlinealis). Широко применяются одни и те же мнемонические стихи, которые традиция приписывает самому Иоанну Голландскому.

Труды traditio Hollandrini до конца XV века были критически изданы в пяти томах (Bde. 2-6) М. Бернхардом , Э.Витковской-Зарембой, К.-Ю.Заксом, К.Бауэром, К.Мейером, А.Раушем и другими медиевистами в книжной серии «Публикации музыкально-исторической комиссии» Баварской академии наук в 2010—2014 гг. Вводный том этого фундаментального издания (Bd.1), написанный Бернхардом и Витковской-Зарембой, содержит (а) описание источников традиции, (б) обсуждение скудных деталей биографии и (в) реконструкцию учения Иоанна Голландского. Том 7 содержит научные статьи, посвящённые традиции Иоанна Голландского.

Идентификационные данные

  • Trad. Holl. I (сер. XV в.) . Inc. : Nulla omnino aetas .
  • Trad. Holl. II (сер. XV в.) . Inc.: Item diceres, quare musica studetur .
  • Trad. Holl. III (сер. XV в.) . Inc.: S equitur musica et eius utilitas .
  • Trad. Holl. IV (сер. XV в.) . Inc.: Similiter unisonus dicitur modus .
  • Trad. Holl. V (до 1463) . Inc.: Pro themate presentis opere assumo Cassiodorum (1).
  • Trad. Holl. VI (сер. XV в.) . Inc.: In principio nostri opusculi primo et principaliter summamus .
  • Trad. Holl. VII (XV в.). Inc.: Ignis divini iubare .
  • Trad. Holl. VIII (1402). Inc.: Pro recommendatione artis musicae .
  • Trad. Holl. IX (1-я пол. XV в.). Inc.: Musica secundum Boethium sic diffinitur .
  • Trad. Holl. X (начало XV в.). Inc.: Musica, quae est una ex septem artibus liberalibus .
  • Trad. Holl. XI (XV в.). Inc.: Nec reticere oportet .
  • Trad. Holl. XII (конец XV в.). Inc.: Fertur quamquam Pitagoras primordialis musices (Pythagoras).
  • Trad. Holl. XIII (XV в.). Inc: Circa initium huius libri .
  • Trad. Holl. XIV (конец XV в.). Inc.: Quia secundum Philosophum .
  • Trad. Holl. XV (до 1478). Inc.: Expedit et consonum est rationi, quo, si quid utilitatis artis musicae notitia confert, brevi perstringatur (1).
  • Trad. Holl. XVI (XV в.). Inc.: Sonat vox tua in auribus meis .
  • Trad. Holl. XVII (XV в.). Inc.: Expedit et consonum est rationi, ut si utilitatis artis musicae notitia considerat, brevi perstringatur ratione (2).
  • Trad. Holl. XVIII (XV в.). «Recommendatio musicae». Inc.: Licet ipsa ars musicalis
  • Trad. Holl. XIX (XV в.). Inc.: Voces octo graves .
  • Trad. Holl. XX (XV в.). Inc.: Pro presentis opusculi artis videlicet musicalis cognitione .
  • Trad. Holl. XXI (XV в.). Inc.: Pro Caeli scribit Aristoteles .
  • Trad. Holl. XXII (XV в.). Inc.: Item musica dividitur in musicam choralem seu planam et mensuralem .
  • Trad. Holl. XXIII (сер. XV в.). Inc.: Quoniam circa artem musicalis scientiae multi hodiernis temporibus delirant .
  • Trad. Holl. XXIV (сер. XV в.). Inc.: Expedit et consonum est rationi, ut si utilitatis artis musicae notitia conferat, brevi perstringatur ratione (3).
  • Trad. Holl. XXV (XV в.). Inc.: Expedit et consonum est rationi, quod, si quid utilitatis artis musicae notitia confert, breviter perstringatur (4).
  • Trad. Holl. XXVI (сер. XV в.). Inc.: Non est igitur parva laus nec modica utilitas .
  • Lad. Zalk. (Ladislaus de Zalka; конец XV в.) . Inc.: Pro themate presentis opere assumo Cassiodorum (2).
  • Szydlov. (Magister Szydlovita). «Musica» (конец XV в.) . Inc.: Principia artis musicae ad laudem Dei omnipotentis .

Примечания

  1. См., например, обширную вводную статью К. Бауэра к изданию Анонима I (VMK 20, S.2-36, особенно S.35-36).
  2. Nam ut Hollandrinus ait: Qui octo tonos ignorat, pro Musico non reputatur. Цитаты нет в первом издании энциклопедии (1503). Она появляется во втором издании (1508) вместе с новым разделом « Musica figurata ».
  3. Впервые издан Ф.Фельдманом в 1938.
  4. Впервые издан Э. Кусмакером в 1874 и был ранее известен как Аноним XI CS III
  5. Впервые издан И. Амоном в 1977.
  6. Впервые издан Ж.Шагани (Czagány) в 1991.
  7. Впервые издан Д.Бартой (Bartha) в 1937.
  8. Впервые издан А.Раушем (Rausch) в 1997.
  9. Трактат впервые издан Д.Бартой в 1934.
  10. Трактат впервые издан В.Гибуровским в 1915.

Издание

Примечание. VMK = Bayerische Akademie der Wissenschaften. Veröffentlichungen der Musikhistorischen Kommission

  • Traditio Iohannis Hollandrini, hrsg. v. M. Bernhard und E. Witkowska-Zaremba. Bd. 1: Die Lehrtradition des Johannes Hollandrinus. München, 2010 (= VMK 19)
  • Traditio Iohannis Hollandrini, hrsg. v. M. Bernhard und E. Witkowska-Zaremba. Bd. 2: Die Traktate I — III. München, 2010 (= VMK 20)
  • Traditio Iohannis Hollandrini, hrsg. v. M. Bernhard und E. Witkowska-Zaremba. Bd. 3: Die Traktate IV — VIII. München, 2011 (= VMK 21)
  • Traditio Iohannis Hollandrini, hrsg. v. M. Bernhard und E. Witkowska-Zaremba. Bd. 4: Die Traktate IX — XIV. München, 2013 (= VMK 22)
  • Traditio Iohannis Hollandrini, hrsg. v. M. Bernhard und E. Witkowska-Zaremba. Bd. 5: Die Traktate XV — XXI. München, 2014 (= VMK 23)
  • Traditio Iohannis Hollandrini, hrsg. v. M. Bernhard und E. Witkowska-Zaremba. Bd. 6: Die Traktate XXII — XXVI. München, 2010 (= VMK 24)
  • Traditio Johannis Hollandrini, hrsg. v. M. Bernhard und E. Witkowska-Zaremba. Bd. 7: Studien. München, 2016 (= VMK 25)
  • Traditio Iohannis Hollandrini. Supplementum / ed. by M. Bernhard & E. Witkowska-Zaremba, transl. by Calvin M. Bower. Warszawa: Instytut Sztuki PAN, 2021. ISBN 978-83-66519-16-9 .

Литература

  • Ward T. The theorist Johannes Hollandrinus // Musica Antiqua 7. Acta scientifica. Bydgoszcz, 1985, p. 575-598.
  • (2003)

Ссылки

  • (2015)
Источник —

Same as Иоанн Голландский