Барановский, Пётр Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Дми́триевич Барано́вский ( 28 января [ 9 февраля ] 1892 , с. Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии — 12 июня 1984, Москва ) — российский, советский архитектор , реставратор памятников древнерусского зодчества. Основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре . Считается некоторыми публицистами спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения .
Барановский, выходец из дорогобужских крестьян, окончил инженерный курс в Москве в 1912 году с лицензией на производство строительных работ и медалью Московского археологического общества — за реставрацию Свято-Троицкого Герасим-Болдинского монастыря в Болдине (Смоленской губернии). После непродолжительной работы на железнодорожных и промышленных постройках, с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил военным инженером. В 1918 году получил второй диплом, по искусствоведению, и стал преподавателем Московского университета ; в том же году восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря , церкви Петра и Павла и Митрополичьих палат в Ярославле , пострадавшие при артиллерийском обстреле Ярославля Красной армией.
В 1921 году организовал свою первую (из десяти) экспедицию на Русский Север . За свою жизнь Барановский исследовал сотни памятников народной архитектуры, от Белого моря до Азербайджана .
В конце 1920-x годов, в разгар антирелигиозного движения, Барановский реставрировал Казанский собор на Красной площади (закрытый ещё в 1918 году, храм быстро разрушался). Его принцип в реставрации — восстанавливать первоначальный облик здания, уничтожая все позднейшие пристройки и наслоения, — многими воспринимался в штыки, однако в те годы это был один из способов сберечь памятник от немедленного сноса.
В 1923—1936 годах под руководством Барановского выполнялись реставрационные работы в Георгиевском соборе XII—XIII веков в городе Юрьеве-Польском . В 2017 году стал доступен архив Барановского .
В конце 60-х годов инициировал возрождение усадьбы в Хмелите Вяземского района Смоленской области — единственного в стране музея А. С. Грибоедова .
В 1924 году Барановский добился учреждения в Коломенском музея народного творчества и стал его первым директором. В 1927—1933 годах он разыскал, вывез в Коломенское и сохранил для будущего памятники деревянного зодчества: домик Петра I , Моховую башню из Сумского острога , хозяйственную постройку из Преображенского и пр. Барановский зафиксировал состояние памятников и отреставрировал их, вновь удаляя «позднейшие» слои (в результате колокольня Георгиевской церкви стоит отдельно от трапезной — связующая пристройка была снесена Барановским).
В Коломенском Барановский развил собственную школу реставрации (среди его учеников и последователей Л. А. Давид и др.).
По роду своей деятельности Барановский обмерял и описывал церкви, намеченные к сносу, в том числе был последним человеком, посетившим Чудов монастырь в Кремле перед его сносом в 1929 году. Он успел вынести оттуда только мощи митрополита Алексия .
Самым надёжным способом спасти церковь от разрушения в те годы была организация в ней музея. В 1923 году Барановскому удалось добиться присвоения для Свято-Троицкого Герасим-Болдинского монастыря статуса филиала дорогобужского музея. Он и его помощники собирали в монастыре то, что оставалось от разгромленных окрестных храмов, перевезли в Болдино коллекцию закрытого музея в Ельне . В Болдине концентрировались памятники уничтоженной (и теперь почти восстановленной по обмерам Барановского) храмовой культуры русско-литовского пограничья на верхнем Днепре . Понимая шаткость своего положения, Барановский нанял фотографа Михаила Погодина (внука историка М. П. Погодина ) для документирования монастыря и его коллекции (1928—1929).
В начале 1930-х годов Барановскому удалось спасти в Архангельске исторический Домик Петра I — он был разобран, перевезён и собран в селе Коломенское в 1934 году.
Музей был разгромлен в 1929 году; коллекция и большинство погодинских фотографий — утрачены. Здания были разрушены немцами в 1943 году в отместку за сопротивление местного населения. В январе 1930 года был арестован директор болдинского музея Семён Бузанов (умер в лагере), директор дорогобужского музея бежал, Погодин был «вычищен» как «классово чуждый».
Для Барановского дело кончилось строгим выговором. 4 октября 1933 года он был арестован , проходил по делу "Российской национальной партии" (РНП), оно же " Дело славистов ". «Вскоре по прибытии в сибирские лагеря в г. Мариинск я был назначен помощником начальника строительной части. Там мною, помимо других работ, спроектировано здание сельскохозяйственного музея» (из автобиографии).
Весной 1936 года Барановский был досрочно освобожден, был вынужден поселиться «за сто первым километром» в Александрове , где поступил на должность архитектора-реставратора в местный музей, который на тот момент являлся филиалом Государственного исторического музея . На новом месте жительства занимался научным исследованием и реставрацией памятников Александровского кремля.
Отреставрированный им частично Казанский собор на Красной площади в Москве был уничтожен вскоре после его возвращения.
Осуждённые по «Делу славистов» были реабилитированы: в 1956 году по ленинградскому делу, в 1964-м — по московскому.
В феврале 1947 года на объединённом заседании Сектора архитектуры и Сектора живописи Института истории искусств АН СССР Барановский сделал доклад «О времени и месте погребения Андрея Рублёва ». Он сообщил о находке копии фрагментарно сохранившейся надписи с надгробия Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре Москвы, сделанной в XVIII веке Г. Ф. Миллером , и предложил свой вариант реконструкции текста надписи . Находка оказалась весомым доводом в пользу сохранения монастыря (уже частично разрушенного) . Барановский и И. Э. Грабарь выступили совместно за создание музея древнерусского искусства на базе монастыря; официальное решение было принято в 1947 году , но музей открылся для посещения только в 1960 году (в период с 1949 по 1960 годы созданием музея и формированием экспозиции руководил его первый директор Давид Ильич Арсенишвили).
Похоронен вместе с супругой Марией Юрьевной Барановской в Донском монастыре в Москве.
Восстановлено Барановским: