Interested Article - Авраамий (Дернов)

Архиепи́скоп Авраа́мий (в миру Анато́лий Ива́нович Дерно́в ; 29 июля 1874, село Верх-Порзи , Глазовский уезд , Вятская губерния — 1 мая 1942, рабочий посёлок Кодино , Онежский район , Архангельская область ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Глазовский .

Биография

Был четвёртым из шестерых детей священника Иоанна Дернова. Почти всё его детство прошло в Глазове . До девяти лет мальчик «жил при родителях», обучался в приходской школе, затем Глазовском духовном училище . В августе 1890 года поступил в Вятскую духовную семинарию, по окончании которой получил рекомендации к поступлению в Московскую духовную академию . Но будущий пастырь выбрал миссионерский факультет Казанской духовной академии дабы посвятить свою жизнь проповеди православия народам Азии .

31 марта 1900 года 25-летний студент III курса Анатолий Дернов в академической церкви ректором Казанской духовной академии академии епископом Чистопольским Антонием (Храповицким) был пострижен в монашество с именем Авраамий в честь мученика Авраамия Болгарского . В том же году рукоположен в иеродиакона , а затем иеромонаха .

В 1901 году окончил Казанскую духовную академию со званием действительного студента с правом получить степень кандидата богословия без новых устных испытаний .

Отказавшись от назначения на должность преподавателя русского языка в первом классе Уфимского духовного училища , иеромонах Авраамий прибыл в Пророко-Ильинский храм на должность миссионера в Шульбинский стан Киргизской миссии . Через год был переведён в Центральный стан, находившийся в Семипалатинске , и за усердные труды награждён наперсным крестом .

В 1910 году по рекомендации своего однокашника и собрата по постригу в Казанской академии начальника Киргизской миссии архимандрита Владимира (Тихоницкого) , иеромонах Авраамий стал настоятелем Супрасльского монастыря Гродненской епархии , бывшей оплотом Православия на территории Царства Польского .

Летом 1915 года братия Супрасльского монастыря вместе со святынями была эвакуирована в Москву, в Высоко-Петровский монастырь . Архимандрит Авраамий был освобожден от обязанностей наместника обители . Согласно сведениям, которые епископ сообщил на допросах, он до 1917 года, эвакуировавшись из Гродненской губернии ввиду наступления немецких войск, «проживал в качестве беженца сначала в гор. Москве, а затем и в гор. Вятке и определённо нигде не служил». В Москве Авраамий жил в Высоко-Петровском монастыре . В 1917 года он находился «на своей родине в гор. Глазове Вят. губ. у брата». Затем Авраамий «временно проживал в городах Москве, Вятке и Казани». Приводимый у Мануила (Лемешевского) факт его служения архимандритом в Александро-Невской лавре в 1917 году не соответствует действительности. Митрополит Мануил перепутал его с архимандритом Авраамием (Чурилиным) .

16 октября 1920 года, когда был назначен «наместником архимандрита-настоятеля» Вятского Трифонова монастыря , где после « красного террора » оставалось всего два иеромонаха .

9 мая 1922 года был арестован Патриарх Тихон. Воспользовавшись этим, группа священников-обновленцев организовала «Высшее церковное управление» (ВЦУ) и разослала своих представителей во все епархии. В начале августа 1922 года в Вятку прибыл эмиссар ВЦУ священник Утробин. Он не нашёл поддержки у епископа Вятского и Слободского Павла (Борисовского) и епископа Глазовского Виктора (Островидова) , отказавшихся признать ВЦУ и подчиниться таким образом обновленцам. В ночь на 27 августа епископы Павел и Виктор вместе со своим окружением были арестованы и отправлены в Бутырскую тюрьму Москвы. Весной 1923 года последовали новые аресты среди «тихоновского» духовенства Вятской епархии .

19 августа 1923 года члены монастырского совета Трифонова монастыря города Вятки обратились к патриарху Тихону с просьбой ввиду ареста архиепископа Вятского Павла (Борисовского) и епископа Уржумского Виктора (Островидова) хиротонисать отца Авраамия во епископа Уржумского .

6 сентября 1923 года патриарх Тихон благословил хиротонисать архимандрита Авраамия во епископа Уржумского , поручив ему управление всеми приходами Вятской епархии . Хиротония состоялась 16 сентября в Москве .

В книге «Архивы Кремля» приводится такая характеристика того периода:

К настоящему моменту в гор. Вятке имеется восемь обновленческих церквей, и восемь тихоновских, как обновленцы, так и никоновцы обладают — одинаковым количеством церквей, но симпатия верующих находится на стороне тихоновцев и как церкви как церкви всегда бывают переполнены. Во главе тихоновской группы стоит ставленник быв. патр[иарха] Тихона — епископ Уржумский Авраамий (Дернов) свою деятельность проявляет только лишь в совершении частных торжественных богослужен[ий] в тихоновских церквях <…> С некоторым упадком и ослаблением деятельности обновленцев, наблюдается усиление тихоновщины, которые в своей работе среди верующей массы, занимаются антиобновленческой агитацией, и пропагандой, достигая этим своей цели и в результате чего, миряне выгоняют из церквей — обновленцев и восстанавливают в правах Тихоновцев .

27 декабря 1923 года арестован в первый раз. В мае 1924 года освобождён под подписку о невыезде . В 1924 году епископ Виктор (Островидов) дал ему такую характеристику: «Владыка Авраамий — великий человек по своему смирению пред Богом. Наверное, его тоже сошлют куда‐либо далеко. Помоги ему, Господи!» .

Второй арест последовал почти через год, 6 марта 1925 года. По мнению вятского исследователя Е. В. Кустовой, поводом для задержания владыки Авраамия послужила его активная помощь ссыльным вятским епископам Павлу и Виктору и священникам, а также всем осуждённым по церковным и политическим делам Вятского исправдома.

В конце 1925 года арестован прямо во время богослужения. Приговорён к трём годам ссылки . Отбывал ссылку в селе Гыбад Усть-Сысольского уезда Зырянского края .

В январе 1928 года, вернувшись из ссылки, поселился в Глазове . Обратился к архиепископу Вятскому Павлу (Борисовскому) с просьбой принять его в епархию и не считать противником ни митрополита Сергия, ни архиепископа Павла (епископ Авраамий считался человеком, близким епископу Виктору). Письмо было рассмотрено на заседании временного Вятского епархиального совета 11 января 1928 года и в силу его значимости для епархиальных дел было разослано в копиях по благочиниям .

Не имея возможности управлять Уржумским викариатством, епископ Авраамий предполагал уйти на покой и в конце декабря 1928 года подал соответствующее прошение митрополиту Сергию. Однако к этому времени церковная ситуация в Глазовском уезде изменилась: в конце 1928 — начале 1929 года три благочиннических округа, принеся покаяние в подчинении епископу Виктору, присоединились к митрополиту Сергию. Котельнический епископ Никифор (Ефимов) , временно управлявший в начале 1929 года Вятской епархией, обратился 14 февраля к митрополиту Сергию с рапортом, в котором просил разрешить епископу Авраамию управлять выходящими из раскола приходами Глазовского уезда с временным предоставлением статуса правящего архиерея. В начале марта 1929 года из Патриархии был получен указ, датированный 22 февраля, в котором Авраамию, епископу Уржумскому, поручалось «временно окормлять присоединившиеся приходы Глазовского уезда с непосредственным сношением с Патриархией». Под управлением епископа Авраамия оказалось около 30 храмов в Глазове и в нескольких сёлах Глазовского уезда (ранее, 3 мая 1927, все другие церкви Глазовского уезда, сохранившие верность митрополиту Сергию, его указом были переданы Ижевской епархии) .

Имя епископа Авраамия возносилось за богослужениями во всех храмах Вятской епархии, что было одним из средств борьбы с последователями епископов Виктора (Островидова) и Нектария (Трезвинского) . В марте 1932 года по предложению архиепископа Котельнического Евгения (Зёрнова) , управлявшего Вятской епархией, временный Вятский епархиальный совет постановил прекратить возношение имени Авраамия, бывшего епископа Уржумского, в церквах Вятской епархии.

9 мая 1935 года назначен вторично епископом новообразованной Глазовской епархии, которая на тот момент насчитывала 28 действующих храмов. В Глазове жил в сторожке Преображенского собора .

В начале 1937 года городские власти закрыли Преображенский собор в Глазове под предлогом необходимости его ремонта. Вместе с делегацией духовенства и верующих епархии посетил митрополита Сергия в Москве с ходатайством об открытии собора. Там 9 января 1937 года был возведён в сан архиепископа . Поскольку собор не был возвращён, архиепископ Авраамий совершал богослужения в своей квартире в Глазове в присутствии немногих прихожан, начиная службу в 4 часа утра .

10 мая 1937 года арестован. Заключение отбывал сначала в глазовской тюрьме, затем во внутренней тюрьме НКВД Удмуртской АССР в Ижевске. Предъявленное обвинение в антисоветской агитации отверг, сказав лишь, что закрытие храма является гонением на верующих и нарушением Конституции .

4 ноября приговорён к 10 годам тюремного заключения, 30 августа 1938 года последовало распоряжение о его ссылке в северо-восточные лагеря.

После двух лет и трех месяцев, проведённых в тюрьмах Ижевска и Глазова , архиепископ Авраамий недолгое время находился в заключении в Ленинградской и Соловецкой тюрьмах. Второго ноября 1939 года владыку перевели в Сорокский исправительно-трудовой лагерь НКВД. Как следует из его личного дела, первое время он отбывал срок во втором строительном участке Сороклага, расположенном в старинном поморском селе Сумский Посад . Год спустя, в сентябре 1940 года, архиепископ Авраамий находился на территории Сорокского отдельного лагерного пункта (ОЛП) в городе Беломорске . Врачебная комиссия лагеря неоднократно отмечала старческую дряхлость архиепископа Авраамия, страдавшего после долгого пребывания в сырых тюремных камерах от миокардита и артериосклероза. Вскоре владыка оглох на оба уха, его признали инвалидом и освободили от общих работ .

Окончательно обессилев, «заключенный Дернов» 16 марта 1942 года был помещён в стационар «колонны № 38» Кодинского ОЛП, находившегося рядом с железной дорогой при рабочем посёлке Кодино Онежского района Архангельской области , где он скончался 1 мая того же года .

В 1970-е годы имя погибшего за веру архиепископа Авраамия было внесено Церковью на «вечное» поминовение в Троице-Сергиевой лавре .

Примечания

  1. , с. 75.
  2. , с. 75—76.
  3. от 1 марта 2013 на Wayback Machine см. Выпуск 1901 года. Курс XLII.
  4. , с. 76.
  5. , с. 77.
  6. Кочин Г. А. от 21 апреля 2016 на Wayback Machine // «Страна Вятская».
  7. Дамаскин (Орловский) , игум., Шумилов Е. Ф. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 169. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  8. Покровский Н. Н., Петров С. Г. Архивы Кремля. В 2 кн. — М.-Новосибирск: РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. — Т. 2. — С. 365.
  9. Дамаскин (Орловский) , игум. // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель. — Тверь: Булат, 2006. — С. 174—212.
  10. , с. 80.
  11. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XI : « — Гомар ». — С. 546-547. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-017-X .
  12. , с. 85.

Литература

  • Дамаскин (Орловский) , игум., Шумилов Е. Ф. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 169. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  • Шихов С. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XI : « — Гомар ». — С. 546-547. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-017-X .
  • // «Обретение святых»: III региональная церковно-научная конференция (г. Киров (Вятка), 23 октября 2011 г.) / Сост.: прот. А. Балыбердин. — Киров: 2012. — С. 110—117.
  • Кочин Г. А. Был ли архиепископ Глазовский Авраамий (Дернов) архимандритом Александро-Невской Лавры? // «Обретение святых»: сборник материалов V Межрегиональной церковно-научной конференции, посвященной 150-летию преставления чудесами иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (г. Киров,13 октября 2013 г.) — Киров: «Лобань», 2014. — С. 134—138.
  • // Церковь. Богословие. История. — 2021. — №  2 . — С. 96—101 .
  • Кочин Г. // Журнал Московской Патриархии . — 2023. — № 6 . — С. 74—85 .

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Авраамий (Дернов)