Фигуры речи
- 1 year ago
- 0
- 0
Шахматные фигуры — изделия ( шахматы , фигуры ) предназначенные для размещения на доске , разделенной на 64 квадрата, попеременно белых и чёрных (могут быть и другие цвета), и игры в сражение между двумя равносильными армиями, расположенными на ней .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В каждой армии по 16 фигур ( шахмат ), в одной черных, в другой белых . В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король , ферзь , ладья , слон , конь и пешка . В игре в шахматы участвуют два игрока: один управляет белыми фигурами, другой — чёрными. В начале игры у каждого игрока 16 фигур: один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. В других странах фигуры могут иметь и другие названия, например: королева (ферзь), офицер (слон), туры ( пушки , башни ) .
Фигуры делятся на:
В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле; например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки. В разговоре нередко слово «фигура» обозначает именно лёгкую фигуру, например, «мне удалось выиграть ферзя за фигуру», «жертва фигуры за 2 пешки».
Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории ценность фигур принято измерять в пешках. Общеприняты [ кем? ] следующие соотношения [ источник не указан 859 дней ] :
Фигуры | Символ | Ценность |
---|---|---|
Пешка | 1 | |
Конь | 3 | |
Слон | 3 | |
Ладья | 5 | |
Ферзь | 9 | |
Король | ∞ |
Эти соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем находящаяся на фланге и тем более в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от позиции. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю при точной защите слабейшей стороны, двумя конями — нет. Действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королём, либо забирать коня.
Особым вопросом является относительная сила короля. С одной стороны, неустранимая угроза взятия короля (то есть мат ) означает проигрыш партии, и поэтому его ценность равна бесконечности. В дебюте и миттельшпиле неприкрытый король легко уязвим, и поэтому он не принимает активного участия в шахматном сражении, стремясь находиться под защитой других фигур; для этого обычно проводится рокировка . С другой стороны, ближе к концу партии король проявляет бо́льшую активность и становится важной атакующей и защищающей фигурой, и его сила равна 3-4 пешкам .
Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей пустой шахматной доски называется ударной силой этой фигуры.
Фигура | В центре | На краю | В углу |
---|---|---|---|
Пешка | 2 | 1 | — |
Конь | 8 | 3—4 | 2 |
Слон | 13 | 7 | 7 |
Ладья | 14 | 14 | 14 |
Ферзь | 27 | 21 | 21 |
Король | 8 | 5 | 3 |
Кроме ладьи, повышает их ударную силу.
Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат-пехотинцев (пешки), боевые колесницы (ладьи), кавалеристов (кони), боевых слонов (слоны), короля и советника или главного визиря (ферзь) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, и нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости). Естественно, они были (и есть) редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными, или «условно-знаковыми» (задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась — существеннее было лёгкое опознание фигур).
Из-за упрощённых фигур и языковых барьеров названия фигур варьировались от страны к стране. Так, современные английские названия «королева» (ферзь) и «епископ» (слон) замечены лишь в XVI веке. Поэтому до середины XIX века внешность шахматных фигур была достаточно произвольной. В предыдущие века выделилось несколько наиболее распространённых в каждой стране стилей. Так, стиль «барлейкорн» получил распространение в Англии. Доска изготавливалась из ореха, красного дерева, венге . Фигуры из дорогих пород дерева, бивня мамонта или слоновой кости. Характерен большими размерами фигур. Подставки фигур, подбитые натуральной кожей, содержат металлические утяжеления, делающие фигуры более устойчивыми. Шахматная доска, изготовленная из светлого или затемненного дуба, покоится на четырёх ножках. Шахматное поле набиралось из натурального шпона различных пород дерева. Внутренняя часть шахматной доски содержит декоративную деревянную решетку на красивой ткани, внутри которой эффектно размещены шахматные фигуры. Форма главных фигур — короля и ферзя — сходна с кукурузными початками . Также в Англии был распространён стиль «калверт». Для английских стилей характерна тонкая токарная работа и ажурная резьба. В Германии был популярен старый стиль «селенус», напоминающий «барлейкорн», но с более тонкими фигурами, имеющими больше поперечных элементов. Впервые « лунные шахматы » («селенус») были изображены на иллюстрациях Якоба ван дер Хейдена к книге Густава Селенуса «Шахматы, или Королевская игра» в 1616 году . Для них характерна свойственная готическому стилю вертикальность, ажурный орнамент , совмещение реальности и иллюзии, перенятые барокко . Современники отмечали близость таких фигур форме скелета :
«Верхнюю часть фигур венчает символический скелет, в образе которого всемогущая смерть смеётся над шахматной игрой».
Картина французского художника Реми-Фюрси Дескарсена (1747—1793) « Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью » поэтому изображает именно такой вариант шахматных фигур, в целом во Франции популярный мало.
Во Франции и России предпочитали шахматы стиля «режанс».
На Русь шахматы попали из Персии около X века. Это повлияло на русские названия фигур, а вот традиционный русский облик полностью уступил место западноевропейскому дизайну.
До середины XIX века не существовало единого стандарта шахматных фигур. В Северной Европе с XVII по XIX век популярностью пользовался комплект так называемых « лунных шахмат », сочетавший цветочные мотивы с формами человеческого скелета.
В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать дизайн шахматных фигур. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур — так называемые « стаунтоновские » шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук.
Художник сделал простые осесимметричные (за исключением коня), но достойно выглядящие фигуры. Осесимметричность большинства фигур даёт возможность изготавливать их на токарном станке. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона , увиденного художником в Британском музее . Облик фигур опирался на британские традиции: так, шишечка слона («епископа») напоминала раздвоенную митру католического священника. Организатор турнира и заказчик нового дизайна фигур, Говард Стаунтон , разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле , в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто , турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.
Изображения фигур, принятые на шахматных диаграммах , более раннего происхождения — все они, кроме ферзя и короля, известны уже с начала XIX века (ферзь и король были головами в разных коронах).
Если в Европе шахматные фигуры подверглись в XIX веке стандартизации и значительной стилизации, то в Азии они в XIX веке сохранили свой первоначальный вид и широкое разнообразие формы. Французский художник Пьер-Луи Делаваль с удивлением и восхищением зарисовал в 1821 году на своей картине « Кан Гао, китаец из Кайенны » подобный комплект фигур, привезённый китайцем Кан Гао среди своих личных вещей в Париж; этот комплект детально воспроизводит внешность воинов древней индийской армии.
На территорию России шахматы приходили дважды: около IX века из Персии и уже в XVIII веке с Запада. Потому общепринятые русские названия фигур (за исключением короля) старинные и зачастую не отвечают облику.
В
дореволюционной России
встречались следующие названия фигур:
Ладья —
тура
, король —
генерал
, слон —
офицер
, ферзь —
королева
:
… Туры могли сойти за рюмки, король — за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы : блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за ёлку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…
Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания"
На Запад шахматы приходили разными путями, и обычно от арабов, а не от персов. Арабские фигуры часто были весьма схематичны, и их облик могли интерпретировать как угодно. Потому названия фигур бывают самые разные.
Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.
Название | Король | Ферзь | Ладья | Слон | Конь | Пешка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Белые | Символ | ♔ | ♕ | ♖ | ♗ | ♘ | ♙ |
Код | U+2654 | U+2655 | U+2656 | U+2657 | U+2658 | U+2659 | |
HTML | ♔ | ♕ | ♖ | ♗ | ♘ | ♙ | |
Чёрные | Символ | ♚ | ♛ | ♜ | ♝ | ♞ | ♟ |
Код | U+265A | U+265B | U+265C | U+265D | U+265E | U+265F | |
HTML | ♚ | ♛ | ♜ | ♝ | ♞ | ♟ |
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|