Interested Article - Энгель, Антонин
- 2020-10-08
- 2
Антонин Энгель ( чеш. Antonín Engel ; 4 мая 1879 , Подебрады , Цислейтания — 12 октября 1958 , Прага ) — чешский архитектор и градостроитель , теоретик архитектуры , преподаватель, ректор Чешского технического университета (1939 год), автор плана развития района Праги « Дейвице » .
Биография
Антонин родился в Подебрады в семье сахарного инженера Августина Энгеля, вскоре переехавшего в Прагу . В 1879 году Антонин сдал выпускные экзамены в чешском высшем реальном училище в районе Мала-Страна и поступил на специальность «архитектура и строительство» Чешского технического университета у профессора Яна Колы. В 1901 году перешёл к профессору Йозефу Зитеку , обучение у которого окончил в 1904 году в «немецкой политехнике» (университет был разделён на чешскую и немецкую часть) . Стал членом в 1904 году, позже клуба « » (основан в 1900 году) .
В 1905—1908 годах учился у Отто Вагнера в Академии изобразительных искусств в Вене . За идеалистический проект перестройки Летны выиграл Римскую премию и совершил поездку в Италию .
После возвращения работал архитектором-проектировщиком и педагогом. В 1922 году получил статус профессора. Два раза Энгель был в должности декана Высшей школы архитектуры и строительства, потом в 1939 году стал ректором Чешского технического университета (в 1945 году был вынужден оставить должность из-за требований коммунистов). В 1948 году был выкинут с поста главы Института строительства городов ( чеш. Ústav stavby měst ), который основал и которым руководил 20 лет .
Творчество
До Первой мировой войны Антонин разработал в Подебрады проект ГЭС и других на Эльбе . В Праге в то время была построена вилла на Бржеговой улице, č.p. 43 .
В 20-х годах архитектор занимался градостроительными проблемами большой Праги. Тогда появились его самые известные проекты — водокачка в (Прага) и план Дейвице (Прага). С последним Энгель победил в конкурсе как раз в то время, когда было принято политическое решение строить в этом районе здания высших учебных заведений .
В 1924 году академический сенат (орган Чешского технического университета) назначил Энгеля главным архитектором новых университетских зданий в районе Дейвице .
План района «Дейвице»
Антонина Энгеля называют «создатель Дейвице » ( чеш. tvůrce Dejvic ), потому что он автор плана этого района в 1922—24 годах, существенно изменившего образ региона .
Время первых лет существования Чехословакии было полно больших надежд и планов. Сразу была создана комиссия для регулирования развития Праги — новой столицы. Было объявлено много конкурсов . Однако время Первой Республики подошло к концу, и план развития Девице стал одним из немногих реализованных .
Собственно, главной задачей было поставлено не решить застройку территории, а спланировать возвышенность Летна и её соединение центром Праги. Именно связь с городом является ключевой, из-за её ограниченности район Девице, где были средневековые укрепления и Буштеградская железнодорожная ветвь, не получил спонтанного развития в конце XIX века, как это произошло с большинством пригородов .
Главным элементом не полностью симметричной композиции является большая площадь Победы ( чеш. Vítězné náměstí ) подковообразной формы, из неё лучами выходят главные проспекты наподобие барочных планировок. Система дополнена меньшими улицами, расположенными в шахматном порядке, и блоками домов разного размера .
Кроме того, Энгель является автором ряда зданий, создающих облик района, в первую очередь это здания министерства национальной обороны Чехословакии , обращенные к площади Победы (1926—34), студенческое общежитие Масарика на улице Тхакурова (1923—25, улица названа в честь Рабиндраната Тагора , в чешском варианте Тхакура, см. бюст ). Архитектор является идейным вдохновителем зданий ареала Чешского технического университета . Его стиль можно коротко охарактеризовать стремлением к монументальности и любовью вертикальному членению фасада пилястрами .
Как бывает у монументальных проектов, работы не были завершены, когда пришёл конец Первой республики. Главное, не были готовы центральные участки вокруг площади Победы, не были произведены земляные работы, обеспечивающие коммуникации у Летны, не было реализовано соединение с Градчанской площадью, не была ликвидирована Буштеградская железнодорожная ветвь. Эти ключевые моменты обеспечивали логику размеров и монументальности площади Победы, без них проект потерял свой первоначальный смысл .
Попытки достройки в 50-х годах
После Второй мировой войны в моду вошёл соцреализм . Поэтому по первоначальным чертежам Энгеля были закончены здания генерального штаба у площади Победы, недалеко в микрорайоне Подбаба был возведён монументальный отель Интернационал .
В 1957 году был объявлен новый конкурс на завершение застройки зданий чешских высших учебных заведений. Его выиграли Франтишек Чермак и Густав Паул, от идеи блоковой застройки, предложенной Энгелем, отказались. Территория же площади Победы не была достроена по их проекту, который предполагал прямоугольную форму вместо первоначальной подковы, она так и осталась незаконченной .
От 90-х лет XX века снова стали проводиться конкурсы на завершение площади. В 2002 году был предложен проект A.D.N.S., но министерство охраны памятников культуры не дало разрешение на строительство, потому что в их решении не была показана гармония с первоначальными планами блоковой застройки; за компактным круглым фасадом к площади архитекторы хотели разместить постройки гребешком (по их словам это отвечало формам зданий машиностроительного и электротехнического факультетов) .
Закончить площадь по первоначальным планам тоже не представляется возможным. Во-первых, мы бы всё равно не смогли выполнить фасад по старым чертежам — сегодня нет таких каменщиков, материалов и технологий, пришлось бы идти на определенные компромиссы и получить в итоге карикатуру старого стиля. Во-вторых, функциональное решение зданий сильно изменилось, исходные проекты не подходят даже для нужд современного учебного заведения, а для коммерческих площадей, как предполагается использовать эти здания сейчас, — тем более .
При решение застройки площади нельзя забывать и об общей концепции. Остаётся открытым вопрос, оставить площадь визуально закрытой или открыть в направлении главной оси, кроме того стоит учитывать, что первоначальный замысел Энгеля предполагал наличие вертикального элемента — обелиска — в центре площади. В итоге в проектах мы опять возвращаемся к соперничеству консерватизма и новаторства, которое появилось с первыми планами Антонина Энгеля и постоянно присутствует в проблеме до сих пор .
Значение
Творчество Энгеля приходится на переходный период от модерна к современному пониманию архитектуры. «Последний классик чешской архитектуры» выбирал более традиционные подходы, его работы воспринимались современниками как архаичные, поэтому у него было немного последователей, а его имя было на время забыто. Однако когда современные архитекторы изучают творчество Энгеля, их удивляет широта и солидность его проектов, что обеспечило высокое качество архитектуры для жителей Дейвице .
Примечания
- ↑
- ↑ — 2003.
- ↑ Macht, Jiří,Tryml, Michal. Praha 6: Prague 6. Praha: Městská část Praha 6; 1994 isbn 80-901388-0-6
- ↑ от 16 апреля 2014 на Wayback Machine . Masarykův ústav a Archiv AV ČR, v. v. i.
- . Дата обращения: 16 апреля 2014. Архивировано из 16 апреля 2014 года.
- ↑ от 16 апреля 2014 на Wayback Machine для журнала клуба «За старой Прагой» 1/2003
Литература
- a kol. Engel, Antonín // Nová encyklopedie českého výtvarného umění (чешск.) . — Praha : Academia , 1995. — S. 162-163. — 1103 S. — ISBN 80-200-0536-6 .
- 2020-10-08
- 2