Interested Article - Еврейская община Бродов
- 2021-05-24
- 2
Еврейская община Бродов — ашкеназская община , которая существовала в городе Броды на территории современной Украине, по крайней мере, с конца XVI века и до её исчезновения во время Холокоста .
Броды впервые упоминаются в источниках в 1084 году , а евреи начали селиться там после изгнаний в 1290 года из Англии и из Испании (1492 год) во времена правления Станислава Жолкевского (конец XVI века) своей собственностью (городом). Расцвет общины пришёлся на период правления Австрийской империи в Бродах, когда город был объявлен «городом свободным от налогов». Это привлекало в Броды многих евреев, которые в основном занимались торговлей . В первой четверти XIX века процент евреев в общей численности населения города достиг пика — 88 процентов. Из-за высокого процента евреев в городе Броды получили прозвища «Австрийский Иерусалимская» и «Галицкий Иерусалим». Община была одной из старейших и наиболее известных еврейских общин на западе Украины (ранее принадлежавшей Австрийской империи и Второй Польской республике , в составе Львовской земли, Русского воеводства ). Она также была одной из самых богатых и стабильных общин в мире, и поддерживала прочные торговые связи с немецким еврейством .
Община Бродов была известна благодаря знаменитому Клойзу , в котором учились множество мудрецов из всей Галиции . Броды также были известны своими знаменитыми раввинами : раввину Эфраиму Залману Маргалиоту, раввину Йехезкелю Ландау , раввину Ицхаку Халеви Горовицу и другим. Среди известных раввинских фамилий Бродов выделялись семьи Горовиц и Рокач, которые активно противостояли лжемессианству . В Бродах так же жили представители двух известные древних семей Галиции Блум и Раух.
Броды были интеллектуальным еврейским центром и одним из центров еврейского просвещения и ортодоксального иудаизма в Галиции. Броды представляли собой поселение типичное для восточноевропейского еврейства — штетла . Они были одним из местечковых городов, в которых развивались политические и общественные движения , которым было разрешено участвовать во всеобщих выборах в городской совет . Внешний расцвет и внутреннее благосостояние еврейской общины продолжались до 1880 года, когда евреев постигла катастрофа .
История общины
«основываясь на прежних правах и привилегиях , данных евреям города Броды нашими предшественниками, погибших, однако, в огне, и питая особое расположение к евреям, мы задумали сохранить за ними те права и привилегии, которые они (евреи) представили нам и нашим комиссарам »
Создание общины
Начало еврейского поселения в Бродах было в конце 16 века. Принято считать, что евреи жили в районе города Броды ещё в 1584 году, когда король Польши Стефан Баторий выдал специальное разрешение на строительство в Острове, небольшой деревне, расположенной недалеко от Бродов. Первые официальные документы евреев появились 4 года спустя, в 1588 году. Эти документы представляют собой список сделок, которые касаются еврея по имени Моше и в котором записано, что Моше купил в доме Богдновой Зеликович 11 золотых монет. В этом же году есть и свидетельства о еврее по имени Барух, обвинённом в клевете. В общине был раввин, синагога, кладбище , баня и другие общественные учреждения. Большинство евреев было сосредоточено на улице, получившей название «Еврейская улица» (ulica Zydowska). В записи 1590 года упоминается имя раввина общины, его зовут Авраам Рабинович.
До раздела Польши
Под властью Австро-Венгерской империи
Политика австрийского правительства в отношении евреев несколько раз менялась .
В 1772 году в рамках раздела Польши город перешёл под власть Австро-Венгерской империи . Евреи потеряли много своих прав: им пришлось платить много налогов, еврейские суды и все общественные учреждения потеряли свою независимость, а количество евреев в городе было ограничено. В 1784 году объём торговли в городе вырос до 4 226 000 флоринов . Большая часть торговли находилась в руках евреев. Многие еврейские купцы скопили большие состояния, иногда даже более 10.000 или 20.000 флоринов. 76 из 79 оптовых торговцев, которые вели торговлю, приносившую высокую прибыль в 1795—1797 годах, были евреями. В это время социальный и экономический статус еврейских ремесленников в Бродах укрепился. В 1799 г. насчитывалось около 14.000 евреев. В этом году Броды получили статус «свободного города».
В начале 19 века количество евреев увеличилось до 16.400. В начале 1920-х годов в Бродах было 1134 еврейских торговца, в том числе: 113 торговцев зерном, 137 торговцев галантереей, 110 торговцев кирпичом, 9 торговцев текстилем, 8 торговцев мехом, 7 торговцев и производителей дрожжей, 214 розничных торговцев и 343 разносчика. В то время в Бродах было 393 ремесленника, из них: 110 портных, 14 ткачей, 5 часовщиков, 9 плотников, 118 меховщиков, 4 жестянщика, 11 стекольщиков, 47 ювелиров, 20 плотников, 4 гравёра, 4 маляра, 2 художника, 13 плотников, 30 мясников, 7 медников и 10 разных профессий. Количество меховщиков продолжало расти, и с годами, и Броды стали мировым центром меховой торговли. Среди крупнейших производителей и продавцов в этой отрасли — еврейская семья Гермелин. Яков Гермелин основал в 1825 году меховой завод в Бродах и большой меховой дом в Лейпциге , Германия.
В 1801 году условия изучения Талмуд-Торы были улучшены, и была сформулирована упорядоченная учебная программа, которая также включала изучение письма и математики. В 1818 г. в Бродах была открыта еврейская настоящая гимназия, а в 1823 г. — средняя школа, служившая подготовкой к занятиям в гимназии. В 1854 году в Бродах была открыта ещё одна школа, которой руководил Хирш Рейтман. В 1855 г. в школе училось 414 детей (248 мальчиков и 166 девочек), а в 1905 г. в ней обучалось 1132 ребёнка (543 мальчика и 589 девочек). В городе также были созданы специальные учебные заведения для ультраортодоксов .
После погромов в 1881 году толпы русских евреев скоплялись в Бродах, откуда отправлялись в Америку или впоследствии обратно в Россию .
В 1894 г. в Бродах было 14 хедеров , в которых обучались 413 учеников, а в 1905 г. — 24 хедера, в которых учились 574 учеников. В течение столетия произошло значительное улучшение влияния евреев на местную политику — и впервые в городской совет был избран еврейский представитель — Меир Калир, который позже также был избран в парламент Галиции ( Сейм ).
В Первую мировую войну
Между войнами
Судьба евреев общины в Шоа
Оккупация местности немцами
Создание гетто
Уничтожение общины
Первая Акция началась в субботу, 19 сентября 1942 года. Немецкая полиция при содействии украинской и еврейской полиции стала собирать евреев на рынке. Во время акции выселения в Белжец было депортировано 2200 евреев. Ещё 300 евреев были расстреляны во время акции. На следующий день после акции, вечером Йом Киппур, евреи Бродов тайно собрали миньян для молитвы. 2 ноября 1942 г. была проведена ещё одна акция, в ходе которой ещё 3000 евреев были депортированы в лагерь смерти Белжец . В этой облаве был убит глава юденрата и уменьшена территория гетто. В этой должности его заменил человек по имени Розенфельд.
Экономика
В 1704 году город перешёл во владение семьи Потоцких . Многие евреи арендовали земли поместья Потоцких, другие работали у них портными, вязальщиками или торговцами. В 1765 году в Бродах было 163 религиозных служащих, занятых общиной. В 1827 году в Галичине было 11718 еврейских купцов. 1134 из них (около 10 %) жили и торговали в Бродах. В том же году в Бродах проживало 36 еврейских маклеров и 9 еврейских банкиров. В тот же период 163 завода из 175 принадлежали евреям.
Религиозная жизнь в Бродах
Раввины Бродов и мудрецы Клойза были известны в еврейском мире. Особенно стали известны ученики Клойза, которые также занимались изучением Каббалы и принятием заключений. Также известна борьба с Саббатианством и с Хасидизмом .
Синагога в Бродах
Клойз
Клойз был основан раввином Хаимом бен Авраамом Ландау (двоюродным братом раввина Йехезкеля Ландау ), который перед этим являлся раввином Подкаменя . Год основания Клойза точно не известен, но считается, что он был основан в 20-х годах 18 века. Многие мудрецы Клойза жили в Клойзе на протяжении всей недели и только по субботам возвращались в свои дома (порой за пределами Бродов). Группе избранных учеников в возрасте более 30 лет, изучавшим Кабалу , разрешалось присоединиться к миньяну , который молился в «штибеле» около Клойза. Только каббалистам разрешалось носить белую одежду по субботам и в праздники. Эта группа, на которую в основном повлиял раввин Хаим Цанзер, который был одним из мудрецов Клойза, практиковал аскетизм школы Хасидей Ашкеназ .
Поминовение
Примечания
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
Литература
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- 2021-05-24
- 2