Капелла Святого Петра в оковах
- 1 year ago
- 0
- 0
«Освобождение святого Петра из темницы» ( исп. Liberacion de San Pedro ) — картина испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина основана на новозаветном сюжете, изложенном в книге « Деяния святых апостолов »: по приказанию иудейского царя Ирода Апостол Пётр был схвачен и посажен в темницу, но явился ангел и освободил Петра ( Деян. 12: 3—11).
Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу; Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною .
На картине изображён кульминационный момент освобождения: Пётр уже проснулся, оковы с него спали, его призывает ангел в красном одеянии, и Пётр начинает подниматься. За ним, в проёме стены, видны два спящих стражника, к стене прислонена алебарда одного из них.
Картина написана между 1665 и 1667 годами по заказу главы ордена Мерседариев и предназначалась для украшения в Севилье . Мигель Маньяра в 1664 году запланировал создать для госпиталя большое ретабло , семь больших картин, изображающих семь дел милосердия , и две картины на тему «Иероглифы смерти» ( Vanitas ). Мурильо, вступивший в орден мерседариев в 1665 году, сразу же получил заказ на создание этих картин. Скульптурное ретабло на тему «Положение Христа во гроб» было заказано .
Мурильо написал шесть картин на евангельские темы милосердия, включая «Освобождение Петра», и две картины для алтаря. Считается, что он закончил все работы в 1674 году. Однако было установлено, что шесть картин из серии дел милосердия находились в соборе к июню 1670 года, причём точно известно, что «Освобождение Петра» было установлено в соборе 27 августа 1667 года .
В качестве возможных прототипов, на которых основывался Мурильо в своей работе, называются гравюра 1657 года на этот же сюжет, снятая Хендриком Бари по картине Гисберта ван ден Куля, и аналогичный рисунок Клода Лоррена 1640 года. Обе эти работы композиционно близки работе Мурильо. В собрании Национальной галереи Праги , хранится предполагаемый собственноручный эскиз Мурильо к «Освобождению Петра» .
Весь комплект картин находился в больнице Ла Каридад вплоть до 1800 года, когда последовало распоряжение о передаче всех оригиналов в создаваемый Королевский музей. Было принято решение о замене оригинальных холстов копиями и к 1 мая 1803 года севильский художник Хоакин Кортес написал три из них, включая и «Освобождение Петра». В 1810 году, во время вторжения Наполеона в Испанию , все наиболее ценные работы из музеев и церквей были свезены в Севильский Алькасар , они где были захвачены маршалом Сультом , который часть трофеев присвоил. По окончании войн против Наполеона трофейные произведения искусства у Сульта конфискованы не были и оставались в собственности маршала вплоть до его смерти, последовавшей в 1851 году. В мае 1852 года в Париже состоялась распродажа собрания Сульта, на этой распродаже по поручению императора Николая I картину за 150000 франков приобрёл Ф. А. Бруни , причём первоначально Бруни хотел купить другую картину Мурильо — « Непорочное зачатие », которая в итоге за совершенно фантастическую по тем временам сумму в 586000 франков была приобретена для Лувра (ныне эта картина находится в Прадо ). Покупка «Освобождения Петра» явилась для Бруни своеобразным реваншем .
Картина выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 239 (Испанский просвет) .
Хранитель испанской живописи Государственного Эрмитажа Л. Л. Каганэ отмечала:
Зрелость композиционного решения, совершенство передачи движения фигур, данных в сложном ракурсе, искусное столкновение световых потоков <…> делают это полотно одним из лучших в наследии Мурильо. Но следует отметить известную поверхностность в раскрытии сюжета и образов .