Interested Article - Уродливая герцогиня
- 2020-05-15
- 1
«Уродливая герцогиня» — картина Квентина Массейса , хранящаяся в Лондонской национальной галерее .
Карикатура как новая форма искусства
В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев, считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура — оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определённые черты человеческой натуры.
Деформация и даже деструкция черт лица — носа , рта , лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа — желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса, несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.
Описание
Старуха в огромном чепце и с дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета , за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчёркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка . По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были ещё более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела .
Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».
Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка , изображающего его жену Маргариту.
Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской . Наконец, в XVIII столетии как портрет сестры Папы Пия VI , принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию. Джон Тенниел при создании образа герцогини вдохновлялся работой Массейса .
См. также
Примечания
- Die Entdeckung des Sichtbaren (нем.) . 1987. ISBN 3-608-76148-9
- Leonardo da Vinci , by Kenneth Clark (англ.) , ISBN 978-0-14-016982-9
- Lewis Carroll . (англ.) / Illustrated by John Tenniel ; With an Introduction and Notes by Martin Gardner . — New York: Bramhall House, 1960. — P. 82. — 352 p. — ISBN 0517029626 . — ISBN 978-0517029626 .
Ссылки
- в базе данных Лондонской национальной галереи (англ.)
|
У этой статьи надо
проверить нейтральность
.
|
- 2020-05-15
- 1